«Дадаизмы» от Данилы Давыдова: микрорецензия на книгу «Светлана. Культурная история имени»

Между восприятием имени как чистого бессмысленного шифтера и несколько маниакальной его гиперсемантизацией в духе Павла Флоренского или популярной эзотерической литературы находится собственно...

Между восприятием имени как чистого бессмысленного шифтера и несколько маниакальной его гиперсемантизацией в духе Павла Флоренского или популярной эзотерической литературы находится собственно осмысленная зона социокультурной ономастики. Одним из самых ярких примеров такого рода исследований в отечественной практике является известная монография Елены Душечкиной (1941-2020).

Имя Светлана – вне святцев, поэтому оно заведомо порождается культурным контекстом (начиная, собственно, с баллады Жуковского, отзвуке бюргеровой Леноры) и становится более фактом литературы, нежели реального наречения имен. Послереволюционная секуляризация, в том числе и в области именования новорожденных, ввела Светлану в живую практику, а то, что это имя носила дочь Сталина, сделало его маркированным для советской культуры.

Впоследствии, под воздействием моды, это имя переживало разные семантические превращения; к концу советской эпохи образ Светланы (уже скорее Светки) приобрел скорее вульгарный оттенок. Душечкина, однако, заканчивает книгу на оптимистической ноте: «Не исключено, что это столь удачно придуманное литературное имя, далеко еще не растратившее свои возможности, всплывет в российской антропонимической практике, вновь обретя присущую ему поэтичность и обаяние».

Другие «дадаизмы» от Данилы Давыдова вы найдете в телеграм-канале «НЛО». Книгу Елены Душечкиной «Светлана. Культурная история имени» можно купить на сайте издательства.