18,7K подписчиков

Что такое Халифат, и как возник Арабский Халифат

184 прочитали
После возникновения в VII в.

После возникновения в VII в. в Аравии на основе учения пророка Мухаммеда монотеистической религии – Ислама, арабы, в то время представлявшие собой сильно разобщенный по племенному признаку, в основном пребывавший по уровню социального развития в состоянии варварства этнос, объединились, создав государство, названное Халифатом.

Общая религия, в основе которой лежит поклонение создавшему всю Вселенную, включая людей, и безгранично властвующему над ней единому Богу – Аллаху, стала главным фактором, сплотившим арабский этнос. Человек, согласно исламским представлениям, является наместником Аллаха на земле, и в благодарность Богу должен соблюдать и утверждать на земле шариат – божественные законы, собранные в переданных Мухаммедом человечеству словах самого Аллаха – Коране (священное писание Ислама), а также указаниях Мухаммеда. Арабское «хиляфа – Халифат» и переводится как «наместничество», в исламской терминологии означая вообще государство или общество, управляемое в соответствии с шариатом.

После возникновения в VII в.-2

Созданное арабами первое исламское государство получило в мировой историографии название Арабский Халифат. На базе этого государства и сложилась исламская цивилизация, продолжительное время опережавшая в культурном и экономическом развитии другие мировые цивилизации, – цивилизация, без которой сегодня немыслимо само понятие «Восток».

Во главе первого государства мусульман – последователей Ислама, стоял халиф – вождь, правитель, имевший абсолютную юридическую власть. В то же время сам он был обязан во всем следовать религиозному закону, охранять религию и ее принципы – иначе он потерял бы влияние среди подданных. Ранним Халифатом, называемым мусульманами, а за ними – и мировыми историографами, праведным, правили один за другим четыре сподвижника Мухаммеда: Абу Бакр, Умар, Усман и Али. За время их правления под властью мусульманского государства окончательно объединились все арабские племена.

На миниатюре из "Subhat al-Akhbar" изображены дед пророка Абд аль-Мутталиб (вверху), сам пророк Мухаммед (с закрытым лицом) и четыре его сподвижника: Абу Бакр, Умар, Усман и Али
На миниатюре из "Subhat al-Akhbar" изображены дед пророка Абд аль-Мутталиб (вверху), сам пророк Мухаммед (с закрытым лицом) и четыре его сподвижника: Абу Бакр, Умар, Усман и Али

Следуя исламской концепции об обязанности мусульман как наместников Бога, избранных Богом людей распространять божественный закон по всей земле, арабы стали проводить активную завоевательную политику. При первых халифах мусульмане сокрушили древнюю Сасанидскую (Иранскую) империю, завоевав ее земли и установив на них шариатское правление, отвоевали у Византийской империи часть ее владений в Малой Азии и Северной Африке.

Успешным завоеваниям мусульман способствовало то, что они, преследуя единственной целью распространение своей религии, не пытались установить национального господства и в течение очень долгого времени не облагали население завоеванных территорий тяжелыми налогами, в отличие от персидских и византийских чиновников. Поэтому часто народы присоединенных к раннему Халифату земель встречали завоевателей как освободителей. Хотя полноправным населением Халифата были только мусульмане (люди иных вероисповеданий не имели права участвовать в государственной жизни и платили особые налоги, более крупные, чем уплачиваемые мусульманами), обращение жителей завоеванных территорий в Ислам только приветствовалось властями. Поэтому практически любой человек мог, приняв Ислам, стать юридически полноправным подданным Халифата.

После возникновения в VII в.-4

Простота догматов принесенной арабами религии способствовала принятию Ислама широких масс населения завоеванных Халифатом территорий. После гражданской войны между сторонниками последнего правителя праведного Халифата Али и наместника Сирии Муавии из рода Бану Умайя (Омейя) и убийства Али хариджитом – представителем оппозиционной и той, и другой стороне партии, власть в Халифате перешла к потомкам Муавии – Омейядам, и стала передаваться по наследству.

После возникновения в VII в.-5

Полная версия статьи на нашем сайте:

https://history-thema.com/islamskiy-mir-razvitie-gosudarstvennosti-i-kulturyi-abbasidskiy-halifat-chast-i/

Если было интересно, не забудьте про 👍. Спасибо, что заглянули к нам👀. Позитивной зимы⛄

Еще в нашей ленте:

Автор: ©history-thema.com / Условия копирования на сайте