КАК ПОССОРИЛИСЬ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ
Страна: СССР
В ролях: М. Волков, Г. Ларин, И. Макаревич, Г. Светлани, Г. Глебов, Г. Вицин
Режиссер: В. Карасёв
Сценарист: А. Полторацкий (по повести Н.В. Гоголя)
Оператор: М. Козубенко
Композитор: В. Кирпань Жанр: Комедия
Год выпуска: 1959
Скверные анекдоты рассказывали своим читателям русские классики. И тем сквернее, что рассказчиками были великие, а значит, всегда правые: Гоголь, Достоевский, Лесков... Скажут - как припечатают. Навсегда.
Нет, ну чего там - все же помнят из школьной программы: город - тоска зеленая, посреди города лужа - море разливанное, посреди лужи голый пузатый мужик чай пьет. Это Иван Никифорович. Рядом плетень. На плетне старое недееспособное ружье на солнышке сушится.
Из-за плетня торчит тощая длинная нескладная фигура, похожая на гусака. Это приятель и сосед пузатого чаевника, Иван Иванович. Не разлей вода были помещики, да вот «выстрелило»-таки недееспособное ружье - понравилось оно домовитому Ивану Ивановичу, а Иван Никифорович ни дарить, ни обменивать «инструмент» на свинью плюс два мешка с овсом ни в какую не захотел. Приятели заспорили, и хозяин ружья возьми да и обзови Ивана Ивановича гусаком. И пошла писать губерния!..
Всю подноготную российского обывателя этот длинноносый бумагомарака наружу выворотил, все грязное белье из подворотен напоказ выставил.
И читаем, и смеемся, и неприятно смеемся, истерически как-то.
Да и то сказать - над собой ведь, господа, смеемся. А хорошо ли это?
Русская проза началась не с Пушкина и не с Лермонтова. То цветочки были. Весь этот мазохизм, все это самоистязание, сменившееся призывами к топору, любованиями буревестниками и заклинаниями перунов (на собственную голову) отсюда пошли, из скверных анекдотов господ Гоголя, Достоевского, Лескова. Не Булгарин же, в самом-то деле, виноват! Кто б его, Булгарина, знал теперь, когда бы не Пушкин да Гоголь в современниках у «Пчелы»!..
А с другой стороны, не будь Гоголя с Достоевским - кого б читала самая читающая в мире нация? Неужто Булгарина?..
А вот бы здорово было: вместо «проклятых» вопросов Раскольникова на уроках словесности рассуждать про похождения Ивана Выжигина или какого-нибудь Эраста Фандорина! Все б тогда, наверное, отличниками были, даже двоечники... Ну ладно, отвлеклись, пошутили и будет.
Фильм Карасева для 59-го года, для первых лет «оттепели», совсем не плох, но по гамбургскому счету оценивать его все же не стоит. Второстепенные персонажи, как, например, городской голова, получились у него не гоголевские, а скорее чеховские, точнее чехонтевские, то есть без подковыринки. Главные герои физиономически похожи, но излишне утрированны. Вообще все окарикатуренные какие-то. То ли у Гоголя? Ан нет, не скажите: шарж и карикатура не то же самое... Лужа хороша, свиньи - лучше не надо, судейские напрочь списаны с козинцевской «Шинели» - немой фильмы послереволюционных лет. Бабы - прелесть: толстые, славные, согласные...
А уж сам Николай Васильевич, появляющийся в конце картины, чтоб вопросить поседевших в боях друг с другом героев о житухе-матушке и окинуть обоих проницательно-презрительно-сочувствующим прощальным взором, уж Гоголь, говорю, в точном портретном сходстве с самим собой, приданном замечательному советскому актеру Георгию Вицину, - просто вершина гримерского искусства и великого профессионального мастерства артиста, не сказавшего в картине ни единого слова: его озвучивает, кажется, Хвыля. Вероятно, из цензурных опасений. И правильно: через пару-тройку лет Вицин начнет сниматься в комедиях Гайдая в роли Труса - пьяницы, не чтущего уголовный кодекс. Представляете реакцию туповатого обывателя: Гоголь говорит голосом Труса. Хохма! Зато была бы вполне в гоголевском духе...
Закончу так: фильм этот можно, и местами не без удовольствия смотреть и сегодня, шестьдесят пять лет спустя – ни мы, ни наши амбиции, а стало быть, и драки не изменились – стоит лишь пробежать глазами по нашим же комментариям, хотя бы на этом канале. Можно смотреть, говорю, однако лучше перечитать первоисточник - побасенку про нас, скверную, но верную.
© Виктор Распопин
Иллюстративный материал из общедоступных сетевых ресурсов,
не содержащих указаний на ограничение для их заимствования.