Рынок является одной из основ экономического развития для страны и для людей. Но как он возник и как влияет на развитие, сегодня разберемся.
Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена; механизм взаимодействия производителей и потребителей, при котором производители товаров, ориентируясь на спрос покупателей, сами решают, когда, в каком количестве и какие товары производить.
Рыночная экономика - - это способ организации хозяйственной жизни, основанный на:
1. многообразии форм собственности.
2. конкуренции
3. Свободном ценообразовании
Формы собственности
• Государственная — собственность, находящаяся в управлении государства; имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежащие государству полностью либо на основе долевой или совместной собственности.
• Частная — одна из форм собственности, которая подразумевает защищённое законом право физического или юридического лица, либо их группы на предмет собственности.
• Муниципальная — общая собственность относится к неделимому владению активами организации, предприятия или сообщества, а не от имен отдельных членов или групп членов в качестве общей собственности. Формы общей собственности существуют в каждой экономической системе.
+ Другие варианты (общественные организации)
Все формы собственности равноправны
Конкуренция – это соперничество между производителями в борьбе за лучший экономический результат.
· Участники конкурентной борьбы стоят перед выбором: либо ценой огромных усилий «вписаться» в прогресс и определить тех, кто добился успеха, либо смириться с потерей прибыли.
· Конкуренция позволяет обойтись без общественного контроля производства и даёт производитель возможность самому принимать экономические решения.
Схема: виды конкуренции
· Совершенная конкуренция – идеальное равенство условий.
· Несовершенная конкуренция
- Монополия - организация, которая осуществляет контроль над ценой и объёмом предложения на рынке и поэтому способна максимизировать прибыль, выбирая объём и цену предложения, либо исключительное право, связанное с авторским правом, патентом, торговым знаком или с созданием государством искусственной монополии
o Олигополия- тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
· Конкуренция как способ взаимодействия перешла из разряда экономических в разряд общекультурных явлений и стала способом и межличностного взаимодействия.
o Как вы считаете, Какой эффект (положительный или отрицательный) это принесло?
§ Отбор лучших, но при этом выбраковка средних?
o Сотрудничество
o В каких ситуациях конкуренция может принести пользу – а в перспективе?
o При поступлении в институт. Только конкурентная основа
o Недопустимо смешивать способы экономического взаимодействия и межличностного?
Каким же образом отдельные производители согласовывают свои действия? Дело в том, что производитель подчиняется диктатуре цен. Чтобы понять, как рождает рыночная цена и каким образом она помогает согласовать поведение участников рынка, познакомимся с понятиями спрос и предложение.
Главные экономические вопросы в рыночной и смешанной моделях экономики решаются производителями по рыночным законам. Основными параметрами регулирующими поведение субъектов рынка, являются СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, между которыми существует взаимная связь.
СПРОС
Величина спроса - это то количество товаров определённого вида, которое покупатель готов купить при определённом уровне цен.
Аукцион : ручка кто готов ее купит ь по цене 5 рублей повышение
Величина спроса зависит от цены товара (услуги). Эту зависимость можно представить в виде графика
Теперь можно сформулировать первый закон экономики, или закон спроса: повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведёт к увеличению величины спроса.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение - - это возможность и желание производителя продать конкурентный товар
Аукцион2 :Кто готов производить подобные товары если цена на него будет10?
Из этого графика можно сформулировать закон предложения: повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведёт к уменьшению величины предложения.
Пересечение кривых спроса и предложения даёт значение равновесной цены.
Равновесная цена - это цена, при которой весь поставляемый на рынок товар покупается.
Если цена ниже равновесной, то предложение падает, а спрос растет. Такая ситуация на рынке приводит к дефициту товара
Д/З. Составьте задачу со спросом и предложением, так что бы подходила данная схема