1K подписчиков

Свят-свят: святочные рассказы в русской литературе

457 прочитали
Рисунок Ольги Ионайтис по мотивам гоголевской "Ночи перед Рождеством"
Рисунок Ольги Ионайтис по мотивам гоголевской "Ночи перед Рождеством"

Святки – удивительное время и по славянским, и по христианским обычаям, а потому неудивительно, что большую популярность среди русских писателей обрёл жанр святочного рассказа. Эта статья – дайджест избранных мной святочных рассказов по мере убывания волшебства. Не все из этих рассказов я рекомендую для семейного чтения, если Вы, конечно, не хотите, чтобы Ваш ребёнок пережил "четыре зрелища", как Сиддхартха Гаутама...

Александр Иванович Куприн "Чудесный доктор"

Портрет одного из самых известных русских врачей – Н.И. Пирогова, героя рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор" (автор портрета – И.Е. Репин)
Портрет одного из самых известных русских врачей – Н.И. Пирогова, героя рассказа А.И. Куприна "Чудесный доктор" (автор портрета – И.Е. Репин)

Этот святочный рассказ, пожалуй, мой самый любимый. Александр Иванович Куприн вообще, несмотря на свой непростой жизненный путь, невзирая на в целом минорно звучавший Серебряный век, источал тёплую магию своими повестями и рассказами. Конечно, его метод в основе своей реалистический, но "Слон", "Белый пудель" и "Чудесный доктор" – образцы доброго волшебства.

"Чудесный доктор" — историческое лицо, Николай Иванович Пирогов, а значит поверить в достоверность описанных в рассказе событий гораздо проще. И пусть главные герои носят классицистическую говорящую фамилию – Мерцаловы – это не снижает веры в то, что чудеса творят сами люди. А тот факт, что великого хирурга зовут так же, как Николая Чудотворца, – просто совпадение, не так ли? После прочтения советую обсудить с детьми, для чего изображены похороны известного врача? Значит ли это, что некому больше творить добро?

Николай Семёнович Лесков "Старый гений"

Карандашный портрет Николая Семёновича Лескова
Карандашный портрет Николая Семёновича Лескова
Форма рождественского рассказа сильно поизносилась. Она была возведена в перл в Англии Диккенсом. У нас не было хороших рождественских рассказов с Гоголя до "Запечатлённого ангела".

Так писал сам Н.С. Лесков, и в полном сообразии со своими словами он создал целый сборник святочных рассказов, многие из которых "выламываются" из канона жанра (к примеру, действие "Отборного зерна" происходит не зимой).

Я же рекомендую прочесть "Старого гения", в котором магия тоже производится человеком, но эта магия другого толка. Это магия Остапа Бендера, магия Виктора Люстига, чары гениальных комбинаций во имя добра.

Фёдор Михайлович Достоевский "Мальчик у Христа на ёлке"

Зима – это не только время волшебства и красоты, но и суровая пора выживания для бедняков.
Зима – это не только время волшебства и красоты, но и суровая пора выживания для бедняков.

В мире есть три произведения, которых я искренне боялся или боюсь до сих пор: подростковый роман про оборотней, название которого я уже забыл, "Спать хочется" А.П. Чехова и "Мальчик у Христа на ёлке" Ф.М. Достоевского.

Я познакомился с этим рассказом, когда начал работать в школе, ведь он совершенно справедливо был включён в учебник литературы для 6 класса (УМК Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной). Мой рождественский шаблон, сформированный "Дарами волхвов", "Чёрной курицей" и "Щелкунчиком", был просто растоптан этим крохотным произведением. Это как "Смерть курочки" в мире всех остальных сказок братьев Гримм.

Магия в этом произведении есть, и творит её сам Господь. Но это высшее чудо непостижимо для земного, грешного мира.

Максим Горький "О мальчике и девочке, которые не замёрзли"

Замерзающие бедняцкие дети, глазеющие на богато украшенные витрины, – один из самых распространённых образов святочных рассказов.

Иллюстрация к рассказу "О мальчике и девочке, которые не замёрзли"
Иллюстрация к рассказу "О мальчике и девочке, которые не замёрзли"

Максим Горький со свойственной ему безжалостностью обходится с жанром святочного рассказа: у него и мальчик с девочкой уже почти взрослые (достаточно услышать их лексику), и чудес почти не осталось, не считая слишком крупной монеты в качестве милостыни, и дети не замёрзли, как явствует из названия. Однако рассказ стоит читать до последней фразы: именно после неё холод бежит по спине, а сермяжная правда встаёт во весь рост.

На мой взгляд, этот рассказ лучше читать как минимум в юношестве, будучи хотя бы минимально в историческом контексте.

Максим Горький "Как поймали Семагу"

Кадр из фильма "Как поймали Семагу" 1957 года
Кадр из фильма "Как поймали Семагу" 1957 года

Этот рассказ М. Горького находится в самом низу моего дайджеста абсолютно заслуженно: в нём ни капли волшебства, а запоздалая доброта старого вора не восстанавливает хрупкого равновесия в жестоком мире. Читатель, воспитанный на обычных святочных рассказах, основывающий свои надежды на врождённом оптимизме, послушно волнующийся в тех местах, на которые указал Горький, будет полностью обескуражен. Читать эту истинно античную трагедию, измазанную рвотой, сажей и мёрзлой глиной, не рекомендую никому.

Антон Павлович Чехов "Ночь на кладбище"

Лучше почитайте друга Максима Горького, Антона Павловича Чехова. В его творчестве найдётся несколько отличных святочных рассказов, которые можно обсудить с детьми. К примеру, "Ночь на кладбище". Здесь всё: и фольклорные традиции, и экзистенциальная философия, и мистика, и неожиданный исход, как это часто бывает у Антона Павловича.

Что может быть страшнее, чем оказаться зимней ночью на кладбище?
Что может быть страшнее, чем оказаться зимней ночью на кладбище?

Этот рассказ можете прочитать бонусом к пяти предыдущим, потому что он точно рассмешит, пусть это и будет "смех сквозь слёзы".