Прекрасна русская зима! Золотое солнце, алмазный снег, железный мороз! Нет больше на земле места, где можно испытать такие острые и противоречивые эмоции!
Хотя слукавила. Есть. Областной драматический театр или Дом культуры. И дело даже не в эстетическом действии, которое актёры создают на сцене.
Самое интересное в зале происходит, товарищи.
***
В конце учебного эпизода лучшие ученики репетитора традиционно получают призы. В этот раз тех, кто старался и улучшил показатели, было решено отвести на театральное представление.
Два лучших места для победителей учебного марафона, пятиклассников-передовиков, были гарантированы ещё в прошлом году.
В назначенный день мы, краснея от мороза и предвкушения, радостно погрузились в автомобиль и покатили на встречу с прекрасным.
В маленькой брошюрке значился рядовой сезонный спектакль. Обычные новогодние "Ёлки". Правильная подача, красивые костюмы, тема борьбы добра со злом.
Автор не ожидал, что зло начнёт побеждать ещё до выхода главного злодея.
***
Где можно увидеть много школьников в одном месте, но не в школе? Правильно. В зале, где вот-вот начнётся спектакль. Шумно, весело, задорно. Ребятишки шалят, мамы не возражают. Пока можно.
И вот гаснет свет. Родители зашикали на детвору. Наступает сказка.
Первые десять минут – блаженный покой и погружение в материал. Вот девица-красавица, добрая и безропотная; вот мачеха, вредная и придирчивая. Завязывается интрига, звучит таинственная музыка...
И кое-что ещё. Шелест фольги от шоколадки. Я узнаю этот звук из тысячи других, потому что люблю шоколад. Сильно.
Мысленно визуализирую горькую плитку. "Вдохновение", к примеру, было бы весьма кстати, однако я не такая. Не могу шуршать, когда на сцене люди стараются.
Не все так трепетно относятся к искусству. Слышу пакетик с чипсами справа и поп-корн сзади. Хруст уже стоит внушительный. Мерный такой, вдумчивый.
– Тепло ли тебе, девица?
– Хрум-хрум!
Кошусь на бабушку, мою спутницу. Та мирно дремлет. Оглядываю зал, а там банкет происходит. Общественность достала сухие пайки и потихоньку уничтожает.
– Как вам не стыдно! Вы что, дома не могли поесть?! – шипит возмущённая зрительница театральным шёпотом.
– У ребёнка гастрит! Ему по часам надо питаться! – таким же тоном и таким же шёпотом шипит мамочка, сын которой с аппетитом доедает гамбургер.
А если поели, надо и попить.
Кто придумал пакетики с трубочками, того надо предать анафеме во всех смыслах, я считаю. Хуже звука, чем когда сок закончился, наверное, в природе не существует.
А детей-то много! Всем хочется и попить, и поесть!
Одним словом, мне хватило первого отделения. Сославшись на усталость и прочие обстоятельства, сбежала. Вопреки ожиданиям, для меня победило зло.
А начинается всё с того, что когда мы говорим о школе, где, в основном, и формируется дисциплина, многие мамочки не видят ничего страшного в том, что ребёнок на уроках ест, пьёт и тому подобное.
А что такого?! Ничего страшного! Пусть!
А то, что театр превращается в столовую, тоже ничего страшного?! А уважение к актёрам?! А самоуважение, в конце концов?!
Неужели нельзя научить ребёнка сидеть без движения короткое время? Ведь ребята на самом деле не хотят есть. Они просто не хотят сидеть, не могут, не умеют. Вот и заполняют обездвиженность хоть какой-то активностью.
К тому же, некоторые родители не хотят мириться с тем, что существуют нормы поведения.
Коротенькое первое действие спектакля, я не запомнила, минут сорок. Это так трудно?! Посидеть сорок минут?! Это же урок в школе!
Да. Трудно. Учителя отмечают, что многие младшие школьники настолько не умеют управлять собой, что постоянно приходится делать физ. минутки. И не всегда помогает.
Они все больны? – спросите вы.
Нет, они просто невоспитанные. Не знают, что такое дисциплина. В школе нельзя применять к ученикам действенные воспитательные меры, а дома...
Чужая семья – потёмки.
Теперь в театр я пойду только на взрослый спектакль. Наверное, надо было идти в кино. Там такое поведение является нормой.