Вот и наступил Новый 2024 год, с чем я вас и поздравляю!!!
В своём новогоднем обращении на моём канале в You-Tube я кратко прошёлся по транспортным итогам 2023-го года в России и озвучил перспективы на наступивший 2024 год. И в данном цикле статей я хотел бы по подробнее рассказать про все транспортные проекты, которые были реализованы в 2023 году и разобрать также перспективы на 2024 год.
Начну, конечно же, с Москвы и Санкт-Петербурга!
Москва впереди... планеты всей
1 марта 2023 года замкнулась Большая Кольцевая линия метро. Открылись сразу 9 станций: 7 новых и 2 реконструированные. БКЛ - это самый масштабный проект Москвы последних 12 лет. В 2011 году началось строительство. В 2018 году открылись первые 6 станций. И вот, 1 марта 2023 года заработала 31 станция. Поезда поехали по всем 70 км линии. БКЛ - это самая длинная кольцевая линия метро в мире. Правда, справедливости ради, стоит сказать, что на самом кольце расположены 29 станций и 65 км. Ещё 2 станции и 5 км - на ответвлении Хорошёвская - Деловой центр, которое в 2025 году будет передано в состав Рублёво-Архангельской, а в будущем - Рублёво-Бирюлёвской линии. Но, всё равно, длина предыдущего рекордсмена - Большой Кольцевой линии Пекина - 58,5 км. Так что, первое место всё равно за нами.
На северо-восточной части линии были открыты 3 новых станции: Марьина Роща, Рижская, Сокольники.
Станция Марьина Роща БКЛ - вторая по глубине (74 метра) станция Московского метрополитена после Парка Победы (84 метра). Однако, именно на ней самый длинный в метро эскалатор.
Дизайн станции имеет отсылки к фарфору. Пилоны отделаны гранитом и стилизованы под фарфоровые колонны.
На станции Марьина Роща, как и на Савёловской и Рижской путевые стены сделаны в виде неотделанных тюбингов. Изначально так хотели сделать стены на участке глубокого заложения Нижняя Масловка (Савёловская) - Шелепиха. Все станции на данном участке должны были быть построены идентично Савёловской, только ещё с платформенными дверями. Но, от этого отказались. Участок Петровский Парк - Шелепиха построили мелкого заложения. По первоначальному проекту построили только Савёловскую, и то без платформенных дверей. А на Марьину Рощу и Рижскую переняли неотделанные путевые стены уже, как часть дизайна.
Станция имеет пересадку на Люблинско-Дмитровскую линию метро и на линии МЦД D2 и D4.
Основным элементом оформления станции Рижская являются светящиеся арки, символизирующие "порталы в город". Ещё одной не менее значимой деталью декора служил психоделический экран, предоставленный Московскому метрополитену компанией "МТС". Он должен был провисеть на станции до мая 2023 года. Но, из-за просьб горожан, экран было решено передать Московскому метрополитену в собственность. Но, к сожалению, осенью 2023 года экран всё-таки убрали со станции.
Станция имеет выход к Рижскому вокзалу, пересадку на Калужско-Рижскую линию метро и на линии МЦД D2 и D4. В будущем будет иметь пересадку ещё и на линии D3 и D5.
Станция БКЛ Сокольники посвящена строителям первой очереди Московского метро. В портале "Активный гражданин" люди проголосовали за другой дизайн-проект станции, но власти решили посвятить станцию строителям первой очереди в 1931-1935 годах. Что, впрочем, неплохо. Лично мне больше нравится, чем проект, победивший в голосовании.
Станция имеет пересадку на Сокольническую линию. В будущем будет пересадка ещё и на станцию Митьково линии D3.
На юго-восточной части БКЛ открылись 6 станций. 4 новые: Кленовый бульвар, Нагатинский затон, Печатники, Текстильщики. 2 реконструированные: Варшавская, Каширская. Последняя - кроссплатформенная. Имеет пересадку на Замоскворецкую линию.
Станция Варшавская открыта в 1969 году в составе Горьковско-Замоскворецкой линии. До 1995 года являлась частью её ответвления. В 1995 году стала частью самой, на тот момент, короткой линии Московского метро - Каховской. В 2019 году была закрыта на реконструкцию, в связи с вхождением Каховской линии в состав БКЛ.
Станция Каширская - самая первая в России кроссплатформенная станция метро. Открыта в 1969 году, вместе со станциями Варшавская и Каховская. Собственно, повторяет историю Варшавской. С 2019 по 2023 год была проведена реконструкция станции для её интеграции в состав БКЛ. Является пересадочной для Замоскворецкой линии и БКЛ. Внутренние пути принадлежат Замоскворецкой линии, внешние - БКЛ.
Станция Кленовый бульвар.
Дизайн станции и вестибюля отсылает нас к расположенной рядом усадьбе "Коломенское".
Станция Кленовый бульвар является первой станцией со стороны Каширской с береговыми платформами. Будет иметь пересадку на одноимённую станцию с островной платформой Бирюлёвской, а в более далёком будущем - Рублёво-Бирюлёвской линии.
Станция Нагатинский затон является продолжением участка с двухпутными тоннелями и станциями с береговыми платформами.
Главным элементом декора на станции являются рисунки рыб, обитающих в Московских водоёмах.
Станция Печатники также построена с береговыми платформами. Дизайн станции выполнен в стиле "необрутализм" в чёрном, белом и сером цветах. Станция имеет пересадку на одноимённые станции Люблинско-Дмитровской линии метро и линии МЦД D2.
Станция Текстильщики.
Последняя станция участка с береговыми платформами.
Интерьер станции выполнен в серых тонах с использованием гранита и мрамора. Особенность дизайна - двухуровневый потолок из алюминиевых панелей в совокупности с закарнизной подстветкой голубого цвета, создающий геометрию ткацкого станка.
Имеет пересадку на Таганско-Краснопресненскую линию и линию D2.
Вообще, отрадно, что в Московском метро появляются станции с береговыми платформами тоже. Лично я такое разнообразие приветствую:)
Станции Авиамоторная, Лефортово и Электрозаводская переданы из состава Некрасовской линии в состав БКЛ, где они и должны быть по первоначальному проекту.
Станция Нижегородская, самая большая станция метро в России - настоящий метровокзал, наконец, начала работать в полную мощность.
До 27 марта 2020 года самой большой станцией метро в России являлась станция Московская в Нижнем Новогороде.
На станции под одной крышей расположены 4 пути и 2 островных платформы. Отсюда, из одного станционного зала, одновременно могут отправляться сразу 4 поезда.
Незадолго до замыкания БКЛ, 20 февраля, началась работа нового электродепо "Нижегородское", которое теперь обслуживает Большую Кольцевую линию.
БКЛ - это главный, но не единственный открытый объект в Московском метро в 2023 году.
6 сентября открылся новый участок Солнцевской линии длиной 5,2 км с двумя новыми станциями: Пыхтино и Аэропорт "Внуково". Таким образом, аэропорт "Внуково" стал первым аэропортом в России, имеющим свою станцию метро. Между двумя новыми станциями построен крытый метромост.
Станция Пыхтино - полуподземная станция. Построена по аналогии с Мичуринским проспектом КСЛ. Дизайн станции посвящён КБ Туполева. Путевая стена, которая со стороны пути в сторону аэропорта, просто стеклянная. Через неё открывается вид в город. На противоположной стене "начерчены" изделия КБ. Светильники на станции сделаны в виде турбин для реактивных авиалайнеров. Возле эскалаторов расположена стелла с краткой информацией про каждый самолёт марки "Ту".
Ну а главной достопримечательностью станции является масштабная модель сверхзвукового авиалайнера "Ту-144", "парящая" над эскалаторами.
Лично мне станция Пыхтино понравилась гораздо больше, чем следующая за ней станция Аэропорт "Внуково", ибо на ней, по моему мнению, намного больше конкретной авиационной тематики.
Станция Аэропорт "Внуково" - обычная подземная станция мелкого заложения. Из авиационного - силуэты авиалайнеров, портреты авиаконструкторов и колонны в форме бумажных самолётиков. Хотя, если бы я не знал, что колонны сделаны в форме бумажных самолётиков, я бы этого и не заметил.
Так, что-то я слишком раскритиковал данную станцию. Нет, оформление достаточно достойное, но не для этой станции. Хотелось бы побольше конкретной авиационной тематики. Как на станции Пыхтино.
Ещё одной особенностью станции Аэропорт "Внуково" является отсутствие оборотных тупиков. Получился "косплей" Алма-Атинской или Международной. В будущем, когда Калининскую и Солнцевскую линии соединят, интервалы придётся уменьшить до "Калининских". Но станция Аэропорт "Внуково" может "переваривать" поезда с, минимум, 5-минутным интервалом. Из-за этого половину поездов придётся оборачивать на Рассказовке. Но это не создаст проблемы, если грамотно наладить этот процесс. Т.к. метро во "Внуково" не пользуется большой популярностью у пассажиров, предпочитающих более дорогие, но быстрые "Аэроэкспрессы" или автобусы.
Между двумя новыми станциями, как я уже сказал, построили крытый метромост через реку Ликова.
Но на этом открытия не закончились. Прямо на следующий день - 7 сентября запустили новый участок Люблинско-Дмитровской линии длиной 5,8 км с тремя станциями: Яхромская, Лианозово, Физтех.
Станция Яхромская - современная "сороконожка". Проектное название станции - Улица 800-летия Москвы. Станция поделена на 2 половины: красную и белую (интересно, на что это намекали дизайнеры?🤔). На путевой стене с белой стороны изображён Московский транспорт в советское время. С красной стороны путевая стена просто... красная. Дизайн достаточно простой, но подходящий.
А вот станцию Лианозово я хочу похвалить! Несмотря на такую же простоту проекта, как на Яхромской, на станции Лианозово очень удачно подобрана цветовая гамма. Кофейные колонны в сочетании с кофейно-серебристыми путевыми стенами. Просто и приятно глазу.
Станция имеет пересадку на станцию Лианозово D1.
А вот и антилидер моего "рейтинга". Такое чувство, что на этой станции у дизайнеров закончилась фантазия. Станция выглядит так, как будто, её строили в 90-е в условиях ограниченного финансирования.
Станция появилась в середине 90-х, как шутка студентов МФТИ. Те распечатали схемы метро с "проектируемой" станцией Физтех за станцией Алтуфьево. Шутка оказалась настолько реалистичной, что многие официальные источники стали обозначать станцию Физтех, как проектируемую. В итоге, спустя почти 30 лет, станцию всё-таки построили, только уже в составе Люблинско-Дмитровской линии. Правда, студентам МФТИ от этого не особо легче. Станцию в шаговой доступности получили жители района "Северный", но не студенты. Они как ездили на автобусах до метро, так и продолжают это делать. Эту станцию одно время даже хотели назвать Северной.
12 мая после реконструкции возобновил работу участок Замоскворецкой линии Автозаводская - Орехово. В ходе реконструкции тоннели были фактически построены заново. Капитальной реконструкции подверглась и станция Коломенская, выглядевшая до реконструкции крайне удручающе.
Но на носу были выборы Мэра, а значит надо было открыть ещё что-нибудь грандиозное. И вот, 17 августа таки взлетело. Движение запустили по линии МЦД D3.
Линия D3 соединила Ленинградское и Казанское направления, Зеленоградский административный округ Москвы с Подмосковным городом Раменское. Длина линии - 91 км с заездами на Казанский и Ленинградский вокзалы и 85 км без заездов. Казанский и Ленинградский вокзалы входят в тарифную зону МЦД. Поезда D3 идут через весь диаметр без захода на вокзалы с тактовым интервалом 10 минут. Между ними идут пригородные "Ласточки", либо поезда "Стандарт-плюс", либо обычные пригородные поезда. И вот они-то идут только до вокзалов. Маршрут D3, на данный момент, обслуживают 19 поездов "Иволга-3.0" и 11 поездов ЭП2Д "Стандарт-плюс". В будущем D3 будут обслуживать только двухдверные "Иволги-3.0" и трёхдверные "Иволги-4.0". Всего на линии будет задействовано 30 "Иволг". Длина поездов "Иволга-3.0" будет составлять 14 вагонов, длина поездов "Иволга-4.0" - 15 вагонов. Полностью обновить подвижной состав на линии планируется к концу 2024 года.
В День города - 9 сентября было решено закрепить успех. Состоялось открытие линии МЦД D4. Линия D4 соединяет Киевское и Нижегородское направления, Подмосковные города Апрелевка и Балашиха (Микрорайон "Железнодорожный"). Диаметр соединяет 7 из 10 железнодорожных вокзалов Москвы. Длина линии - 92,5 км вместе с заездом на Киевский вокзал и ответвлением D4А Солнечная - Новопеределкино и 86 км - без всего этого. Киевский вокзал и станция Новопеределкино также входят в тарифную зону МЦД. Поезда D4 ходят с тактовым интервалом 20 минут. Пригородные поезда "Стандар-плюс" и обычные пригородные электрички следуют либо через весь диаметр, либо до Киевского вокзала, либо до одной из зонных конечных станций, коими являются Нижегородская, Площадь Трёх вокзалов, Марьина Роща, Поклонная.
Кроме того, D4 - это линия, на которой в момент открытия вообще нет "Иволг". Зато, по D4 поехали в свой первый рейс новые импортозамещённые поезда ЭП2ДМ. С 2024 года по D4 поедут только трёхдверные "Иволги-4.0" длиной 11 вагонов. Всего на маршруте D4 будет задействован 61 состав модели "Иволга-4.0". Полностью заменить подвижной состав на D4 планируется к концу 2025 года. Таким образом, линии D3 и D4 станут линиями, которые будут обслуживать только импортозамещённые "Иволги".
Теперь перейдём к локальным открытиям на действующих диаметрах.
10 мая было прекращено реверсивное движение на участке Беговая - Москва (Белорусский вокзал) - Москва (Савёловский вокзал), которое действовало с 12 декабря 2021 года. Во время реверса на участке были полностью заменены 2 действующих пути D1 и уложены 2 новых пути для D4.
9 сентября была завершена реконструкция Белорусского и Курского вокзалов столицы, которая проводилась в рамках развития Центрального транспортного узла и строительства МЦД.
2 июня 2023 года завершилась реконструкция станции D2 и, тогда ещё, будущего D4 Площадь Трёх вокзалов. Реконструкция проводилась с 2019 года, в рамках строительства МЦД. 2 старые береговые платформы станции Каланчёвская снесли, вместо них построили 2 островные платформы, по одной на каждый диаметр. Платформы сделаны в виде платформ вокзалов 19 века.
27 июля 2023 года после 4-летней реконструкции открылся "городской вокзал" D1 Тимирязевская, который имеет пересадку на Серпуховско-Тимирязевскую линию.
На станции Тимирязевская 2 пути и 2 островных платформы, которые временно работают, как береговые. В будущем, когда достроят 3 и 4 пути Савёловского направления, станция также станет 4-х путной.
2 марта открылась станция D2/D4 Марьина Роща.
Описывать её не имеет смысла, т.к. она построена по стандарту МЦД, без какого-либо особенного дизайна. Скажу лишь, что, на данный момент, станция имеет 2 островные платформы и 4 пути. В перспективе на станции построят ещё третью - береговую платформу и 5 путь.
В сентябре после реконструкции открылась станция D1 Лианозово.
Ситуация такая же, как и на Тимирязевской: 2 островные платформы, которые работают, как береговые. В 2025 году построят 3 и 4 пути, и платформы станут островными. В 2024 году станция Лианозово войдёт в состав одноимённого ТПУ, в который, кроме станции D1, войдут станция метро и автобусная конечная.
В октябре началась реконструкция станции D1 Тестовская. Реконструкция завершится в 2025 году.
Будут построены 3 платформы: 2 береговые и 1 островная. Платформы оборудуют лифтами и эскалаторами, как на одноимённой станции D4. Обе станции соединят пешеходным тоннелем. Пересадка станет комфортнее.
17 августа, в один день с открытием D3, открылся "городской вокзал" Зеленоград, являющийся конечной станцией D3 на Ленинградском направлении.
В 2023 году началось строительство станции D1 Петровско-Разумовская.
На станции построят 2 островные платформы и 4 пути. Станция откроется в конце 2024 года. В перспективе она войдёт в крупный ТПУ "Петровско-Разумовская", куда также войдёт станция D3 (после реконструкции), станция Петровско-Разумовская Серпуховско-Тимирязевской и Люблинско-Дмитровской линий метро, будет организована остановка высокоскоростных поездов линии Москва - Санкт-Петербург. На ТПУ будет построена новая автобусная конечная, 5-ти этажный ТРЦ, гостиница и небоскрёбы ДЦ "Петровско-Разумовская-Сити".
31 января после реконструкции была открыта станция Лесной Городок, тогда ещё, будущего D4.
На станции построены 2 островные платформы и 4 пути.
6 марта завершилась реконструкция станции будещего D4 Очаково.
На станции построены 2 островных платформы и 6 путей.
9 сентября, в рамках запуска D4, был открыт новый остановочный комплекс Поклонная.
Комплекс состоит из 2-х береговых платформ, соединённых конкорсом. Оборудован эскалаторами и лифтами для инвалидов. Имеет наземную пересадку на станцию Парк Победы Арбатско-Покровской и Солнцевской линий.
P.S. Надо было этот комплекс тоже назвать Парк Победы. Название Поклонная как-то не очень красиво звучит.
P.P.S. Пересадкой лучше не пользоваться, т.к. её, по факту, нет. Придётся просто 20 минут идти по городу от одной станции до другой.
9 сентября, вместе с открытием линии D4, открылась эстакада, соединяющая Киевское и Белорусское направления МЖД, проходящая параллельно МЦК. На эстакаде открылись остановочные пункты Кутузовская и Тестовская.
Остановочный пункт D4 Кутузовская распологается в московском районе "Дорогомилово" на пересечении Кутузовского проспекта и ТТК, возле Москвы-реки. О.п. интегрирован с одноимёнными станциями Филёвской линии метро и МЦК, а также с 11 маршрутами наземного транспорта. В непосредственной близости с ТПУ находится строящаяся башня головного офиса корпорации "Сбер", входящая в ДЦ "Москва-Сити". Она будет связана с инфраструктурой ТПУ "Кутузовская".
Остановочный пункт D4 Тестовская также открыт 9 сентября 2023 года. Расположен на эстакате на высоте 35 м. Включает в себя 2 береговые платформы и 2 пути. Были построены крытые переходы на станцию Деловой центр МЦК и на станцию Международная Филёвской линии метро. К 2025 году подземным переходом станция будет соединена со станцией Тестовская D1.
Хочу отдельно сказать об эстакаде. Эстакаду надо было построить ближе к небоскрёбам "Москва-Сити", т.к. из-за зелёной крыши станции Деловой центр МЦК с эстакады D4 не видно небоскрёбов. Между станциями Тестовская и будущей Ермаковой Рощей эстакаду D4 отделяют глухим шумоотражающим забором от башен ЖК "Headliner", что, опять же, лишает пассажиров красивого вида. За комфорт жителей ЖК можно не переживать, т.к. поезда "Иволга-4.0" сильных шумов не издают и помешать комфорту жителей они не могут.
9 сентября после первого этапа реконструкции открылась ж/д станция Железнодорожная - конечная станция линии D4, расположенная в микрорайоне "Железнодорожный" в городе Балашиха Московской области. В ходе реконструкции было снесено здание вокзала, построенное в 1985 году. Также были снесены часть платформ и бетонный пешеходный мост. Были построены южный вестибюль конкорса и 2 новые островные платформы. В начале 2025 года реконструкция будет завершена. Будет достроен конкорс и северный вестибюль к нему. Будут реконструированы 3-я и 4-я островные платформы. В данный момент проводится демонтаж остатков старых платформ и старого моста. Вокзальное здание является самым большим конкорсом в Московской области. Его площадь 5,2 тыс. квадратных метров. Конкорс оборудован 15 эскалаторами и 7 лифтами. В здании вокзала располагается макет паровоза братьев Черепановых. У восточной горловины станции расположено моторвагонное депо ТЧ-4 "Железнодорожная".
9 сентября 2023 года можно вообще назвать не только Днём города, но и Днём открытий. Кроме D4 в это день поехали автомобили по южному участку Московского Скоростного Диаметра.
На этом открытия дня не закончились. Автомобили в этот день поехали и по северному дублёру Кутузовского проспекта, который получил название "Проспект Багратион".
Проспект "Багратион" проходит параллельно Кутузовскому проспекту и линии D1. Проходит от ДЦ "Москва-Сити" до МКАД. Длина трассы составляет 10 км. И, несмотря на достаточно высокую стоимость проезда, дорога пользуется спросом у автомобилистов и водителей большегрузов.
18 сентября после реконструкции была открыта для движения развязка на пересечении МКАД и Липецкой улицы. Также, обновлены участки МКАД в районе транспортной развязки, общей протяжённостью 3,3 км, включая съезд с внешней стороны МКАД на трассу М-4 "Дон".
А теперь давайте перенесёмся на воду, ведь в 2023 году в Москве был возрождён регулярный речной транспорт.
В прошлом году запустили сразу 2 регулярных круглогодичных маршрута речного транспорта Москвы. Это первая в мире регулярная эксплуатация электрических судов. Все суда построены в России и из российских комплектующих.
И в завершение года было решено закрепить годовой успех открытием после реконструкции Международного автовокзала "Красногвардейский".
Посмотрите в интернете как удручающе автостанция "Красногвардейская" выглядела до реконструкции.
Автовокзал "Красногвардейский" стал последним автовокзалом, на котором завершилась реконструкция. С 29 декабря 2023 года все 5 автовокзалов столицы полностью реконструированы. Таким образом, в 2023 году была завершена многолетняя работа по реконструкции сети автовокзалов Москвы.
Санкт-Петербург дышит в спину
4 марта закрылась на реконструкцию станция метро Ладожская Лахтинско-Правобережной линии. Вместо неё для жителей района "Красногвардейский" пустили бесплатный трамвайный маршрут номер 30, на который вышли новые трамваи "Невский", произведённые в Санкт-Петербурге на заводе ПК "ТС".
Трамвай "Невский" построен для замены трамваев "Чижик", произведённых швейцарской корпорацией "Штадлер", после того, как "Штадлер" прекратил поставки техники в Россию и Беларусь. На сегодняшний день в Петербург поставлено уже 39 таких трамваев, из которых 28 вышли на маршруты частной трамвайной сети "Чижик".
Для "Чижика" в 2024 году планируется поставка ещё 22 таких вагона, в рамках контракта между ПК "ТС" и ООО "БалтНедвижСервис". Фактически, "Невский" - это двухсторонняя версия трамвая "Витязь-М". Новый трамвай должен стать новым символом города. Безусловно, его закупки Санкт-Петербургом продолжатся и далее. В трамвае использован нестандартный дизайн светового оборудования - горизонтальные ходовые огни и низкое расположение остальных элементов. В 2024 году будет осуществлена поставка 12 трамваев "Невский" в Волгоград, в рамках контракта между ПК "ТС" и "ЭлектроТранспортПлюс".
В 2023 году в Петербурге была завершена эра высокопольных троллейбусов. Последние 130 с лишним машин были заменены на новые "Авангарды", производимые корпорацией "Транс-Альфа" в Вологде.
А теперь предлагаю перейти к обычным трамваям. В 2023 году завершилось обновление подвижного состава Трамвайного парка номер 7, началось масштабное обновление Трамвайного парка номер 8. В Трамвайный парк номер 5 поставлено 14 новых трамваев "КТМ-28", произведённых в Челябинской области.
В исторический Трамвайный парк номер 3 завод "Уралтрансмаш" доставил из Екатеринбурга первый трёхсекционный двухсторонний трамвай "Достоевский", а также 2 двухсекционных трамвая "Довлатов".
В 2023 году началось строительство линии трамвая, которая пройдёт от станции метро Купчино через посёлок Шушары до микрорайона "Славянка". Контракт на строительство подписан с компанией ООО "БалтНедвижСервис". Длина будущей линии - 21 км. Линия будет включать в себя 5 надземных сооружений (эстакады и мосты) и 15 остановок. Инвестиции составили более 25 млрд. рублей. Трамваи от "Купчино" до "Шушар" запустят в 2024 году, от "Шушар" до "Славянки" - в 2025 году.
Теперь давайте спустимся под землю! С января по декабрь 2023 года в Петербургский метрополитен поставили 14 составов "Балтиец", произведённых в России.
Теперь на Кировско-Выборгской линии метро работают уже 18 новых составов модели "Балтиец".
В 2023 году началось строительство 2-х новых станций Невско-Василеостровской линии (М3): Богатырская и Каменка.
Станция метро Богатырская - станция закрытого типа (со стеклянными дверями) с береговыми платформами. Будет являться продолжением участка с двухпутным тоннелем. Глубина заложения - 18 метров. Станция откроется в 2027 году.
Станция Каменка - тоже станция закрытого типа. По конструкции идентична строящейся Богатырской и уже действующим станциям Зенит и Беговая. Отличается лишь дизайном. Будет иметь пересадку на проектируемую станцию Шуваловский проспект Фрунзенско-Приморской линии (М5), которая откроется в 2030 году. Глубина заложения - 28 метров. Станция откроется, также, в 2027 году.
Вернёмся на землю. Перейдём к шинному транспорту. Подвижной состав Петербургского автобуса обновляется "бешенными" темпами. За 2023 год было закуплено более 600 новых автобусов большого класса моделей МАЗ, Volgabus и ЛиАЗ.
Были закуплены и новые "гармошки" модели Volgabus для эксплуатации на маршрутах в аэропорт "Пулково".
В тестовую эксплуатацию в мегаполис привезли несколько моделей электробусов. Это одиночки: китайские "Yutong" и российские "УТТЗ". А также гармошки: российские "Транс-Альфа" и белорусские "БКМ".
Ну вот и все новости в сфере общественного транспорта в двух столицах России за 2023 год. Но это только 1 часть моей масштабной статьи. Впереди ещё много частей, которые постепенно будут выходить на моём канале.
Друзья, подписывайтесь на канал, ставьте лайк этой статье. До встречи!