В записи за 1037 год из "Повести временных лет" утверждается, что Ярослав Мудрый, князь Владимирович, был страстным ценителем книг, написал много произведений и поместил их в святой Софии церкви. Это единственная упоминанная в древнерусских источниках информация о его известной библиотеке. В более поздних документах нет уточнений о её судьбе. Вопрос о судьбе этой древней русской библиотеки продолжает волновать ученых и исторических исследователей.
Книжный Фонд
Используя термины "книжная казна" и "книгоположница", более соответствующие контексту древнерусского времени, мы можем переосмыслить наш взгляд на собрание Ярослава Мудрого. Согласно записи из "Повести временных лет", Ярослав "положил" книги в храме Святой Софии, предположительно, распорядившись передать переведенные, переписанные и приобретенные по его приказанию книги в Софийский собор.
Это книжное собрание, принадлежащее не только князю, но и монахам – летописцам и переписчикам, можно назвать "книжной казной храма Святой Софии". Её размеры оцениваются современниками от 500 до 900 томов, что весьма внушительно для того времени, когда небольшое количество книг уже считалось богатством.
Основным содержанием собрания были книги религиозного характера, как подтверждается анализом "Изборника" 1076 года, созданного на основе материалов Софийской библиотеки. Исследователи, анализируя цитаты из "Изборника", смогли составить относительно точный список книг, хранящихся в Софийской "книгоположнице".
Однако вопрос о судьбе этого книжного сокровища остается открытым. Что произошло с этим уникальным культурным наследием? Существует ли шанс когда-либо обнаружить знаменитую "книжную казну Ярослава Мудрого"?
Мнение ученых
Серьезные ученые, в том числе известный академик Янин, выражают крайнюю скептичность относительно сохранности древних пергаментных книг в условиях древнерусских городов. Логическим завершением существования почти любого сооружения в Древней Руси, как утверждает академик, служил пожар, вызванный небрежностью или военными нашествиями, которые происходили с удивительной регулярностью.
Киев пережил страшный пожар в 1124 году, где, согласно некоторым данным, сгорели сотни храмов. В 1203 году город был разорен объединенными войсками русских князей и половцев, воюющих против киевского князя Даниила. В итоге, в 1240 году хан Батый практически стер Киев с лица земли, и каждое вторжение сопровождалось пожарами. В таких условиях считать, что древние пергаментные книги могли сохраниться, является весьма наивным. Большинство историков, включая Греков и Толочко, утверждали, что книжное собрание Софии было уничтожено и разграблено. В лучшем случае можно надеяться на сохранение одного-двух томов при особо благоприятных обстоятельствах.
Некоторые исследователи высказывают мнение, что часть книг из Софийского собрания могла сохраниться в подземельях Киево-Печерской лавры. Библиотековед и историк Глухов предлагает версию, согласно которой до нашествия Батыя книги из Софийского собрания могли стать основой библиотеки Киево-Печерского монастыря. Утверждается, что сухой воздух подземелий способствовал сохранению древних пергаментов, и когда татары разорили город, они не достигли подземелий, оставив книги неповрежденными.
В XVII веке путешественник и писатель, архидиакон Антиохийской православной церкви Павел Алеппский, сообщил о видении огромной коллекции старинных книг в подземельях Киево-Печерского монастыря. Тем не менее, в 1718 году библиотека монастыря погибла в пожаре.
Существует версия о том, что библиотека была спрятана в катакомбах под Успенским собором Киево-Печерской лавры, не затронутых пожаром. Однако, даже если это верно, книги, вероятно, не уцелели, так как собор был взорван в годы немецкой оккупации. Еще одним потенциальным убежищем считаются "Зверинецкие пещеры" под Выдубицким монастырем в Киеве, где в 1240 году сотни киевлян нашли убежище от татар. Раскопки в этих местах еще не завершены, и возможно, исследователей ждут неожиданные открытия в глубинах пещер.
Слухи
Эти рассказы о возможных находках связанных с библиотекой Ярослава Мудрого представляют собой складную смесь мифов, легенд и неудовлетворенного любопытства. Свидетельства, подобные упомянутым, трудно отнести к достоверным источникам, а скорее отражают ткань городских легенд, распространяющихся в столь богатом на историю городе, как Киев.
Одна из легенд утверждает, что в 1916 году под Софийским собором начались раскопки, при которых был обнаружен подземный коридор с берестяной грамотой, обещающей великий клад Ярослава. Однако, такие события были быстро прикрыты из-за опасений властей от всплеска кладоискательства. Другая легенда рассказывает о находке древних книг при строительстве резиденции первого секретаря киевского обкома партии в 1934 году и повторном обнаружении подвала в 1980-х годах. Оба случая представляются как истории, в которых власти скрывали находки, опасаясь их потенциального воздействия на общество.
Однако, без документированных подтверждений и подробной археологической экспертизы, эти рассказы сохраняют свой статус легенд и не могут рассматриваться как достоверные исторические события.