Чызджыты хох, в переводе с осетинского – девичья гора.

Новый Год удачно встречен, салаты поедены, а выходные дни затянулись. Дабы прийти в тонус и вернуться к активному состоянию решили с друзьями организовать поход. 03.01.24 - дата всех устроила, погода установилась довольно теплая и без осадков. Наша цель была гора под названием Чызджыты хох, что в переводе с осетинского – девичья гора.

Гора озаренная первыми лучами солнца

Такое милое название совсем не означает лёгкое покорение вершины. Гора раскинулась в высь на 2823 м. над уровнем моря, да и идти всего 3,3 км, только вот набор высоты больше 1000 м. Задача для неподготовленного туриста довольно сложная.

Утро

Выехали рано утром, еще затемно, а к месту высадки приехали уже на рассвете. Быстро собрались и отправились в путь к самому сердцу – на вершину горы. Уже с первых шагов стало понятно, что всю дорогу придется идти, набирая высоту. Погода обещала быть чудесной, а наша гора уже озарялась первыми лучами солнца, маня нас безлесой вершиной.

Немного подгявлись, видим Даргавс

Как и многие места в Осетии, гора Чызджыты хох окружена древними легендами. Одна легенда отправляет нас в далекое прошлое. В небольшом ауле, где жили несколько больших, дружных и многодетных семей. Мужчины занимались земледелием, часто уходили высоко в горы, женщины вели хозяйство и быт. Однажды, во время летнего сенокоса семь сестер отправились отнести воду и обед своим братьям. Путь им предстоял не близкий, предстояло идти на ближайшую гору. Склон был суров, горянки то и дело останавливались, чтобы передохнуть. Переменчивая погода в горах принесла сильнейший ураган, на расстоянии вытянутой руки не было видно ничего кроме круговорота дождя, сухой травы и мелких палок. Наконец, одна из сестер не выдержала и воскликнула: лучше бы мы стали камнями и избавились от мучений. В ту же минуту тонкие станы девушек окаменели. С тех пор считается, что любое, даже самое смелое желание прекрасной половины человечества исполняется, если она покоряет Чызджыты-хох.

Тропа круто поднимается ввысь

Тем временем наш путь продолжается, мы прошли уже половину маршрута и уперлись в подножие горы, тропа змейкой тянется ввысь практически по вертикальному склону)). Тут то и начинается основной и затяжной подъем, а самое тяжелое еще впереди. За одним подъёмом скрыт другой, гораздо круче и выше, и так кажется до бесконечности. Под ногами появляется сыпуха, что не очень приятно.

Виды завораживают

С горой связана еще одна легенда. Во время нашествия беспощадного Войска Тимура, гора стала спасительным местом для горянок.

Новый Год удачно встречен, салаты поедены, а выходные дни затянулись. Дабы прийти в тонус и вернуться к активному состоянию решили с друзьями организовать поход. 03.01.-6

Преодолев сыпуху, мы остановились набраться сил, под предлогом перекусить. Подъем так и не заканчивался, оставалось метров 600, но большой набор высоты это дело все растянул.

Выше облаков

Потихоньку у подножия горы стал образовываться туман. Безобидное облачко гонимое всеми ветрами к кульминации нашего подъёма накрыло собой почти все ущелье.

Новый Год удачно встречен, салаты поедены, а выходные дни затянулись. Дабы прийти в тонус и вернуться к активному состоянию решили с друзьями организовать поход. 03.01.-8

Мы были выше облаков и как эгоисты грелись в солнечных лучах.

Новый Год удачно встречен, салаты поедены, а выходные дни затянулись. Дабы прийти в тонус и вернуться к активному состоянию решили с друзьями организовать поход. 03.01.-9

Новый Год удачно встречен, салаты поедены, а выходные дни затянулись. Дабы прийти в тонус и вернуться к активному состоянию решили с друзьями организовать поход. 03.01.-10