Книга, которую обязательно стоит прочитать в зимние праздники

Идеальная книга, чтобы наполниться рождественским и новогодним настроением - это вне всяких сомнений сборник «Рождественские повести» Чарльза Диккенса.

Идеальная книга, чтобы наполниться рождественским и новогодним настроением - это вне всяких сомнений сборник «Рождественские повести» Чарльза Диккенса.

В него входят пять повестей, но только две повести «Рождественская песнь» и «Колокола» непосредственно связаны и наполнены атмосферой Рождества и Нового года. Вот о них я и расскажу.

«Рождественская песнь» - повесть, написанная 180 лет назад и с годами приобретающая всю большую актуальность и популярность. Диккенс этой повестью во многом повлиял на привычное для нас празднование Рождества. «Рождественская песнь» одно из самых экранизируемых и самых цитируемых в массовой культуре произведений. История о Скрудже, скряге с ледяным сердцем, твердо убежденным, что нет ничего в жизни важнее работы и приумножения своего капитала, и праздники вроде Рождества не должны отвлекать людей от серьезных дел, а горести ближних это их проблемы и его они не касаются. Но встреча с духами Рождества, о которой похлопотал его компаньон, умерший семь лет назад, заставляет Скруджа измениться.

Я каждый год перечитываю эту повесть, чтобы не забывать, что главное в жизни, а что второстепенное. Помните как в «Маленьком принце» Сент-Экзюпери летчик сказал: «И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр», вот и я этого очень боюсь. Ведь окружающая действительность навязывает ложные ориентиры и человек попадает в ловушку, посвящая всю свою жизнь погоне за деньгами, карьерному росту, то есть всему тому, что произведет впечатление на других безразличных ему и к нему людей. Жертвуя при этом общением с родными, дружбой, любовью, моментами счастья и маленькими радостями, которыми наполнено каждое мгновение. Ведь стремясь к материальному богатству, к тем благам, которых нет, человек не замечает того невероятного богатства, которое у него есть в данный момент: любящие его родные и близкие люди, кому он искренне небезразличен, молодость и здоровье. Всё это человек часто воспринимает, как данность, вроде «никуда не денется, а сейчас мне некогда, нужно заниматься делами для лучшей жизни». А между тем у него уже все есть для счастливой жизни, но он этого не ценит и не замечает.

«- Но ты же всегда хорошо вел свои дела, Джейкоб, - пробормотал Скрудж, который уже начал применять его слова к себе.
- Дела! – вскричал призрак, снова заламывая руки. – Забота о ближнем – вот что должно было стать моим делом. Общественное благо – вот к чему я должен был стремиться. Милосердие, сострадание, щедрость – вот на что должен был я направить свою деятельность. А занятия коммерцией – это лишь капля воды в безбрежном океане предначертанных мне дел».

Никто не говорит, что не нужно уделять время работе и заработку денег, но нужно понимать, что это лишь средство, а не цель. Карьера, материальное благосостояние - это хорошо, но это не главное в жизни, а главное - это люди.

С каждым разом перечитывая «Рождественскую песнь», я приходу к выводу, что лучше и полнее понимаю, о чем говорит Диккенс, ведь размышляя, прихожу к тем же самым выводам. На самоизоляции я придумала для себя полезную практику, прокручивать в памяти самые счастливые моменты жизни, например перед сном.

И во-первых, оказывается, что этих моментов не так уж много, и во-вторых, что все счастливые моменты не связаны с чем-то материальным или чем-то, что в обществе приято считать важным.

Кажется, когда ты купишь какую-то дорогую вещь, которую давно хотел или получишь диплом об окончании школы или о высшем образовании или ещё что-то в таком роде, то этот день будет самым счастливым, ну или, по крайней мере, точно запомнится. На самом деле нет, вот такие вроде бы знаковые события не вспоминаешь. Вспоминаешь обычные, даже бытовые моменты, но когда на душе было хорошо и спокойно. Вот это то, что на самом деле важно, а люди убегают от этих обычных моментов, они бесконечно бегут за тем, что оценят другие.

И ещё один важный момент, в детстве я очень хотела котёнка или щенка или вообще хоть какое-нибудь животное, но у меня его не было. А сейчас я не завожу кошку или собаку, потому что мое мнение изменилось, я понимаю, какая это ответственность, сколько с этим связано забот и что у меня нет возможности уделять животному достаточно времени и внимания. Видимо именно так в моем детстве домашних животных воспринимала моя мама. Я думаю это актуально для всего в жизни, например для семьи или детей. Если упустить момент, потом человек придет к выводу, что в его жизни просто нет для этого места или что еще хуже, что это лишние заботы. Так и украсить елку к Рождеству и Новому году кто-то может считать бесполезными хлопотами, а ведь именно благодаря таким вещам мы поддерживает внутреннего ребенка в себе. В детстве какая-нибудь ерунда вроде новой игрушки или игры могла довести до полного восторга и состояния абсолютного счастья. Чем человек становится старше, тем меньше остаётся того, что может его по-настоящему порадовать. Возможно, в детстве нас не тяготили неизбежные многочисленные заботы взрослой жизни, которые заставляют нас осознавать, что мы уже не беззаботные дети, а взрослые серьезные люди. Поэтому нельзя откладывать жизнь на потом. Многие думают, вот встану на ноги, заработаю достаточно денег, куплю квартиру, машину, дом у моря и тогда... А время неумолимо идет и человек упускает всё по-настоящему важное и ценное в своей жизни. Но главное тогда у него уже не будет никаких желаний, и ничего его уже не будет радовать.

Вот так и Скрудж выбрал в молодости не любовь и семью, а работу и богатство. И постарев, трудясь изо дня в день в своей конторе, вроде бы и не вспоминал об этом, вроде бы был удовлетворен своей жизнью, вроде бы и выбора то у него никакого и не было. Но когда Дух показал ему, что у него могла быль любимая жена и дети, но он сам от этого отказался, он всё понял.

Диккенс написал «Рождественскую песнь», когда ему было всего тридцать лет и просто поразительно, что уже в этом возрасте Диккенс обладал такой мудростью и не только понимал, что главное в жизни, но и сумел вот в такой гротескной, сказочной форме доходчиво объяснить это другим. Диккенс родом из многодетной семьи, его отец жил не по средствам и довел себя и жену до долговой тюрьмы, и с 12 лет Диккенс вынужден был работать на фабрике по производству ваксы, но успех пришел к нему рано, к двадцати пяти годам он уже обрел известность и успех. И важно, что в своих произведениях Диккенс неизменно говорил о том, что те, кому в жизни повезло больше, и кому удалось стать богаче должны помогать тем, кто беднее. Ведь среди тех, кому удалось добиться успеха и улучшить свое материальное положение есть немало тех, кто рассуждает: «Если кто-то хочет изменить свою жизнь, пусть больше работает, я вот тоже был бедным и мне никто не помогал, я всего добился сам».

При этом Диккенс подчёркивает, что человек даже очень богатый не сможет помочь всем и в одиночку изменить мир к лучшему. Но даже очень бедный человек может помочь людям, которые встречаются на его пути, людям которых он знает, если будет к ним внимателен и чуток. В этом и состоит главная цель и дело каждого человека, вне зависимости от его благосостояния, ведь помочь можно и вниманием и добрым словом. Иногда помочь можно и тем, чтобы не делать жизнь тех, кто от тебя зависит тяжелее.

В этом как раз и есть суть христианской религии, быть добрее внимательнее к ближнему.

«Душа, заключенная в каждом человеке, - возразил призрак, - должна общаться с людьми и, повсюду следуя за ними, соучаствовать в их судьбе. А тот, кто не исполнил этого при жизни, обречен мыкаться после смерти. Он осужден колесить по свету и – о, горе мне! – взирать на радости и горести людские, разделить которые он уже не властен, а когда-то мог бы – себе и другим на радость».

Из экранизаций я выбрала классическую, которая максимально приближена к первоисточнику, современную версию викторианской истории. И фильм вдохновленный повестью Диккенса и предлагающий свой вариант, как продолжилась история Марли и Скруджа.

Классическая экранизация - это «Рождественская история» (A Christmas Carol) Роберта Земекиса 2009 года, где Джим Керри сыграл Скруджа.

Это анимационный фильм, но благодаря методу захвата движений (motion capture) персонажи выглядят почти как живые, по крайней мере, легко угадывается мимика актеров. Очень красивый, сказочный, атмосферный и наполняющий душу добром фильм.

«Новая рождественская сказка» (Scrooged) Ричарда Доннера 1988 года с Биллом Мюрреем в главной роли.

Идеальная книга, чтобы наполниться рождественским и новогодним настроением - это вне всяких сомнений сборник «Рождественские повести» Чарльза Диккенса.-3

Это современная версия классической повести о бессердечном магнате Фрэнке Кроссе.

И в прошлом году вышел очень интересный фильм «В духе Рождества» (Spirited) с Уиллом Ферреллом и Райаном Рейнольдсом, вдохновленный повестью Диккенса.

Идеальная книга, чтобы наполниться рождественским и новогодним настроением - это вне всяких сомнений сборник «Рождественские повести» Чарльза Диккенса.-4

Это не новый пересказ старой истории, это продолжение о том, как обстоят дела с духами Рождества и исправлением людей в наши дни. Фильм в духе бродвейского мюзикла с отличными песнями и хореографией.

«Колокола» - повесть, опубликованная на следующий год после «Рождественской песни». События происходят под Новый год. Главный герой, бедный пожилой почтальон по имени Тоби, ежедневно подолгу стоит возле церкви в надежде, что кому-нибудь понадобятся его услуги. Поэтому церковные колокола были ему как друзья, а их звон вселял надежду и подбадривал. Несмотря на бедность и тяжелую жизнь Тоби неунывающий и добрый человек. Но читая газеты, где пишут о том, что бедняки воруют, совершают убийства и самоубийства его стали тревожить мысли.

«Сам-то я неученый, где уж мне разобраться, имеем мы право жить на земле или нет. Иной раз думается, что какое-никакое, а все-таки имеем, а иной раз думается, что мы здесь лишние. Бывает до того запутаешься, что даже не можешь понять, есть в нас хоть что-нибудь хорошее или мы так и родимся дурными».

Духи колоколов помогут ему найти ответ на этот вопрос.

Эти размышления главного героя сразу напоминают о произведениях Достоевского. Как известно творчество Диккенса вдохновляло Достоевского. «Тварь ли я дрожащая или право имею…», рассуждения, доведенного бедностью до отчаяния человека, решившегося на убийство. А ведь последней каплей для него стало то, что его сестра намерена выйти замуж за состоятельного человека, которого она не любит.

Так в «Колоколах» духи покажут Тоби, что на ужасные поступки бедных толкает отчаяние из-за безразличия к их бедам и трудностям других, особенно высокопоставленных и состоятельных людей.

Теперь пару слов скажу относительно книги. У меня были повести «Рождественская песнь» и «Колокола» в старом советском издании 1969 года, но не было остальных трех. И я решила купить книгу от издательства «Эксмо» в серии Всемирная литература 2022 года издания с классическими переводами советских мастеров слова. И перечитывая повесть «Колокола» в переводе Марии Фёдоровны Лорие я обнаружила существенную ошибку.

Вместо слова «мокрядь» - существительного, которое по словарю означает сырость и дождливую погоду, а в моем понимании что-то вроде измороси, напечатано слово «мокреть» - глагол, означающий «становиться мокрым». Я сразу «споткнулась» об это слово, которое не сочеталось с другими «холодная, липкая мокреть». Это к слову о разнице в качестве сотских и современных изданий.

Еще я бы добывала к рождественскому циклу Диккенса еще произведение «Рассказ бедного родственника». В нем всего несколько страниц, но оно согревает своим светом.

На Рождество возле камина собираются родственники и тот, кого считают бедным, обманутым и обездоленным, начинает свой рассказ.

«Я – не то, чем меня считают. Я нечто совсем иное. И для начала нужно, пожалуй, сказать несколько слов о том, чем же меня считают. <…> считается, что я никому не враг, кроме как самому себе. Что я ни в чем не добился особенных успехов. Что меня постигла неудача в делах, потому что я был не деловит и легковерен и догадался о корыстных замыслах моего компаньона. Что меня постигла неудача в любви, потому что я был до смешного доверчив и не допускал мысли, что Кристиана может обмануть меня. Что меня постигла неудача с наследством дядюшки Чилла, от того что я оказался, на его взгляд, недостаточно расчетлив в житейских делах. Что всю жизнь меня, можно сказать, водили за нос и оставляли ни с чем».

И снова мне вспоминается Достоевский, его князь Мышкин.

Но сейчас не об этом. Я не буду углубляться в подробности рассказа, иначе рискую раскрыть сюжетную интригу. Важно понять, насколько хорошо быть тем человеком, о ком другой будет говорить, что поверил и не зря, доверял и не напрасно, что человек мог легко обмануть и подвести, но оказался четным и хорошим. Вот к чему мы все должны стремиться.