Найти в Дзене
Культур-трегер

Как Русская княжна эмигрантка поставила на место Феликса Юсупова

Если прочитать мемуары Феликса Юсупова, то может сложиться впечатление, что все окружающие только и делали, что восхищались и бегали за ним. От американских миллионерш до каких-то загадочных индийских раджей. А уж если заходила речь об убийстве Григория Распутина, то Феликс Юсупов и вовсе начинал вести себя самовлюбленный павлин: напускал на себя важность и загадочность, с пафосным видом твердил о патриотическом долге и т.д. Однако на самом деле окружающие относились к нему по разному. Здесь нужно понимать, что в аристократической среде не было принято на людях выражать свои негативные эмоции (по крайней мере, без особой причины). Тем не менее, случались с князем Юсуповым и довольно неприятные для него инциденты. Например, однажды известная эмигрантская писательница княжна Зинаида Алексеевна Шаховская (1906-1911) считавшая Феликса Юсупова "недалеким человеком" (она открыто говорила об этом в своих многочисленных интервью), столкнулась с ним на одной из послевоенных эмигрантских веч
Феликс Юсупов в преклонном возрасте.
Феликс Юсупов в преклонном возрасте.

Если прочитать мемуары Феликса Юсупова, то может сложиться впечатление, что все окружающие только и делали, что восхищались и бегали за ним.

От американских миллионерш до каких-то загадочных индийских раджей.

А уж если заходила речь об убийстве Григория Распутина, то Феликс Юсупов и вовсе начинал вести себя самовлюбленный павлин: напускал на себя важность и загадочность, с пафосным видом твердил о патриотическом долге и т.д.

Однако на самом деле окружающие относились к нему по разному. Здесь нужно понимать, что в аристократической среде не было принято на людях выражать свои негативные эмоции (по крайней мере, без особой причины).

Тем не менее, случались с князем Юсуповым и довольно неприятные для него инциденты.

Например, однажды известная эмигрантская писательница княжна Зинаида Алексеевна Шаховская (1906-1911) считавшая Феликса Юсупова "недалеким человеком" (она открыто говорила об этом в своих многочисленных интервью), столкнулась с ним на одной из послевоенных эмигрантских вечеринок в Париже.

Княжна Зинаида Шаховская - писательница, переводчица, поэтесса, военный корреспондент и мемуаристка. Во время оккупации Франции принимала активное участие в движении "Сопротивления". Кавалер высшего французского ордена "Почетного легиона".
Княжна Зинаида Шаховская - писательница, переводчица, поэтесса, военный корреспондент и мемуаристка. Во время оккупации Франции принимала активное участие в движении "Сопротивления". Кавалер высшего французского ордена "Почетного легиона".

В какой-то момент между Юсуповым, который считал себя интеллектуалом, и Шаховской завязался бурный разговор.

После чего, распаленная спором княжна высказала Феликсу Юсупову наболевшее:

Если бы тогда, в плохое время, не ухлопали Распутина и если бы Государь послушался Распутина и заключил бы тот самый Брест-Литовский договор, то в России не было бы революции. И вы сидели бы в своем имении в Архангельском, а я была бы в Париже женой посла.

Разумеется, это всего лишь частное мнение. Кроме того, о возможных путях выхода из той трагической ситуации, в которой оказалась Российская империя накануне 1917 года, историки будут спорить еще долго.

Но нам в данном случае интересна реакция самого Феликса Юсупова на это обвинение. Князь стушевался, побледнел и не нашелся, что ответить.

Вот, собственно, и все, что нужно знать о нем.