288,1K подписчиков

Николай Морозов: как начиналась карьера человека, который готовил блюда Леониду Брежневу

452 прочитали

Работа на кремлёвской кухне — очень ответственная и тяжёлая задача, с которой справляются далеко не все. Только человек с железной дисциплиной и серьёзностью сможет совладать с этой задачей.

Николай Морозов — как раз такой человек. 30 лет своей жизни он посвятил кремлёвской кухне, готовил блюда для первых лиц страны, начиная от Никиты Хрущёва и заканчивая Михаилом Горбачёвым.

Что известно об этом человеке и как ему удалось столько лет продержаться на таком ответственном поприще, расскажет эта статья.

Работа на кремлёвской кухне — очень ответственная и тяжёлая задача, с которой справляются далеко не все. Только человек с железной дисциплиной и серьёзностью сможет совладать с этой задачей.

Краткая биография: Николай Морозов появился на свет в 1939 году в Гаврилково — деревня, которая находится в Московском регионе. Начинал свою кулинарную карьеру как самоучка, работая поваров в одном московском ресторанчике. За хорошую службу попал на кремлёвскую кухню и несколько лет проработал там, готовя блюда для первых лиц страны.

У Николая Морозова есть 2 кулинарных образования: в Москве окончил сначала кулинарную школу, затем — кулинарный техникум.

Старший прапорщик Николай Морозов

Начиная с 30-х годов в нашей стране сложилась такая традиция: готовить еду для первых лиц государства должны только люди в погонах. Поэтому на должность заместителя шеф-повара Леонида Ильича взяли старшего прапорщика Николая Морозова. В середине прошлого века он стал кремлёвским поваром, а позднее его назначили на должность шеф-повара особой кухни. Готовил для первых лиц Советского Союза, начиная с 1960-х годов: Никиты Хрущёва, Леонида Брежнева, Юрия Андропова, Констатина Черненко, Михаила Горбачева и других руководителей государства.

Работа на кремлёвской кухне — очень ответственная и тяжёлая задача, с которой справляются далеко не все. Только человек с железной дисциплиной и серьёзностью сможет совладать с этой задачей.-2

Николай Морозов был поваром в Кремле вплоть до распада СССР в 1991 году. Позднее он устроился на работу шеф-поваром в российском банке, а потом ещё несколько лет - в Государственной Думе. Сегодня он занимает должность шеф-повара в ресторане "Щит и меч" на Лубянке в Москве. Также иногда работает шеф-поваром на кремлёвских ёлках в столице.

Николай Морозов за верную службу на кремлёвской кухне имеет множество государственных наград и благодарностей.

«Вам повара не нужны случайно»?

Николай Морозов родился в небогатой семье. Когда ему было 7 лет, он пошёл на свою первую работу — разнорабочим в больницу. Так случилось, что с поваром этого заведения случилось несчастье — он остался без ног, и Николаю предложили заменить его на кухне. Когда мальчику исполнилось 17 лет, он поехал в Москву поступать в кулинарное училище. Но поступить ему не удалось. Расстроенный, он поехал обратно домой.

Из воспоминаний Николая Морозова:

Как-то возвращался домой на электричке и случайно прозевал станцию, на которой нужно было выходить. Особо никуда не спешил, поэтому решил погулять по городу Дмитрову до обратного поезда. Только вышел с вокзала, как смотрю: переходит дорогу мужчина в белой куртке и в белом колпаке. Я не растерялся, подбежал к нему и говорю: "Вам повара не нужны случайно?"
Он так строго смотрит на меня и говорит: "Случайных не берём, а вот хорошие всегда в почёте". Я просто стою, не знаю, что ответить, а он на меня внимательно смотрит и говорит: "Ладно, пойдём, посмотрим, что ты умеешь". Он ничего не спросил у меня: ни как меня зовут, откуда я, что я умею. Для меня он настоящий Мессия.
Работа на кремлёвской кухне — очень ответственная и тяжёлая задача, с которой справляются далеко не все. Только человек с железной дисциплиной и серьёзностью сможет совладать с этой задачей.-3

Человеком в белом колпаке оказался Иван Иванков — шеф-повар ресторана при вокзале. Он представил своим коллегам Николая, и они все очень хорошо к нему отнеслись. Через полгода будущий кремлёвский повар снова отправился в Москву в кулинарный техникум на Останкино. У него получилось поступить и он начал учиться там на вечернем отделении. Окончил он его с красным дипломом, и как одному из лучших студентов техникума, ему предложили пойти работать в Кремль.

Из воспоминаний Николая Морозова:

- Однажды директор вызывает нас к себе и сообщает, что у него есть престижные заявки. Говорит, что выбрал вас, потому что давно присматривается к вам и считает, что мы могли бы сделать неплохую поварскую карьеру. Дал адрес: «Петровка, 38, Кремль», и «выбор за вами», говорит. Мы собрались и поехали на Петровку, 38. Поговорили с полковником-кадровиком. Он сказал, что даёт нам младших лейтенантов, и мы едем в Ленинградскую школу ОБХСС на учёбу. Н
ам предстояло работать в милиции по своему профилю работать - ресторанное дело, магазинное, по базам, складам. Перед нами нарисовалась очень даже неплохая перспектива. Но я решил, что сначала загляну в Кремль.
Со мной никто не пошёл — я один. В Кремле меня встретил полковник. Он толком мне ничего не рассказал, отметил только, что я всё узнаю, если пройду проверку. Я её прошёл, а через получил по домашнему адресу письмо из Кремля с новостью о том, что меня зачисляют в кремлёвский повара.
Работа на кремлёвской кухне — очень ответственная и тяжёлая задача, с которой справляются далеко не все. Только человек с железной дисциплиной и серьёзностью сможет совладать с этой задачей.-4

Кремлёвкую кухню отличала строжайшая дисциплина и аккуратность — это были 2 главных кита, на которым там всё держалось в 1960-е годы. Работа на кремлёвской кухне — это государственная задача, которую нужно беспрекословно выполнить, поскольку приёмы там один за другим. Все пкремлёвские повара дисциплинированные и с трезвым рассудком, очень ответственно и серьёзно подходящие к работе. При этом в общении они были самыми простыми людьми.

Из воспоминаний Николая Морозова:

Как правило, чаще всего в Кремле подавали блюда русской кухни. Если заказывали поросенка, то его нужно было целиком зафаршировать и чтобы в нём ни одной косточки не было. На стол его должны были ароматным, аппетитным и пумяным, а не котлетой отбивной, так, что непонятно, что тут лежит.
Кроме этого, делали гусей, уток, индеек, перепелов. Осетр всегда был метра на полтора-два длиной, просто царский красавец! Весил он тоже нехило: в среднем по 20 килограммов. Официантам, конечно, приходилось нелегко, но красота была изумительная.

Ошибки, которые очень дорого стоят

Ошибаться на кремлёвской кухне нельзя. Как говорится, «недосол на столе, пересол на спине» (старая пословица). За все десятилетия, которые Николай Морозов проработал там, ему ни разу не удалось ошибиться.

Из воспоминаний Николая Морозова:

- Это работа была сопряжена с постоянным напряжением, бесконечными нервами - нельзя же так постоянно жить. Иногда вообще забывали про сон и отдых, не спали ночами, работали до полного изнеможения. Бесконечные командировки по разным странам очень выматывали: сегодня ты в Индии, а уже завтра, условно говоря, в Китае на встрече. До сих не пойму, как же мне удавалось себя сохранить физически.
Работа на кремлёвской кухне — очень ответственная и тяжёлая задача, с которой справляются далеко не все. Только человек с железной дисциплиной и серьёзностью сможет совладать с этой задачей.-5

Из наблюдений Николая Морозова об аппетите Леонида Брежнева:

1. Супы он не любил, но никогда от них не отказывался: если предлагали, он ставил их на стол, а потом выливал в унитаз.

2. Котлеты Леонид Ильич любил есть исключительн холодными, прямо из холодильника.

3. Поскольку у Брежнева были проблемы с зубами, то пищу ему готовили такую, чтобы не никаких жёстких ингредиентов. Например, котлеты мы готовили такие, что их можно было есть губами. Их секрет заключался в том, что фарш мы прокручивали 3 раза, п потом добавляли сливки — поэтому они получались очень мягкими.

4. Леонид Брежнев обожал тройную уху. Это рыбный суп, который готовится необычным образом: сначала в воду закидывается первая партия рыбы: ерши, плотвица, окунечки. 15 минут её варят, а потом процеживают бульон и заправляют кусками крупной рыбы - судак, лещ, налим.

5. Ещё он любил сочетать мясо с рыбой: в советскую эпоху это спокойно сочетали, чего сейчас не встретишь.