Реформация церкви, и как это связано с Северным Возрождением

Итальянский Ренессанс оказал влияние и на развитие культуры в соседних странах, лежащих севернее Италии: Нидерландах, Германии, Франции, Англии. Здесь он возник позже – спустя почти столетие и получил, весьма условно, название Северное Возрождение.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Однако, в отличие от итальянского, в его основе лежат иные предпосылки. Если итальянцы пытались возродить забытую культуру античности, наследниками которой они действительно являлись, и с которой были знакомы по оставшимся на их земле древним памятникам, то северным странам возрождать было по сути нечего.

Северный ренессанс в основном питался трудами гуманистов (сначала итальянских, а затем и отечественных), в которых красной нитью проходила мысль о «новом» человеке – центре вселенной, венце божественного творения. Размышления об этом, невольно приводили к переосмыслению деятельности, значения и роли католической церкви в жизни общества в целом, и каждой отдельно взятой личности. Тем более что вдали от Ватикана, недовольство этой организацией среди самых широких масс постоянно росло. К XV веку – священнослужители (клир) достаточно дискредитировали себя, ведя далеко не тот праведный образ жизни, о котором проповедовали со священных кафедр. Монастыри и храмы, зачастую, могли служить примером скопления всех смертных грехов. Кроме того, на фоне всеобщей бедности, возмущение вызывали огромные поборы, идущие на украшение церквей и нужды святых отцов. В воздухе витало желание преобразований.

Лукас Кранах (Старший). Портрет Мартина Лютера
Лукас Кранах (Старший). Портрет Мартина Лютера

Утром 31 октября 1517 года прихожане Виттенбе́ргского собора (Германия) на дверях обнаружили листок, прибитый профессором местного университета Ма́ртином Лю́тером. В 95 те́зисах, он изложил свой взгляд на то, какие изменения необходимы католической церкви, чтобы она могла сохранить свой авторитет у народа. Это событие считается началом религиозного общественно-политического движения, получившего название Реформа́ция.

Мартин Лютер прибивает к дверям Виттенбе́ргского собора свои тезисы. Картинка из открытых источников
Мартин Лютер прибивает к дверям Виттенбе́ргского собора свои тезисы. Картинка из открытых источников

Мартин Лютер и его сторонники считали, что Церковь не по праву владеет привилегией быть посредником между миром го́рним и миром до́льним. По их мнению, каждый человек, прошедший обряд крещения и искренне верующий в учение Христа, автоматически приобщён к Богу, то есть между ними существует непосредственная связь.

Католическая церковь утверждала, что собственные грехи человек не может искупить или замолить самостоятельно – ему необходимо приобрести индульгенцию - то есть заплатить священнику за то, чтобы он выполнил эту работу. Реформаторы же считали, что каждый человек должен нести полную ответственность за свои поступки, поэтому прощение (отпущение) грехов не может покупаться и продаваться - его можно получить только от Бога, благодаря личному покаянию, молитвам и труду. Посредничество священника в этом излишне. То есть всё основывается на принципе sola fide (только верой). Плата же за искупление грехов – продажа индульгенций, по мнению последователей Лютера – это обман прихожан, игра на их страхе перед вечными муками в Аду, существующие только для обогащения церкви и клира.

В связи с отрицанием значения церковных ритуалов для спасения человеческой души, необходимость постоянного участия в церковных обрядах тоже отпадала. Реформаторы предлагали сократить их до необходимого минимума, оставив лишь два важнейших – крещение и причастие (евхаристия).

Отрицание посреднической роли церкви между земным и небесным мирами, привело Реформаторов к мысли о том, что каждый верующий должен самостоятельно разбираться в основах веры и знать Священное Писание, которым бы он руководствовался в своей жизни и поступках. Поэтому вторым важнейшим принципом реформации стал принцип sola Scriptura (только Писанием). Естественно, что появилась настоятельная потребность перевода Библии, да и всей церковной практики с латыни (официального языка католической церкви) на национальные языки. Сам Мартин Лютер сделал первый перевод Библии на немецкий язык.

Итальянский Ренессанс оказал влияние и на развитие культуры в соседних странах, лежащих севернее Италии: Нидерландах, Германии, Франции, Англии.-4

Надо отметить, что необходимость в самостоятельном изучении Библии в широких массах, привело к значительному и резкому подъёму образования и развитию общей культуры в странах северной Европы. Кроме того, последователи Реформации, декларируя личную ответственность за свои деяния перед Богом, считали главным средством избегания соблазнов и греха – кропотливый, постоянный труд. Благодаря возможности тратить деньги не на содержание Церкви, последователи учения Лютера стали вкладывать их в собственное хозяйство и развитие бизнеса. В следствие чего у сторонников реформации вырабатывались такие качества личности как бережливость и расчётливость. Именно трудолюбие и умение распоряжаться средствами, ставшие, вследствие Реформации чертами характера (менталитета) северных европейцев, во многом обусловили последующий бурный экономический и культурный рост тех стран, в которых утвердились идеи Лютера и его сторонников. Вскоре, Северная Европа обогнала в своём развитии Италию.

Таким образом, реформаторы руководствовались двумя основными принципами возможного духовного спасения человека: sola fide (только верой) и sola Scriptura (только Писанием). Требования же, которые они предъявляли к католической церкви, сводились к нескольким основным пунктам:

1. отрицание посреднической роли церкви между земным и небесным мирами;

2. отмена индульгенций;

3. перевод Библии и церковной службы на национальные языки;

4. упрощение и сокращение церковных обрядов и ритуалов;

5. признание самостоятельной ответственности личности за свои поступки и жизнь.

Конечно церковь, в лице папы Римского и светские власти были обеспокоены деятельностью Лютера, чьи идеи быстро приобрели огромную популярность среди народа. Его вызвали в Вормс на суд, чтобы убедить отказаться от своих взглядов. Стоя перед императором Священной Римской империи Карлом V, верховными представителями духовенства и светскими правителями, Лютер произнёс фразу, ставшую крылатой: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».

Антон фон Вернер. Лютер в Вормсе: «На сём я стою…»
Антон фон Вернер. Лютер в Вормсе: «На сём я стою…»

Последствия Реформации были впечатляющими. По всей Европе заполыхали религиозные войны, которые продолжались вплоть до XVII столетия. Это привело к расколу католической церкви и образованию новой ветви христианства – Протестанти́зму. Под этим названием принято объединять множество сформировавшихся, в результате Реформации, самостоятельных национальных христианских церквей, существующих сегодня под разными названиями (лютера́нство, кальвини́зм, цвинглиа́нство, англика́нство, бапти́зм, евангели́зм, пурита́нство и многие другие).

Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи:) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.