Моя дочь на семейном обучении. Это такая штука, когда ты учишь дома ребенка сам, а в школе сдаешь только экзамены (аттестации). Аттестацию по литературному чтению дочь завалила, потому что мы не знали к чему готовиться - нам не сказали даже примерно темы, по которым будет экзамен.
Но теперь то знаем (почти), потому что на носу пересдача. Так вот. Как это проходит? Ребенку дают любой текст (небольшой). Задача прочитать и ответить на вопросы. А вот вопросы вызывают у меня ... вопросы, уж простите за нелепую фразу)))
Текст грустный, веселый или лирический? Дочь отвечает, что лирический, а оказывается, что просто грустный. Вот сегодня мы стали изучать, что такое лирика и кто такой лирический герой.
И я выяснила, что это тема 9 класса! А Ляля во втором так-то.
Пыталась объяснять, как могла.
- Смотри, представь, что ты хочешь написать о том, как ты не любишь школу. Но не хочешь говорить о том, что ты - это ты. И ты придумываешь в голове девочку Дашу, которая не любит школу так же, как и ты. И свои слова вкладываешь в мозг Даше, а она их говорит в твоей книге. Даша - твой лирический герой.
- А лирический текст тогда что?
- Ну то, где есть такая Даша.
- А если это не мой текст, как мне угадать, где чья ... Даша?
- Уф. Тут догадаться надо...
И ладно бы ученику 9 класса дали бы поразмышлять, кто чей лирический герой, как типа у Лермонтова и все такое. А тут второй класс. Ребенку в принципе понятие "лирика" в 8 лет не объяснишь. Она пока мыслит конкретными категориями: весело или грустно герою, хороший герой или плохой. Но едем дальше.
Надо в стихах найти рифму. С одной стороны, это просто: "кошка-мошка, мышка-мишка". Вот только не всегда найти ее просто, она бывает в двух строках подряд (парная), а бывает через строчку (перекрестная). Пришлось это объяснять, чтоб дочь на экзамене смогла выполнить задание. Правда, типы рифм это темы пятого класса (если ошибаюсь, поправьте). А у нас, повторюсь, второй.
Но кого это волнует? С "семейников" в принципе требуют больше. И я еще не уверена, что не запросят ответов про ямб, хорей и амфибрахий, простигосподи, потому что каких-то примерных тем для сдачи нам пока так и не дали. Опять будем тыкать пальцем в небо. Бред, короче.
Но едем дальше.
При этом, отмечу, что в учебнике, который нам выдали в школе ( у нас "Школа России"), вопросов про лирический текст и "найди рифму" нет вообще. Даже намеком.
Как и вопросов про стили текста. На консультации дочь разбирала с учителем про художественный и научный (а перед основным экзаменом у нас консультации и не было). Так что дома мы повторили эти стили, и еще на всякий случай официально-деловой, а так же разговорный и публицистический. Темы, как вы понимаете, тоже не второго класса.
Кто учитель? Напишите в комментах, пожалуйста, вот в каком классе это проходят? Точно во втором полугодии второго класса? Прям точно? Или всё ж таки нет?
Зато в конце каждого рассказа в учебнике есть много вопросов, которые я бы назвала дурацкими. Типа: "Что вы чувствуете после прочтения этого текста?". Дочери восемь лет, у нее хорошо развита речь, но подобные вопросы ставят ее в тупик: "Да ничего я не чувствую, ну рассказ. Ну, молодец писатель!", - вот так отвечает ребенок. И приходится ей объяснять, что на такие вопросы надо отвечать так, как хочет учитель. Что ты чувствуешь воодушевление или там радость. Навязывать свое мнение приходится и учить ребенка врать и лицемерить. Меня это бесит :(
У меня создалось впечатление, что вопросы в конце параграфа в этом учебнике составлял не оч хороший студент первого курса факультета журналистики из какого-нибудь провинциального вуза: "Что вы чувствуете? Каковы ваши дальнейшие планы?"
И вот если на экзамене будут вопросы такого типа, как ответить на них правильно? Есть какой-то единственно верный ответ? В общем, повезет - сдаст дочка литературу, не повезет - не сдаст. Я уже отпустила мысли о школьных оценках за эти экзамены, потому что это бред. И тратить на эту дичь новогодние праздники дочки я точно не намерена!
А как вам литература в школе? Получалось угадать, что думал автор?
#школа2024 #учимся #литературавшколе #НГ #школа