84,9K подписчиков

Почему за импорт немаркированных товаров вводят уголовную ответственность?

204 прочитали
Теневой оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке, исчисляется миллиардами рублей.

Теневой оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке, исчисляется миллиардами рублей. С одной стороны это позволяет потребителям покупать товары по более низким ценам, а вот с другой это приводит к непоступлению в федеральный бюджет значительных денежных средств.

Обязательной маркировке подлежат различные товары: табак, обувь, меховые изделия и так далее. Но если всё перечисленное можно отслеживать при импорте продукции, идущей через таможенные посты, то в рамках Евразийского экономического союза дела обстоят гораздо сложнее.

При отсутствии таможенников на границе с союзными государствами, в нашу страну идут целые потоки нелегальных товаров, среди которых есть не только немаркированная продукция, но и откровенный контрафакт с санкционкой. Государство должно было с этим что-то делать.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в других странах ЕАЭС не заинтересованы в пресечении оборота этой продукции. Они представляют собой транзитную зону. Соответственно, экономический ущерб от этого наносится не их государствам, а нашему. Попутно мутные ребята могут ещё поднять бабла на этих схемах.

В качестве противодействующей силы такому импорту были придуманы и расставлены в окрестностях государственных границ с союзными государствами таможенные мобильные группы. Они регулярно останавливают фуры со шмурдяком, изымают товары и наказывают нарушителей (правда, не своими руками).

Сигареты - это отдельная проблема..
Сигареты - это отдельная проблема..

Но полноценно это потоки не остановило. Во многих случаях полномочия таможенных органов заканчиваются на самом интересном месте, что порождает проблемы. Собранные материалы необходимо передавать в иные органы (преимущественно в полицию). А там далеко не всегда заинтересованы в конечном результате (в том числе и по коррупционным мотивам).

В итоге всё это начинает напоминать борьбу с ветряными мельницами со всеми вытекающими проблемами, а местами в поиски "превышения должностных полномочий". Задача стоит - задержать товар. А как это сделать в рамках закона, толком не написали. Вот и бегают парни в зелёных мундирах по битому стеклу.

В итоге приходится мучаться и идти на смекалку, смешанную с откровенными авантюрами. Сегодня за транспортировку немаркированных товаров предусмотрена уголовная статья 171.1 УК РФ. Но, во-первых, нужно доказывать цель сбыта. Во-вторых, решение по таким материалам принимают в полиции. В-третьих, на уголовку легко насобирать табак и алкоголь. А вот с шубами или обувью нужны товары, превышающие по стоимости миллион. А это задачка посложнее.

Тем не менее, работа ведётся. Но нужны законодательные меры. Например, издано распоряжение Правительства от 30.11.2023 № 3444-р. Оно обязывает ряд ведомств до конца 2 квартала подготовить предложения по введению уголовной ответственности за импорт немаркированной продукции.

Таможня, вероятно, поучаствует в этой работе по заданию Минфина. Важно продумать экономическое обоснование, определить планку, после которой наступает уголовная ответственность, и так далее. Но работка предстоит напряжённая. Слишком много подводных камней и течений.

Многие помнят борьбу таможни с шубами...
Многие помнят борьбу таможни с шубами...

Очень важно, чтобы было чёткое разъяснение в действиях, когда выявляется несколько уголовных составов. Например, за контрабанду табачных изделий через таможенную границу ЕАЭС есть статья 200.2 УК РФ. Нужно ли будет возбуждать при этом статью за импорт немаркированной продукции? Или, допустим, незаконно везут шубы в больших количествах. Там на лицо будет статья по уклонению от уплаты таможенных платежей (194 УК РФ). Может ли существовать при этом параллельно статья за контрабанду немаркированных товаров?

Быть может, законодатели продумают этот момент или сделают статью более целенаправленной, ограничив её распространение только на торговлю в рамках Евразийского экономического союза (очевидно, что законопроект будет направлен на снижение нелегального импорта из партнёрских стран).

В таком случае, нужно будет наделить таможенные органы полномочиями по ведению дознания по данным преступлениям. Иначе, мы опять вернёмся к той проблеме, что таможенники будут выявлять такие товары, составлять рапорты и передавать их по подследственности в органы полиции. Горький опыт должен будет принят во внимание.

В любом случае, государство не остановится в вопросах защиты рынка от некачественной продукции и наполнению федерального бюджета. Теневой рынок могущественен. А в нынешних реалиях нужны дополнительные резервы. Иначе, государству будет всё сложнее выполнять свои социальные обязательства перед населением страны...

© Злой таможенник