Найти тему
Jurij

02.03.19: Директор УГИ: «В бурно меняющемся мире гуманитарии находятся на пике востребованности»

Уральский гуманитарный университет – это давно зарекомендовавшие себя преподаватели, научные школы, лаборатории. Вместе с тем УГИ – университетский эпицентр инноваций в области образования. Какие преимущества дает обучение в стенах Института? Рассказывает Директор УГИ Эльвира Эвальдовна Сыманюк.

«У преподавателей и студентов появляется общий интерес, мы становимся единым целым»

Эльвира Эвальдовна, ректор УрФУ Виктор Анатольевич Кокшаров часто повторяет лозунг: гуманитарии рулят! И называет Уральский гуманитарный институт «базой лучшего гуманитарного образования в нашем регионе и стране»…

А проректор Дмитрий Витальевич Бугров называет нас «гуманитарной меккой». И это действительно так. У нас 33 направления подготовки в рамках бакалавриата и 44 программы в рамках магистратуры. И все, безусловно, перспективны и востребованы.

Академик Российской академии образования психолог Александр Григорьевич Асмолов сказал, что век атома закончился, на этом направлении физики подошли к пределу технологических возможностей, а ХХI век - это век исследований человеческого мозга, ресурсов человеческого организма, раскрытия талантов человека, его креативности, проектировочных способностей. Так что без нас, гуманитариев, никуда.

О каких новшествах гуманитарного образования в Уральском федеральном университета можно рассказать?

Во-первых, я отмечу междисциплинарную программу «Медиакоммуникации» https://urgi.urfu.ru/ru/ugi/mediacom/, которую мы реализуем второй год. Программа дает основательные знания современных информационных технологий, психологии общения, восприятия, фундаментальное филологическое образование. Руководитель программы Алексей Владимирович Фаюстов очень внимательно, щепетильно подходит к подбору преподавателей, и студенты в восторге.

Во-вторых, с этого учебного года совместно с Учебным военным центром университета мы осуществляем программу подготовки востоковедов, которым по окончании обучения присвоят звание лейтенанта. В марте прошлого года к нам приезжал директор Института стран Азии Африки МГУ Игорь Абылгазиев, и когда я рассказала ему о том, что Министерство обороны в рамках этой нашей программы профинансировало 10 бюджетных мест, он подтвердил: «Да, ваша школа востоковедения одна из самых известных в стране, после МГУ вы самый сильный вуз, выпускающий востоковедов». Наряду с Китаем и Индией активным партнером России является Вьетнам, и я очень надеюсь, что через год мы откроем курс обучения вьетнамскому языку.

Также в этом учебном году у нас стартовала программа «Связи с общественностью», которой руководит генеральный директор группы компаний «Ньютон» Алексей Владимирович Глазырин.

Что нового в формах обучения?

Мы практикуем метод кейсов (то есть решения конкретных сложных задач), такие интерактивные формы, как тренинги, ролевые, деловые игры. Считаем, что так, в практике, у наших студентов лучше формируются компетенции, которые востребованы в современном мире.

Использование этих передовых методик ко многому обязывает наших преподавателей. Они выступают в роли не просто лекторов, а проектировщиков образовательного процесса, не «докладчиков по теме», а модераторов дискуссии, наставников и партнеров своих студентов.

Без лекций не обойтись, но если раньше преподаватель владел знаниями монопольно, то сегодня они доступны всем – достаточно включить смарфтон. Более того, молодежь поглощает информацию быстрее «возрастного» преподавателя, и к середине лекции студенты знают уже гораздо больше и готовы дискутировать. Будь вы доцент, профессор или академик, вам не дадут «почивать на лаврах».

Конечно, инновации в образовании не сводятся к тому, чтобы переместить все знания, накопленные человечеством, в одну «коробочку». Поистине инновационный подход – в «сцепке» технических средств и человеческих отношений. Поэтому, чтобы студенты с интересом слушали лекцию, преподаватель должен быть исследователем, ученым, постоянно обогащать собственный багаж знаний, подавать их с применением новейших технологий и вместе с тем уметь вести диалог, быть убедительным и увлекающим.

Я и сама оказывалась в ситуациях, когда студенты авторитетно дополняли и даже опровергали содержание лекции. И знаете, это очень интересный опыт, который обогащает и нас, преподавателей, и студентов, он дает всем нам новые возможности роста, у нас появляется общий интерес, мы становимся единым целым.

«Наши заказчики - государственные, социальные и общественные структуры»

Уральский федеральный университет осваивает форму проектного обучения. Это когда студенты выполняют проекты по заказам их будущих работодателей. Первыми на проектное обучение перешли Институт радиоэлектроники и информационных технологий и Уральский энергетический институт. На очереди – гуманитарии.

Современное образование требует соответствующих пространств, специально оборудованных для совместного творчества. В прошлом году мы подготовили две аудитории для Департамента международных отношений. Еще две аудитории готовим для факультета журналистики, они будут очень красивыми. В планах – создание дополнительных тренинговых помещений, учебной телестудии. Вернее, это будет самая настоящая «продакшн-студия», где студенты будут создавать телевизионные проекты по заказам наших СМИ, телеканалов и так, погружаясь в реальное производство, в профессиональную среду, овладевать нюансами журналистского ремесла. Таким образом, журфак первым из наших департаментов перейдет к проектному обучению.

Одна из особенностей проектного обучения в том, что наставниками студентов выступают специалисты-представители работодателей. В Уральском гуманитарном институте есть такие примеры?

Конечно. Потому что никто лучше работодателей не представляет, какие молодые специалисты необходимы на выходе из университета и, значит, кто, чему и как их должен обучать. Например, тот же Алексей Владимирович Глазырин пригласил читать лекции нашим студентам первого заместителя руководителя аппарата губернатора и правительства Свердловской области Вадима Дубичева, и Вадим Рудольфович с удовольствием согласился.

В последние лет пять мы видим, как в наш образовательный процесс, несмотря на всю свою занятость, включаются руководители уровня Дубичева и Глазырина. С одной стороны, они испытывают внутреннюю потребность передать накопленный опыт, знания, практику, а с другой – готовы вкладываться в наших будущих выпускников как потенциальные работодатели.

Какие еще организации и ведомства сотрудничают с УГИ?

Нашими заказчиками являются государственные, социальные и общественные структуры. Очень многие образовательные учреждения, школы заказывают нашим психологам, преподавателям и студентам, проекты психологических служб. У нас налажено тесное сотрудничество с Центральным военным округом, Центром экстренной психологической помощи МЧС России: наши выпускники работали с пострадавшими в Магнитогорске, с беженцами из Донбасса, с потерпевшими от наводнений.

К историкам очень большой запрос на создание музеев. Обновление экспозиции музея истории Екатеринбурга, создание там зоны творческого коворкинга – заслуга нашего выпускника Сергея Каменского. Прекрасный музей военной и автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме укомплектован нашими выпускниками. Наши коллеги Константин Бугров, Сергей Соколов и Александр Палкин разработали региональный компонент исторического парка «Россия – моя история». Федеральные кураторы отметили очень высокий уровень этой работы, а музей пользуется большим спросом екатеринбуржцев и гостей города.

Социологи по заказам крупных работодателей проводят социологические опросы. Один из основных заказчиков социологических исследований – сам университет: администрация вуза постоянно мониторит, как студенты и преподаватели оценивают качество образовательных услуг, условий труда, возможности заниматься наукой и так далее.

У Департамента международных отношений насыщенные связи с генеральными консульствами зарубежных стран, ведется большая работа и выполняются проекты в рамках Екатеринбургской международной модели Организации Объединенных Наций (это очень интересная площадка, имитирующая и моделирующая работу регулярной сессии ООН), каждый месяц проходят 1-2 встречи на уровне руководителей консульств, чрезвычайных и полномочных послов.

Наши студенты-искусствоведы в качестве волонтеров участвуют во многих выставках, помогают музеям. Например, год назад водили экскурсии на открытии выставочного центра «Главный проспект». И это тоже проектная деятельность, формирующая профессиональные компетенции, потому что, прежде чем провести экскурсию, нужно тщательно изучить выставочный материал - картины, скульптуру, изделия из камня и так далее.

В 2017 году мы проводили конгресс памяти выдающегося нейропсихолога Александра Романовича Лурии: на Урале начиналась его блестящая карьера. Было очень много зарубежных гостей, и требовался перевод с английского, немецкого, испанского, китайского языков. Многие наши студенты-лингвисты работали на конгрессе в качестве переводчиков. После этого некоторые из них поступили в магистратуру на психологию, потому что увидели, что психология полезна переводчику: легче устанавливать контакты, налаживать коммуникации, вступать во взаимодействия, подчас необходима и конфликтологическая компетентность.

А если идея какого-то проекта родится не только у заказчиков-партнеров УГИ, а у самих студентов, смогут ли они воплотить ее в жизнь?

У нас приветствуется любая инновация, есть специальный отдел проектирования и развития образовательных программ, там подхватят любую дельную идею и помогут довести ее до ума. Можно обратиться и лично ко мне, я всегда открыта для хороших начинаний и готова их поддержать. В качестве примера приведу Science Slam UrFU, который проводился на территории УГИ. Было здорово: молодые ученые презентовали широкой аудитории своих исследования. А идея принадлежала нашим аспирантам.

«Наши выпускники востребованы на рынке труда, и сферы их трудоустройства расширяются»

С помощью дополнительных курсов университет предоставляет студентам возможность выбрать индивидуальные образовательные траектории. Сегодня далеко не редкость, когда студенты технических направлений обращаются к гуманитарным знаниям…

Да, в нашем университете масса возможностей для получения дополнительного образования, дополнительной квалификации. Студенты из других институтов УрФУ приходят к нам, чтобы расширить свои компетенции и даже скорректировать выбор профессии, который они сделали, поступая в университет. Многие студенты используют для этого магистратуру, получают второй диплом, чтобы на выходе из университета работать, предположим, строителем или психологом.

А недавно наш университет получил право разрабатывать и внедрять собственные образовательные стандарты. Это большое преимущество в плане реализации междисциплинарных программ, а они сегодня очень важны. Коллективная деятельность «лириков» и «физиков», например, специалистов в области информационных технологий – веление нашего времени. Создание человекоподобных роботов, «обучение» их языку, эмоциям, пластике невозможно без участия лингвистов и психологов. А психологам в их проектах, связанных, например, с возрастными изменениями, не обойтись без современных электронных устройств, потому что для решения когнитивных задач, упражнений пациенты используют смартфоны: они стали неотъемлемой частью нашей жизни: по количеству смартфонов Россия занимает второе-третье место в мире, мы активные цифровые пользователи.

Знаю примеры взаимодействия наших историков, филологов, философов – с физиками, металлургами, биологами, экономистами. Они понимают, что будущее – за междисциплинарными исследованиями и проектами на стыке наук.

Участие в междисциплинарных программах и проектах требует развитых универсальных качеств, прежде всего – умения работать в команде. Того, что принято называть «мягкими навыками», «soft skills». Как, учась в Уральском гуманитарном институте, развить эти навыки?

Формирование универсальных компетенций, или, как мы это называем, «универсальной платформы» для дальнейшей успешной «настройки», адаптации и перемещения в мире профессий, - наша «обязательная программа». Уже сегодня роботизируются многие производственные, сервисные и даже инженерные функции. Роботы задействованы не только на конвейере и в колл-центрах - они пишут новости, ведут информационные программы, делают прогнозы. Что остается человеку? Воображение, креатив, умение создать что-то нестандартное.

На «тренировку» таких умений направлены развивающие методы образования, которые улучшают интеллектуальную и деятельностную активность, инициативность, критическое мышление, навыки командообразования, коммуникативность, лидерские качества. Все это важно еще и потому, что из-за развития цифровых технологий люди, особенно школьники, утрачивают умение общаться и взаимодействовать. Учителя все чаще жалуются, что ребята отказываются выполнять проекты коллективно, предпочитая делать это в одиночку. Но ведь серьезный студенческий проект в одиночку уже не выполнить.

Эльвира Эвальдовна, насколько успешно трудоустраиваются ваши выпускники?

На рынке труда они востребованы. Более того, сферы их трудоустройства расширяются. Филологи нужны, чтобы научить машины распознавать человеческую речь, разговаривать, общаться с нами, создавать тексты. По мере роботизации и автоматизации экономики число людей, занятых в рутинных операциях, в секторе услуг и на производстве, будет сокращаться. В то же время увеличится спрос на социальное обслуживание детей, инвалидов, больных, пожилых: раньше эту функцию выполняли пенсионеры, но в связи с повышением пенсионного возраста их заменят социальные работники. Вырастет запрос на креатив. Значит, наши выпускники понадобятся как наставники, организаторы, эксперты.

Нашим философам и социологам предстоит осмыслить место и значение человека в новом цифровом мире: какие вызовы возникают перед нами, какие возможности открываются, каково самочувствие людей в этот переходный период. Русская философская школа одна из самых сильных в мире, и кому как не России быть одним из основателей новой концепции человечества.

В глобализированном мире без границ одна из самых перспективных - сфера туризма и гостеприимства. Помощь в выборе маршрута и в организации поездки, сопровождение туристов, проведение экскурсий, переводы, наполнение сайтов туристических агентств «вкусным», «сочным» содержанием – спрос на такие услуги расширяется и будет расширяться дальше.

В мире, открытом для миграционных потоков, возрастает значение межкультурного диалога, толерантности и, следовательно, роль историков, психологов, лингвистов, искусствоведов, религиоведов, востоковедов. Кстати, одна из лучших лабораторий в Уральском федеральном университете - это наша лаборатория сравнительных исследований толерантности и признания, которую возглавляет профессор Мартин Ван Гелдерен из университета Геттингена (Германия).

Растущее международное взаимодействие потребует большого числа дипломатов, которые хорошо знают специфику того или иного региона, его историю, культуру, обычаи, экономику, умеют наладить отношения, разрешать конфликтные ситуации.

Одним словом, в бурно меняющемся мире гуманитарии находятся на пике востребованности, какую бы сферу жизни мы ни затронули.

«Заниматься наукой снова престижно, и у нас для этого хорошие возможности и условия»

Вы упомянули о профессоре Гелдерене. Это уникальный пример?

Один из руководителей уникальной лаборатория эдиционной археографии - французский профессор из Сорбонны Мари-Пьер Рей. Одной из научных групп на Историческом факультете руководит ученый из Бирмингема Джеймс Уайт, он изучает православие и старообрядчество.

К нам едут и желают приехать многие зарубежные ученые, даже приходится отказывать, потому что мы не в состоянии трудоустроить всех. У нас одна из сильнейших научных школ в области исторической русистки, которая сотрудничает с учеными Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Италии, Венгрии. По направлению исторической демографии наш Исторический факультет взаимодействует с коллегами из США, Канады, Норвегии, Нидерландов.

В связи с тем, что мы стали активно развивать направление нейротехнологий, в прошлом году у нас побывали известные немецкие психологи. К нам активно едут философы из университета Париж-1 Пантеон-Сорбонна. Мы имеем хорошие связи и активно сотрудничаем с университетами Дании, несколькими китайскими университетами.

Наши преподаватели тоже часто ездят заграницу, в ведущие образовательные и научные центры Европы, Северной Америки, Китая, в том числе в Сорбонну, Геттингенский университет, Берлинский университет имени Гумбольдта, в университеты Лейдена (Нидерланды) и Гента (Бельгия), в старейший в Центральной Европе будапештсткий Университет имени Этвеша Лоранда, в Карлов университете Праги и многих другие - на стажировки, для участия в совместных научных, исследованиях, в конференциях. Наши профессора читают лекции в ведущих университетах мира, в университетах Нидерландов, Германии, Словении, в китайских университетах Пекина, Даляня, Шанхая.

Насколько я понимаю, международным отношениям Института способствует его издательская и публикационная активность?

Да, из семи журналов, которые издаются Уральским федеральным университетом и входят в наукометрические базы данных Scopus и Web of Science, три – наши, гуманитарные, это «Quaestio Rossica», «Вопросы ономастики» и «Известия УрФУ. Гуманитарные науки». «Quaestio Rossica» («Исследование русского пути», созданный в 2014 году по инициативе выпускников Исторического факультета, с самого начала позиционировал себя как международный, опубликоваться в нем – большой успех и большая честь. Главный редактор журнала – очень авторитетный ученый, профессор Сорбонны Франсина-Доминик Лиштенан.

В этих журналах мы публикуем статьи и наших, и иностранных ученых, благодаря этим журналам и публикациям в других, зарубежных высокорейтинговых научных изданиях ученые всего мира знакомятся с исследованиями наших ученых в области истории, филологии, лингвистики, культурологии, психологии, философии. Заниматься наукой снова стало престижно, и Уральский гуманитарный институт и УрФУ в целом предоставляют для этого хорошие возможности и условия: поддерживаются исследовательские инициативы, заявки на грантовое финансирование, международные научные связи, публикационная активность, цитируемость наших авторов.

В международных программах задействованы и студенты. Наш департамент международных отношений осуществляет программы обмена студентами совместно с Даляньским университетом в Китае и Казахстанским национальным университетом имени Аль-Фараби. Кроме того, у психологов – совместные программы с Балтийским и Южным федеральными университетами.

Эльвира Эвальдовна, скоро начнется приемная кампания. Что вы порекомендуете и пожелаете абитуриентам?

Качественно подготовиться к ЕГЭ, сосредоточится на осознанном выборе будущей профессии и выбрать Уральский федеральный университет. Очень важно, с кем будешь учиться следующие несколько лет. В УрФУ – высокий проходной балл, и, значит, вы будете учиться и дружить с классными ребятами, вместе развиваться, придумывать и реализовывать смелые идеи.

Обращусь и к родителям: наберитесь терпения и психологической стойкости на период сдачи экзаменов и зачисления в вуз. Мы всегда рядом и окажем поддержку. Главное – не отказывайте своему ребенку в мечте. Мне порой больно смотреть, когда ребенок хотел бы учиться у нас, а родители отправляют его в другой вуз, потому что «там дешевле». Во-первых, в нашем университете действует целая система скидок и стипендий, которая позволяет частично и даже полностью компенсировать затраты на обучение. А во-вторых, лишая ребенка шанса получить качественное образование, можно сломать ему судьбу. Лучше пойти навстречу и поддержать его выбор заниматься любимым делом, нацелить его на отличную учебу. Со временем все окупится. А ломать мечты – неправильно и нельзя.