Ипполит Деларош, позже взял имя Поль (родился 17 июля 1797 года, Париж — умер 4 ноября 1859 года, Париж) - французский живописец, чьи реалистичные исторические сюжеты сделали его одним из самых успешных академических художников Франции середины 19 века.
Поль поступил в Школу изящных искусств в 1816 году и впервые выставился на Парижском салоне в 1822 году. Учился с 1817 по 1822 год у Константа-Жозефа Деборда и Антуана-Жана Гро, чью студию он позже возглавил.
В 1824 году он выставил "Жанну д'Арк", а в 1828 году - "Смерть королевы Елизаветы", первую из серии картин на темы, взятые из истории.
Жанна д'Арк (ок. 1412-1431) была крестьянской девушкой из Домреми на северо-востоке Франции, у которой были видения, предписывающие ей поддержать некоронованного короля Франции Карла VII в его борьбе против оккупационных английских войск. Она приобрела известность, когда дофин Шарль в мае 1428 года отправил Жанну, которой было 16 лет, во главе войска на помощь осаждённому Орлеану. Такому её успеху немало способствовали ходившие по Франции слухи, что Францию в критический момент спасёт девушка. Всего через девять дней осада Орлеана была снята. После этого французы одержали серию быстрых побед, и коронация Карла состоялась в Реймсе.
Жанна была захвачена английскими союзниками, бургиньонами, 23 мая 1430 года и передана англичанам, которые допросили ее, предали суду и сожгли на костре 30 мая 1431 года, в возрасте около 19 лет. Двадцать пять лет спустя она была объявлена невиновной и мученицей, а в 1803 году Наполеон сделал ее национальным символом Франции.
Королева Англии и Ирландии (но не Шотландии) Елизавета I (1558-1603) была одной из самых автократичных и успешных британских монархов и оставалась незамужней, несмотря на многочисленные слухи об ее отношениях. Она не назвала преемника, и, поскольку прямого наследника у нее не было, после ее смерти возникла борьба за власть.
В марте 1603 года она заболела и умерла в Ричмондском дворце. В течение нескольких часов ее преемником был провозглашен Яков I, король Англии и Ирландии, а также Яков VI, король Шотландии.
Изможденная королева изображена на импровизированной кровати на полу, что выглядит крайне неправдоподобно, но ставит ее в картине в невыгодное положение . Ее горничные и служанки скорбят. Мужчина, приклонивший колени рядом с королевой и протягивающий к ней руку, - Роберт Сесил, тогдашний глава правительства, за ним стоят другие члены Тайного совета Англии, которые вскоре должны были назначить преемника Елизаветы.
За этими работами последовали в 1831 году картины о детях Эдуарда: Эдуарде V, короле Англии, и Ричарде, герцоге Йоркском, в Лондонском Тауэре; о Кромвеле, открывающим гроб Карла I, а в 1834 году - о казни леди Джейн Грей.
У короля Англии Эдуарда IV было два сына: Эдуарду, старшему, суждено было стать по праву его преемником в качестве короля Эдуарда V, и его младшему брату Ричарду, герцогом Йоркским. Это были неспокойные времена для монархии в Англии, и смерть Эдуарда IV в апреле 1483 года только усугубила положение. Когда Эдуард V унаследовал трон от своего отца, ему было всего 12 лет, поэтому он был отдан под опеку своего дяди, лорда-протектора Ричарда, герцога Глостерского, который сам стремился стать королем. После смерти Эдуарда IV были арестованы и казнены приближенные молодого короля. Затем, 19 мая 1483 года, короля Эдуарда V отправили в Лондонский Тауэр, а месяц спустя к нему присоединили его брата Ричарда. Были предприняты шаги к тому, чтобы объявить брак Эдуарда IV недействительным, сделав его сыновей незаконнорожденными. Таким образом, лорд-протектор Ричард герцог Глостерский был объявлен законным королем 25 июня, и на следующий день он вступил на престол как король Ричард III.
Мальчики Эдуард и Ричард были заключены во внутренние помещения Лондонского Тауэра и в конечном итоге вообще исчезли. Существует предположение, что король Ричард III приказал убить мальчиков, вероятно путем удушения. В 1674 году в Тауэре были обнаружены кости двух детей, и король Карл II приказал считать их останками "принцев в Тауэре" и похоронить в Вестминстерском аббатстве. Деларош использует простую композицию. На картине мы видим двух мальчиков, прижавшихся друг к другу на кровати. Эдуард задумчиво смотрит вдаль, склонив голову набок, слишком хорошо зная, какая судьба ожидает их обоих. Его младший брат держит открытую иллюстрированную книгу на коленях Эдуарда, но нахмурив брови, с тревогой смотрит в сторону, как будто слышит чье-то приближение, их судьба близка.
Англия в 1553 году пребывала в смятении. Шестилетнее правление короля Эдуарда VI было омрачено экономическими проблемами, социальными волнениями, переросшими в открытое восстание, и войной с Шотландией; кульминацией этого стала смерть короля в возрасте всего 15 лет после долгой болезни, имея при этом время распорядиться дальнейшим наследованием престола. Его план о том, чтобы кузина, леди Джейн Грей, правнучка Генриха VI, стала королевой, был приведен в действие, и ее правление началось 10 июля 1553 года. Он назначил леди Джейн Грей, исключив из круга претендентов своих старших сестёр Марию и Елизавету. Народ не принял леди Джейн.
Когда сводная сестра короля Эдуарда Мария Тюдор свергла ее 19 июля, она была заключена в Лондонский Тауэр, в ноябре осуждена за государственную измену и казнена в Тауэр путем обезглавливания в возрасте всего 16 лет.
Леди Джейн Грей и лейтенант Тауэра, сэр Джон Бриджес, занимают центральное место на холсте. У нее завязаны глаза, остальная часть ее лица почти ничего не выражает. Поскольку она больше не может видеть, лейтенант ведет ее к плахе палача прямо перед ней. Ее руки вытянуты, ладони с растопыренными пальцами тянутся к колодке. Под колодку подложена солома, чтобы потом собрать ее кровь.
Справа палач стоит высоко и холодно-отстраненно, его левая рука сжимает рукоять топора, которым он вскоре воспользуется. С его пояса свисают мотки веревки, готовые при необходимости связать его жертву. Леди Джейн Грей одета в серебристо-белое платье, которое доминирует в картине.
Хотя у художника мало возможностей использовать выражение лица, язык тела здесь очень важен. Простая композиция и сияние платья леди Джейн Грей помогают картине наполниться атмосферой. Картина произвела сенсацию, когда впервые была выставлена в парижском Салоне 1834 года..
К середине 1830-х годов Деларош был самым высоко оцененным современным художником во Франции, как в художественных кругах, так и среди широкой публики, и был признан лидером совершенно нового типа живописи - исторического жанра.
Его работы были отмечены точностью деталей и глянцевой отделкой, приемами, заимствованными из более старого неоклассического направления; однако его драматическая тематика была более близка романтическому движению, и считалось, что он пытается проложить курс между классицистами и романтиками.
Признание исторических картин Делароша продолжалось недолго: к 1870-м годам его стали неблагоприятно сравнивать с Делакруа, у которого были более романтические новшества. Появление модернизма и авангарда в конце 19 века еще больше подорвало авторитет Делароша среди искусствоведов и кураторов. Однако реакция широкой публики на его картины, которые взывают к эмоциям, никогда не менялась. Безусловно произведения Делароша по-прежнему привлекают зрителей и сегодня.
В 1833 году Деларош был назначен профессором в Школу изящных искусств, а два года спустя возглавил студию Гро. Его ателье вскоре стало самой уважаемой учебной студией в Париже, в которой одновременно обучалось более ста студентов.
В 1837 году он начал работать над своим самым амбициозным произведением "Гемицикл, или художники всех возрастов" - 27-метровой панорамой, украшающей недавно построенную Школу изящных искусств в Париже.
В масштабном проекте Деларош изобразил более 70 художников, скульпторов и архитекторов. Деларошу помогали четверо студентов старших курсов из его студии, и работа была закончена к июлю 1841 года и открыта для всеобщего обозрения.
В последние годы жизни во Франции в его творчестве преобладали религиозные картины и портреты; на момент своей смерти он работал над серией из четырех сцен из жизни Девы Марии. После его смерти Школа изящных искусств организовала ретроспективную выставку, предоставив публике возможность увидеть его работы.
Как опытный художник, Деларош был искусен в использовании выражения лица и языка тела, к которому он добавлял простую, но очень эффектную композицию, умело использовал пропространство и направления взглядов.
Его истории могут показаться мрачными, сосредоточенными на предательстве, казнях и убийствах, а не на человеческих достижениях. Однако истории, которые он использует, многое раскрывают о нашем прошлом и предлагают четкие ориентиры для нашего будущего. Они гораздо менее моралистичны, чем многие картины девятнадцатого века, но неприятно напоминают о бесчеловечности европейских правящих элит в прошлом. Но помнят ли люди свою историю?!
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.