2,9K подписчиков

PET SHOP BOYS В ШЕСТИ ПЕСНЯХ: Советский Союз, рэп и меланхолия

4,5K прочитали

Сегодняшний текст, в некотором роде, экспериментальный. С одной стороны, мне, как автору, безумно интересно погружаться в творчество отдельно взятых исполнителей и групп. С другой, очень сложно и довольно бессмысленно пытаться уместить творческий путь музыкантов, чей стаж на сцене перевалил за 40 лет, в формат одной статьи. Да и, если честно, не хочется превращать лонгрид в биографическую справку – для этого есть «Википедия» и не только. Мы же с вами попробуем несколько иной формат.

Pet Shop Boys
Pet Shop Boys

Для сегодняшнего выпуска я отобрал 6 треков Pet Shop Boys, которые идут в хронологическом порядке и по которым можно наглядно проследить творческое развитие британского дуэта. Каждая из этих композиций ярко подсвечивает те магические особенности Pet Shop Boys, благодаря которым группа занесена в книгу рекордов Гиннесса как самый успешный английский дуэт, ну а мы, рядовые слушатели, всегда начинаем непроизвольно дергать ногой в такт первым аккордам It’s A Sin.

Спасибо, что подписываетесь на канал и ставите лайки – всё это помогает «Спасибо, послушаю» расти и развиваться. А сейчас мы готовы отправиться в 84й – год выхода первого коммерческого сингла молодой и никому не известной группы Pet Shop Boys.

Нил Теннант и Крис Лоу случайно встретились в магазине. Вы, наверное, ожидаете, что это был зоомагазин, но нет - это был магазин аудиооборудования, куда Теннант зашёл купить аксессуары для своего синтезатора. И хотя оба активно увлекались музыкой, работали они в совершенно разных сферах: Нил Теннант был музыкальным журналистом, а Крис Лоу учился на архитектора. Парни быстро сошлись на почве музыки и вскоре родился дуэт Pet Shop Boys. К домашним питомцам, как ни странно, Теннант и Лоу никакого отношения не имели – «парнями из зоомагазина» называли двух друзей Теннанта, которые и правда там работали, а будущим электро-поп-легендам просто понравилось словосочетание.

Юные Нил Теннант и Крис Лоу
Юные Нил Теннант и Крис Лоу

В 84м году выходит первый коммерческий сингл Петшопов, West End Girls, с довольно удивительной историей. Начнём с того, что трек записывался как рэп композиция. Первый продюсер Pet Shop Boys Бобби Орландо мечтал сделать запись в набирающем популярность жанре рэп, но с английским акцентом. И молодой британский дуэт стал прекрасной возможность воплотить эту идею.

Знатоки Pet Shop Boys и меломаны со стажем могут заметить, что песня звучит как-то непривычно. Всё верно, так как трек был записан два раза. Первый вариант показал крайне умеренные результаты, и в музыкальном мире прошёл относительно незамеченным. Тогда группа встаёт перед выбором: медленно, кирпичик за кирпичиком, год за годом пробивать себе дорогу к популярности или здесь и сейчас полностью поменять правила игры. И, я думаю, очевидно, каким путём пошли Pet Shop Boys. Они меняют продюсера, подписываются на крупнейший британский лейбл EMI, полностью перезаписывают уже созданный ранее материал, включая West End Girls и, как бы абсурдно это ни звучало, второй раз выпускают свой первый сингл, но уже в другой аранжировке: более медленной, более мелодичной и более петшопбойзовской.

Первое впечатление нельзя произвести дважды, но не в случае c Pet Shop Boys – этот ручной перезапуск музыкальной карьеры сразу же загоняет их на первые места мировых чартов, и уже через несколько месяцев парни просыпаются в статусе новых звёзд танцевальной поп-музыки. Нил Теннант до сих пор шутит, что West End Girls была первой рэп-композицией, достигшей вершины американского чарта Billboard. А может, и не шутит…

Сингл со второго альбома Pet Shop Boys "Actually" примечателен сразу несколькими вещами. What Have I Done To Deserve This? – это дуэт с английской эстрадной певицей Дасти Спрингфилд и первая совместная работа Pet Shop Boys с другим артистом.

И снова здесь спутаны все нормы и правила музыкального бизнеса. Коллаборации молодых групп с другими музыкантами чаще всего инициируются звукозаписывающими компаниями как проверенный маркетинговый ход. По этой причине в напарники для таких дуэтов выбирают популярных артистов, имя которых должно сработать как триггер и привлечь внимание широкой аудитории. Но Дасти Спрингфилд была забытой мегазвездой 60-х, и для прогрессивной молодёжи середины 80-х она едва ли могла послужить причиной послушать песню. И всё же это было необычно, смело, экспериментально, да и к моменту выхода второго альбома у зоопарней не было необходимости привлекать к себе внимание: они и так были на пике популярности.

Дасти Спрингфилд в 70е
Дасти Спрингфилд в 70е

В действительности, всё вышло наоборот. Сингл What Have I Done To Deserve This? вернул интерес к Дасти Спрингфилд и помог ЕЙ перезагрузить музыкальную карьеру. Лейбл настойчиво предлагал взять на роль вокалистки кого-то из актуальных звёзд: рассматривались кандидатуры Тины Тёрнер и Барбры Стрейзанд, но Теннант настоял на Спрингфилд, так как считал её пластинку 69го года Dusty In Memphis одним из своих самых любимых альбомов в принципе. Это был красивый эстетический ход: Дасти Спрингфилд оказала сущеcтвенное влияние на музыкальное восприятие Нила Теннанта, Нил Теннант создал Pet Shop Boys, Pet Shop Boys записали сингл с Дасти Спрингфилд. Прекрасная иллюстрация того, что Pet Shop Boys – это не только про музыку, но также про тонкий эстетизм, артистизм и художественность.

Кстати, What Have I Done To Deserve This? - это не единственная коллаборация с альбома Actually. Чуть менее известный, но заслуживающий внимания факт: над треком It Couldn't Happen Here вместе с молодыми на тот момент британскими электронщиками Теннантом и Лоу работал маэстро Эннио Морриконе.

Интересная социально-культурная особенность 90-х – у массовой аудитории резко пропал интерес к музыкантам прошлого десятилетия, ещё недавно занимавшим первые строчки чартов. Преемственность музыкальных поколений, конечно, была всегда, но в 90-х эти перемены произошли особенно стремительно: на смену синти-попу и нью-вейву пришли гранж, хип-хоп и техно, превратив таких звёзд как Euyrthmics, Duran Duran и Blondie в новое ретро.

Эта же волна накрыла и Pet Shop Boys, которые уже успели выпустить сборник лучших хитов и медленно переходили в статус мэтров, уступая внимание публики молодым и талантливым. Но уход на пенсию пришлось отложить. В 93м году Теннант и Лоу возвращаются после трехлетнего перерыва и выпускают свой коммерчески самый успешный альбом Very и один из самых известных синглов Go West. Трек является кавером на диско-хит 79 года от группы Village People. И тут надо сделать ремарку, что каверы от Pet Shop Boys – это не просто авторская перепевка, а целый музыкально-алхимический ритуал, в результате которого рождается абсолютно самостоятельные произведения. Так было с Always On My Mind, так было с Where The Streets Have No Name, так произошло и с Go West.

Петшопы выцепили из оригинала гармонию, отдалённо напоминающую гимн Советского Союза (канон Пахельбеля), и довели ее до абсолюта, дополнив композицию звуками горна, мужским хором, и фактически превратили Go West в аллюзию на гимн СССР в обертке танцевального поп-хита. Вышедший позже клип, часть которого снималась на Красной площади, ещё больше усилил эту концепцию. И удивительно здесь не столько авторское видение британцев, сколько художественная аккуратность, с которой это всё было сделано. Да, Лоу и Теннант соединили советский гимн с электро-дэнсом, но сделали это без вульгарности, и пускай вас не вводят в заблуждение яркие образы из клипа. Это в чистом виде артистическое высказывание, а не политическое.

К слову, русские и советские мотивы то и дело проскальзывают в творчестве Pet Shop Boys. В их дискографии насчитывается с десяток песен с музыкальными отсылками к русским классиками – Шостаковичу, Прокофьеву, Стравинскому, а песня My October Symphony и вовсе лирически является рефлексией человека, проживающего распад СССР. Не говоря уже о том, что в 2005м году Теннант и Лоу написали электронно-оркестровый саундтрек к фильму Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин». Так что Go West – это, в каком-то смысле, концептуальное произведение искусства, умело маскирующееся под танцевальный поп-хит, как и многие другие творения английского дуэта.

Мы плавно перемещаемся в 2002й, когда PSB выпускают свой восьмой студийный альбом Release и заглавный сингл с него – Home And Dry.

Эта запись наглядно иллюстрирует особое свойство коллектива, которое я назвал бы музыкальной пластичностью. В карьере Петшопов есть два альбома, заметно выделяющихся по настроению и стилистике - Behavior 90го года и, собственно, Release. И там, и там Теннат и Лоу внезапно отходят от бодрой танцевальной музыки и обращаются к задумчивому, невеселому, почти что акустическому звучанию. Причём, такая резкая смена стиля не была результатом каких-то осознанных попыток попробовать что-то новое. Как вспоминает Крис Лоу, они сами не знают, как так получилось. Сели писать бодрый, духоподъемный альбом, а на выходе получилось нечто совершенно противоположное.

Два полугрустных полуакустических альбома Pet Shop Boys – Behaviour и Release - объединяет еще одна примечательная деталь. В обоих случаях дуэт привлек к записи культового гитариста, со-основателя группы The Smiths Джонни Марра. И если в Behaviour Марр работал только над парой треков, то на Release он принял участие в большинстве треков.

Примечательно, что уже на следующем студийном альбом Fundamental PSB вернулись к привычному электронно-танцевальном формату, а Release так и остался обособленной камерной записью с налётом светлой грусти, потому что тот на момент Теннат и Лоу хотели выпустить именно такую музыку. Редкий случай, когда творчество ставится выше, чем коммерческий успех или модные тенденции.

Признаюсь, тут я немного обманул систему, поскольку в этом сегменте речь пойдёт о треке 96го года Hallo Spaceboy. Но в дискографии Pet Shop Boys он был официально издан на лонгплее только в 2007м году, так что формально мы всё еще двигаемся по хронологии. И здесь мы охватим важную составляющую творчества PSB – ремиксы. Помимо внушительного количества ремиксов на собственные работы, британцы сотрудничали с Мадонной, The Killers, Йоко Оно и даже Rammstein. Все ремиксы Петшопов объединены в четыре альбома-компиляции с названиями Disco 1,2,3 и 4. Как и в случае с каверами, ремиксы от Pets Shop Boys – это не просто танцевальная обработка, а произведения, способные порой превзойти оригинал, как минимум, в плане продаж и популярности.

В 1995м году Дэвид Боуи в соавторстве с Брайном Ино выпускает неожиданно тяжелую по меркам самого Боуи композицию Hallo Spaceboy. У трека было жесткое индустриальное звучание, очень напоминающее работы Nine Inch Nails, и, надо полагать, ими вдохновленное. Благо, Боуи, будучи человеком, тонко чувствующим музыкальные нюансы, сразу же понял, что массовой аудитории песня в таком виде не зайдёт и рискует навсегда остаться экспериментальной работой.

Тогда он лично обращается к Pet Shop Boys с просьбой сделать ремикс на композицию, чтобы придать ей более приемлемый для радиоротации формат. И Нилу Теннанту удаётся превратить мрачный и тяжелый индастриал трек в… нет, не веселый танцевальный поп-хит, как можно было бы предположить, а в такой же мрачный, но существенно более легкий электронный трек, сохранив при этом неприятное ощущение тревожности, заложенное в песне изначально.

Итог – ремикс-версия становится основной, и в таком виде Hallo Spaceboy выходит в релиз, достигая хороших коммерческих результатов. В 2005м году им удастся провернуть похожий трюк заново, выпустив ремикс на сингл Мадонны Sorry. Самой Мадонне настолько понравится обработка PSB, что в ее туре со сцены будет звучать именно Pet Shop Boys Maxi Mix.

Логично, что последний сегмент сегодняшнего выпуска – про настоящее. Поэтому кому-то покажется странным выбор завершающей композиции – Love Is A Bourgoise Construct с альбом 2013го года Electric. Как минимум, с тех пор прошло 10 лет, а Pet Shop Boys выпустили ещё два полноценных студийных альбома. Но, на мой взгляд, именно в этой песне содержится та универсальность, которая характеризует Pet Shop Boys как выдающийся синти-поп дуэт.

Тебе нужен танцевальный клубный трек с актуальным звучанием? Пожалуйста. Ты любитель песен со смыслом и не приемлешь простые и глуповатые тексты? Ну тогда композиция с названием «Любовь – это буржуазный концепт» явно придётся тебе по душе. Возможно, ты – музыкальный эстет, сторонник сложных аранжировок и отсылок к другим произведениям? В основе Love Is A Bourgoise Construct – отрывок из оперы английского композитора 17го века Генри Перселла. Причём, отсылка двойная, так как этот же отрывок был использован в саундтреке к фильму Питера Гринуэя «Контракт Рисовальщика». Одним словом, под обёрткой из простого электро-дэнс трека скрывается многослойная композиция с множеством смыслов и референсов. Сполна хватит и на рефлексию, и на танцы.

Ну а сегодня… сегодня у Pet Shop Boys всё хорошо. В прошлом году они с триумфом выступили на фестивале Glastonbury, и многие критики назвали это выступление лучшим за многие годы. Параллельно началась работа над новым, 15м студийным альбомом, релиз которого запланирован на 24й год. Нилу Теннанту в июле исполнилось 69 лет, Крису Лоу 64. Казалось бы, время задуматься о размеренной жизни и постепенном выходе на пенсию. Но, как мы помним, в 95м году критики и меломаны уже предрекали им пенсию и сильно ошиблись. Так что не будем повторять ошибок прошлого.