Найти тему
8,6K подписчиков

Откуда есть пошла Казачья Воля

Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.

Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки. Ничего подобного в других цивилизациях не появилось, хотя определенное сходство кое-где найти можно.

Если с этимологией слова «казак» есть определенное единство мнений, возводящее его к тюркскому «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга, вольный кочевник». Первое упоминание этого слова относится к 1303 году, оно впервые упоминается в значении «стража» в письменном памятнике — многоязычном переводном словаре куманского (старокыпчакского) языка из библиотеки собора Святого Марка в Венеции, («Codex Cumanicus»).

На английском «казак» впервые упомянут в 1590 году.

Казаками у тюрок могли называть изгнанников, недовольных правителем и ушедших в другое место. Сначала слово означало свободного наёмного работника, или воина, покинувшего свой улус, а потом стало пониматься шире, как обозначение степного разбойника, изгнанника, беспризорного, авантюриста или просто пока ещё не женатого парня. Славянский аналог-"изгой", изгнанный племенем или общиной за какие-то проступки.

Надо однозначно понимать, что в те далекие времена жизнь человека, за которым не было племени, рода или государства, не стоила ничего. Про права человека тогда вообще ничего не знали и любой изгнанник был законной добычей более сильного. Поэтому изгнанники старались либо прибиться к какому-нибудь другому племени или сбивались в свои группы, фактически банды, занимавшиеся грабежом ради выживания.

Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.-2

Желающих добровольно "оторваться от коллектива" было немного, неуживчивых изгнанников немногим больше, банды их были немногочисленны и по объективным причинам жались к границе леса и степи, Дикого поля и Русского мира, ибо в степях, на пути постоянных переселений злых и голодных восточных племен, авар, готов, мадьяр, печенегов, половцев, было крайне неуютно даже крупным племенам, а на территории Руси пришлось бы оставить бандитское ремесло и податься либо в дружину либо в смерды. На границе же, спасаясь от одних в лесу, от других в степи - можно было сносно и довольно долго существовать.

Бродники
Бродники
Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.-4

В русских летописях местное славянское население под именем бродников упоминается в 1227 году, когда после битвы при Калке их предводитель Плоскиня уговорил князей сдаться на милость Субэдэю. Князья плохо кончили.

Британские ученые считают, что под бродниками упомянуты бродничи и берладничи, славянизированные проторумынские карпатские племена, переселившиеся в низовья Дона и Днепра после разгрома Хазарского каганата. Вряд ли и тут с британцами можно согласиться, кто бы им дал, у славян своих бродников ( специалистов по переправам через реки) было достаточно.

Если по происхождению термина определенный консенсус имеется, то происхождение самих казаков для науки до сих пор тайна велика есть. Те же британцы появление групп "протоказаков" относят к 8-му веку, переселение проторумынославян к 13-му. Запорожские казаки свою родословную вели от хазар (см. П.Орлика). Некоторые видят предков казаков в черных клобуках русского пограничья и половцах с ясами и касогами, осевшими на этих землях.

Попробую изложить свою версию, с учетом ранее изложенных. Наличие небольших мобильных полукочевых групп смешанного славяно-тюркского происхождения на границе леса и степи ранее уже упоминалось. Но в 1236-1240 годах по Русской равнине прошло нашествие Батыя. Были сожжены и разграблены сотни городов и сел, погибли тысячи людей.

Еще тысячи остались без общины (крестьяне), без хозяина (челядь, дружинники), без мастерских и рынка сбыта (ремесленники), кто-то без семьи и родни.

Не менее страшные погромы шли в половецкой степи, нукеры Батыя вырезали непокорные роды подчистую.

Часто единственными обществами, способными принять сирот, выживших и беглецов, одиночек всех видов, стали отряды изгнанников, живущих на границе со Степью, которая, кстати, в это время сдвинулась далеко на север. В дальнейшем этот вольный народ, который был не нужен татарам (что с них взять) и недоступен для князей (искать их на границе со степью дело сложное, опасное и невыгодное).

Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.-5

Так возникли поселения вольных людей, независимых и от Орды и от князей по новому пограничью- от истоков Оки и Дона до днепровских порогов. Они пополнялись как беглецами с Руси и Орды, так и дезертирами разноплеменных отрядов ордынской армии.

Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе?
Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
С. М. Соловьев

Первые «протоказачьи» общины рождаются в ордынский период XIII—XIV веков, представляя собой сообщества молодых, в основном бессемейных, смельчаков, осваивающих сопряжённые с риском пограничные области государства.

В.Н.Татищев: «начало сих казаков (донских) из двух мест: одни жили в Мещере по городкам…»

Колыбелью русского казачества стали рязанские земли, мещерские леса и поймы рек Ока и Дон. Первое упоминание казаков в русских летописях-это Ермолинская и Никоновская летописи о событиях 1444 года.

В ту осень царевич Мустафа с большим войском пришел грабить рязанские земли. Набрав полон, Мустафа пришел к Переяславлю Залесскому продавать его обратно рязанцам. Но с погодой татарам не повезло. Степь выгорела от пожаров, а зима пришла крайне лютая. В татарской войске начался падеж конского поголовья.

Мустафа смог напроситься погреться к рязанцам, но обнаглевших в итоге татар все равно выгнали на мороз. Замерзая и голодая татары устроились на зимовку неподалеку от города. Рязанцы сообщили в Москву и прибывший оттуда отряд воевод князя Василия Оболенского и боярина Андрея Голтяева, усиленный мордвинами-лыжниками, напал на лагерь безлошадных и обессиленных татар. С другой стороны подошло рязанское ополчение и рязанские казаки на лыжах с рогатинами, сулицами и саблями. Множество татар было убито, часть попала в плен.

Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.-6

Однако уже через год, в 1445 году, летопись упомянула и других казаков. Разбитый русскими войсками первый казанский хан Улу-Мухаммед запросил подкреплений «въ Черкасы по люди и приде две тысячи казаковъ».

В 1488 году дворянский воевода Иван Руно сформировал уже в Москве казачий отряд для похода на Казань.

Великий князь Иван Васильевич «…дворъ свои, послалъ на Каму воевати местъ Казанскыхъ съ Москвы к Галичу, Руна с казакы…».

Первое международное упоминание о казаках произошло в 1492 году, когда крымский хан Менли I Гирей пожаловался великому князю Литовскому Александру Ягеллону на то, что его подданные-казаки из Киева и Черкасс разграбили ханский корабль.

Таким образом, понятие казаков включало в себя слой лично свободных и независимых людей, множество которых появилось в результате разорения южных русских земель, половецких веж, поселений яс и касогов при Батыевом нашествии, дезертирства из ордынской армии, а также при распаде Золотой Орды.

Основные казачьи зоны сложились в Окско-Донском междуречье, в рязанской Мещере, в среднем Поднепровье (Киев, Черкассы), в нижней излучине Днепра(Запорожская сечь), в низовьях Дона (Черкасск, Новочеркасск). Интересно, что и днепровские и донские казаки использовали отсылку к северокавказскому этнониму "черкасы", хотя это название закрепилось только за малороссийскими казаками.

Общими чертами для всех этих общин было использование русского языка и приверженность православию.

Козак Мамай
Козак Мамай

Надо упомянуть и еще два центра зарождения казачества-Полтавское ханство сына татарского беклербека Мамая, оставившего обширный фольклорный след как "козак Мамай", и Касимовское царство в рязанских землях, где русские цари размещали беглых чингизидов. Оба анклава стали кузницами казачьих кадров из вчерашних степняков.

«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».Немецкий историк Г. Штекль

Однако татарский компонент в создании казачества никогда не был определяющим, вопреки мнению некоторых иностранных историков.

В это время казаки в основном представляли собой свободных наемников, за исключением рязанских, где их сразу включили в систему обороны княжества. Остальных же нанимали все желающие- польские и литовские магнаты, молдавские бояре, татарские ханы и т.д.

Опыт рязанских служилых казаков был распространен на всю территорию Русского государства, для защиты от набегов и поддержания порядка воеводы нанимали постоянные отряды казаков из свободных и охочих людей. Особенно для охраны и обороны цепочки пограничных сторожевых крепостей на юге Руси.

Кроме того из казаков формировались отряды для исследования и покорения Сибири.

Завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем, картина Василия Сурикова
Завоевание Сибири Ермаком Тимофеевичем, картина Василия Сурикова

Основными нанимателями казаков стали Русское государство, Речь Посполитая и Османская империя с Крымским ханством.

Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.-9

В самой России службу несли городовые или поместные казаки. Служили городовые казаки в гарнизонах окраинных городов Русского государства и делились на «кормовых» и «поместных» казаков.

В те времена было в обычае учреждать казаков по роду их службы, для сторожи при всех пограничных и даже внутренних русских городах, вместе со стрельцами, воротниками, затинщиками, пушкарями и других званий служилыми людьми. Сих казаков называли городовыми и поместными; они имели своих голов и атаманов. Головы стрелецкие из городов и головы казачьи признаваемы были в одинаковой степени. Казачий приказ управлял атаманами и всем казачьим войском, то есть кормовым и белопоместным (владевших землями без платежа податей), служивших в Москве и городах. Об этом приказе упоминается в 1628 и 1646 гг." — В. Д. Сухоруков

В Речи Посполитой свободный и годный к военному делу безродный люд использовался для военной службы в качестве реестровых (т.е. на казенном жалованье) казаков.

Панцирный казак Речи Посполитой
Панцирный казак Речи Посполитой
Реестровые казаки
Реестровые казаки

Массово бежавших от польского гнета в Россию черкас с XVI века цари селили на Слобожанщину, где обязывали службой в составе Слободского казачества.

Кроме того, существовали вольные казаки, самостоятельно добывающие себе пропитание. К ним относились Запорожская сечь, включавшая как реестровых, так и нереестровых казаков; Донское казачье войско, а также волжские, яикские, терские и гребенские казаки.

Донские казаки
Донские казаки

«Давление властей на казачью вольницу значительно усилилось во времена походов Ивана Грозного на Казань, в результате чего усилилось бегство мещерских казаков в Подонье и Поволжье, где возникают все новые вольные казацкие общины…»

Именно вольница донского и запорожского казачества дала подавляющее большинство "воровских казаков", ставших головной болью Руси в период Смуты. Особо зверствовали черкасы, как в составе польских войск, так и в составе бандитских отрядов. Предводитель воровских казаков донской атаман Иван Заруцкий (родом с Тарнополя) с помощью своих казаков едва не занял московский трон.

Иван Заруцкий
Иван Заруцкий

С конца XVI века начались прямые контакты Москвы с казачьими войсками на основе наличия общих врагов, православия и интереса казаков к огнестрельному оружию и припасам. Казаки получали привилегии, деньги, пушки, порох, пищали и свинец, а Русское царство-дополнительные силы для охраны границ.

XVII век стал переломным в истории казачества. После многолетней Смуты, где казаки проявили себя большей частью не лучшим образом, постепенно почти вся казачья вольница была прибрана под скипетром московского самодержца.

В 1654 году под руку русского царя перешло и Войско Запорожское.

«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951). Картина Михаила Ивановича Хмелько.
«Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951). Картина Михаила Ивановича Хмелько.

Казачество из "свободных людей" постепенно превратилось в привилегированное воинское сословие, из вечных бунтарей ( Разин, Пугачев, Болотников и т.д.) и "воровских людей" в "верных псов самодержавия" и одно из самых консервативных сословий страны.

Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.-15

Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.-16
Несколько веков назад на юге Русской равнины возник удивительный феномен казачества, раскинувшийся в итоге от Днестра до Камчатки.-17

*иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам