Нефтегазовые доходы федерального бюджета (НГД) в декабре 2023 г. составили 650,5 млрд руб., следует из данных Минфина. Их объем упал на 311,2 млрд руб. (на 32%) по сравнению с ноябрем и на 281 млрд руб. (на 30%) по сравнению с декабрем 2022 г. Дополнительных НГД бюджет не получил – доходы оказались даже меньше базового уровня (8 трлн руб. за год, распределенных на 12 месяцев), отклонение составило 43,8 млрд руб.
В целом по итогам декабря НГД оказались меньше прогнозных на 199,9 млрд руб. В ноябре бюджет недополучил 117,2 млрд руб. по сравнению с предварительной оценкой (при этом дополнительные НГД составили 272,6 млрд руб.). В январе министерство ожидает получить нефтегазовые сверхдоходы в размере 130,8 млрд руб., следует из пресс-релиза.
Декабрьское недополучение НГД бюджетом объясняется корректировкой акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, и подачей соответствующих уточненных налоговых деклараций, отметил Минфин. Еще одной причиной стало отклонение фактических объемов экспорта от прогнозируемых значений.
Налог на добычу полезных ископаемых в декабре уменьшился с 1,2 трлн до 970 млрд руб. (из них 799,8 млрд приходятся на нефть, 118,2 млрд – на газ). Поступления по экспортной пошлине на нефть составили 29,2 млрд руб., на газ – 70,5 млрд руб., на нефтепродукты – 13,6 млрд руб. Выплаты нефтяникам по демпферу выросли с 192,7 млрд до 258,2 млрд руб.
В связи с отсутствием дополнительных НГД в декабре Минфин будет продавать юани из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на сумму 69,1 млрд руб в период с 15 января по 6 февраля. С августа 2023 г. зеркалирование операций в рамках бюджетного правила на внутренний рынок было приостановлено, но ЦБ возобновит эту практику уже в январе.
Согласно данным «Электронного бюджета», в 2023 г. Минфин перевыполнил план как по расходам, так и по доходам федерального бюджета, писали «Ведомости». Траты составили 32,4 трлн руб., а поступления — 28,9 трлн руб. Бюджетный дефицит, таким образом, достиг 3,5 трлн руб. При этом в бюджет на 2024-2026 гг. министерство закладывало на 2023 г. расходы в размере 31,7 трлн руб. и доходы в 28,7 трлн руб. Поскольку продолжается распределение средств, поступивших на единый налоговый счет, итоговые доходы 2023 г. могут вырасти на несколько сотен миллиардов рублей, а дефицит – приблизиться к величине, которую ранее называл министр финансов Антон Силуанов (2,9–3 трлн руб.), прогнозировал ранее директор аналитического департамента инвесткомпании «Регион» Валерий Вайсберг.
При этом в декабре расходование бюджетных средств резко ускорилось – траты могли достигнуть 5,5 трлн руб., что вдвое больше ноябрьских значений. Это традиционная практика Минфина и избежать ее применения было нельзя даже с учетом больших бюджетных трат в начале года, обусловленных авансированием госконтрактов, объяснил директор по инвестициям «Астра управление активами» Дмитрий Полевой.
Судя по данным росписи, активнее всего бюджетные средства расходовались в последние дни декабря. По мнению аналитиков, это объясняется тем, что Минфин решил выделить авансовый трансферт Соцфонду, как было сделано в 2022 г. Если эта гипотеза верна, то декабрьское ускорение расходов не окажет значимого эффекта на инфляцию в начале 2024 г. – до граждан эти средства будут доходить постепенно в течение года и не перенесутся в спрос моментально.