2,9K подписчиков

СТРАШНЫЕ КЛИПЫ ИЗ 90-х и 2000-х: Aphex Twin, Daft Punk, The Cure, Marilyn Manson

3,9K прочитали

Чего только не сделаешь ради канала и подписчиков, поэтому последние два дня я провел, пересматривая самые пугающие, ужасающие, отвратительные клипы в истории. Уверен, это отразится на моей психике чуть позже, а пока поделюсь с вами наблюдениями.

Чего только не сделаешь ради канала и подписчиков, поэтому последние два дня я провел, пересматривая самые пугающие, ужасающие, отвратительные клипы в истории.

Все страшные клипы можно смело делить на две категории: омерзительные и криповые. Первые – это пытки, мучения, расчлененка: всё то, что в английском называют емким термином disturbing. По большей части, такие клипы – это зона ответственности металлистов, хотя попадаются и локальные шедевры от представителей других жанров (чего стоит один двадцатиминутный фильм Broken от Nine Inch Nails, который в 90-х был повсеместно запрещён из-за жестокости и распространялся исключительно на VHS кассетах из рук в руки).

В эту степь сегодня мы не полезем, так как, во-первых, Дзен не позволит, а во-вторых, когда тебе в лицо пихают жестокие сцены насилия, это вызывает в лучшем случае отвращение, но не страх. А вот когда испуг соткан из более тонких материй, это уже другой разговор. Когда видеоряд, монтаж, визуальные образы работают в тесной связке с музыкой и вызывают ощущение психологического дискомфорта - вот на таких ужастиках мы остановимся подробнее.

Было бы глупо рассказывать о страшных клипах без их демонстрации, поэтому попрошу беременных женщин и ранимых мужчин смотреть видео на свой страх и риск. А все остальные – устраивайтесь поудобнее, будет страшно!

Сразу начинаем с тяжелой артиллерии. Обычно находится 4-5 первоисточников, из которых я компилирую материал для видео и статей. Но в случае со страшными клипами почему-то каждый музыкальный портал, каждое новостное медиа посчитали своим долгом составить такую подборку. Даже у журнала «Гламур» она есть. И эти разношерстные подборки объединяет одно – в 90% случаев на первое место все ставят один и тот же клип: Aphex Twin - Come To Daddy.

Режиссер клипа Крис Каннингем считается мастером темной эстетики и одним из самых важных клипмейкеров 90-х. Как минимум, 3-4 работы его авторства стабильно входят в топ-10 самых страшных клипов всех времен, и Come To Daddy – это, в каком-то смысле, его культурное наследие.

Пугающие элементы раскручиваются здесь по спирали. Берём клишированный и проверенный хоррор-приём: маленьких девочек в антураже заброшенной промзоны. Вместо лиц натягиваем на них зловещую гримасу Эйфекс Твина. Объединяем всё это с мрачным музыкальным треком. И чтобы не дать вашим штанам просохнуть, в качестве финального аккорда добавляем жуткого антропоморфного монстра, вылезающего из старого телевизора. Когда я впервые увидел этот клип, мне было 9 лет (до сих пор отхожу), и я долгое время был уверен, что Эйфекс Твин – это какой-то жуткий старый мужик. Хотя, на самом деле, это вполне миловидный зарубежный аналог Ивана Дорна. И если вы искали самый страшный клип за всю историю музыки по версии примерно всех, то вы его нашли: Aphex Twin - Come To Daddy

Сейчас будет минутка неожиданности. Я покажу фото реквизита из клипа, а вы включите воображение и попробуйте угадать, на какую песню этот клип снят. Вы ее сто процентов знаете и слышали бесчисленное количество раз.

Кукла из клипа и её эскиз
Кукла из клипа и её эскиз

Ну что, какие варианты? Возможно, что-нибудь из Korn? Или Slipknot? Правильный ответ: MGMT - Kids.

Клип построен на детских кошмарах и показывает нам окружающий мир глазами маленького ребёнка, и мир этот максимальной враждебный и наполнен чудовищами. При том, что песня в плане лирики вполне позитивная, посвящена взрослению, и ни о каких страхах и монстрах там речи не идёт.

Главный герой клипа, трехлетний мальчик по имени Захарий, в кадре выглядит настолько испуганным, что сразу после релиза на клип обрушилась волна критики, за то что ребёнка заставляли страдать ради зрелищности видео. Что неудивительно, так как на месте мальчика я бы сам поехал головой на первых секундах съёмок от натуралистичного вида всех этих обугленных лиц и склизких конечностей.

Трехлетний Захарий, который вряд ли уже научился так убедительно играть страх
Трехлетний Захарий, который вряд ли уже научился так убедительно играть страх

Не говоря уже о ростовых куклах, пришедших в видео напрямую с советских утренников. MGMT даже пришлось выпустить отдельный ролик про съёмки клипа, из которого видно, что мальчик всё это время был под присмотром мамы и, в целом, весело проводил там время. Так или иначе, у MGMT получилось сыграть на контрасте и каким-то магическим образом замиксовать жутковатое видео с бодрой электронщиной, заполучив 180млн просмотров на YouTube.

Говорим Red Right Hand – подразумеваем «Острые Козырьки». После удачной интеграции в сериал про семью Шелби песня Ника Кейва стала настолько популярной, что была официально выпущена в качестве сингла второй раз, спустя 20 лет после первого релиза, а в музыкальной индустрии – это событие крайне редкое. И поэтому мало кто помнит, что у песни есть свой собственный клип, с Козырьками никак не связанный.

Острые козырьки, 2013-2022
Острые козырьки, 2013-2022

Хочешь снять страшный клип – сними его в стиле ретро. Сюжет простой и одновременно пугающий, почти как всё творчество Ника Кейва: семья – мать, отец и две дочки – живет обычной размеренной жизнью. И вот, когда они ложатся спать, в их дом приходят странные люди и начинают творит всякую дичь: шастают по дому, ложатся рядом с хозяевами на кровать, роятся в холодильнике, находят индейку и начинают пилить её ножовкой. Ну а под занавес кроваво расправляются со всей семьей. И всё это в стиле немого кино, под рваный монтаж и дерганый танец Кейва.

Прекрасный пример того, как без большого бюджета сделать криповое и некомфортное видео, используя лишь грамотный монтаж и безумный взгляд Ника Кейва. Кстати, заглавная строчка Red Right Hand взята из английской поэмы 19го века и буквально означает «кровавое возмездие», так что и со смысловым соответствием здесь полный порядок.

Рассказываю сюжет клипа. Маленькая девочка смотрит телевизор, но вместо актёров и ведущих видит скелетов. Затем она рассматривает семейные фотографии, но и там видит скелетов вместо своих родителей. Тогда она идёт в ванную, берет бритвенное лезвие, медленно снимает с себя кожу и падает замертво. Позже родители находят ее тело в ванной. Как вы думаете, кто из артистов способен на такой ужасающий клип? Возможно, Мэрилин Мэнсон или какие-нибудь Napalm Death? А вот и нет. Это Daft Punk.

Клип снял американский дизайнер по костюмам Тони Гарднер в 2006м году. Вряд ли вы слышали это имя раньше, но именно Тони Гарднер помог французским электронщикам придумать и создать их знаменитые шлемы. А весь этот мрачный сюжет про скелетов, девочку и срезание кожи имеет социально-ориентированный подтекст. Присмотритесь к важной детали: девочка в клипе полная, причём очевидно, что полнота воссоздана с помощью грима. Всё потому, что клип посвящён проблеме анорексии, и желание срезать с себя кожу и стать скелетом – это аллегорическое высказывание на тему селф-харма и непринятия себя.

Кадр из клипа Prime Time of Your Life
Кадр из клипа Prime Time of Your Life

Также обратите внимание, как зловеще музыка ускоряется к концу клипа и как органично это вписывается в пугающий видеоряд, как будто Daft Punk писали саундтрек специально к видео, а не наоборот. На мой взгляд, это хороший пример качественной режиссуры, когда визуал и музыка друг друга дополняют и усиливают, а страшные образы не просто пугают, а затрагивают острые социальные вопросы. Так что не Get Lucky единым.

Единственное видео в сегодняшней подборке без монстров и чудовищ, но по своей сути оно самое страшное и чудовищное. Это клип на последний прижизненный сингл Дэвида Боуи Lazarus, вышедший 7 января 2016 года, ровно за 3 дня до смерти певца.

И клип этот пробирает до мурашек не потому, что он совпал по времени с уходом Боуи из жизни, а потому что, по сути, является самоэпитафией, прощанием легенды с миром. На момент съёмок Боуи уже знал, что умирает. Более того, незадолго до этого врачи сообщили ему, что прекращают лечение, так как оно не дало результатов и, в общем-то, было уже бессмысленным.

Боуи в последние годы жизни
Боуи в последние годы жизни

Само название композиции Lazarus отсылает нас к библейскому сюжету про Лазаря из Вифании, который умер, но был воскрешен Христом. И если верить ближайшему соратнику и другу Боуи, продюсеру Тони Висконти, именно такой посыл и был заложен в песню: Зигги Стардаст покинет этот мир, но будет воскрешен в своём творческом наследии.

При этом Боуи оставался гением и творцом до самого конца, и несмотря на неотвратимое приближение смерти, очень ответственно и с полной самоотдачей подходил к своим последним работам. Видео содержит огромное количество скрытых отсылок к различным творческим периодам британского экспериментатора.

А заканчивается клип на том, что Боуи исчезает в дверях шкафа и двери захлопываются. Мне сложно представить, чтобы какой-либо другой артист перед самой смертью мог так свободно рассматривать собственный уход через призму творчества.

Казалось бы, чем может напугать группа The Cure? К макияжу Роберта Смита в стиле «бухгалтерша идёт на корпоратив» все уже давно привыкли, а их зловещая и мрачная лирика разбавляется тем, что сам Смит не всегда может сказать, чему та или иная песня посвящена.

The Cure
The Cure

Так получилось и с одним из самых громких хитов Cure – песней Lullaby. В ходе многочисленных интервью Смит давал различную интерпретацию написанной им песни, в частности, связывал ее с детскими кошмарами, абьюзом, взаимоотношениями с отцом и наркозависимостью. При том, что в самой песне поётся про спайдермена. Естественно не про Питера Паркера в обтягивающих лосинах, а про жуткого человека-паука из детских страшилок, который заползает ночью в окно и есть маленьких детей. Трек поэтому и называется «Колыбельная» - как страшная песенка из городского фольклора.

В 90м году выходит видео на эту композицию, в котором режиссёр Тим Поуп решил относительно прямолинейно экранизировать текст песни, изобразив заползание человека-паука в окно и нападение на жертву. С той лишь поправкой, что страшный человек-паук – это Роберт Смит и лежащая в кровати жертва тоже Роберт Смит. Таким образом режиссёр сделал выбор в пользу наркотической интерпретации песни: паук – это метафора наркозависимости, съедающей наркомана изнутри. Особенно неприятной вышла сцена с разрастанием конечностей. В общем, на выходе получилась крутая и пугающая готическая сказка с двойным смыслом, где человек – не совсем человек, а паук – не совсем паук.

В сегодняшней подборке просто нельзя не упомянуть мастера эпатажа, короля провокаций, человека, который всю свою карьеру специализируются на всём непристойном, мерзком и отталкивающем - Филиппа Киркорова Мэрилина Мэнсона.

Мэрилин Мэнсон
Мэрилин Мэнсон

И вот, что интересно: Мэнсон встречался практически в каждой подборке, из тех, что я использовал для этого выпуска. Журналисты и блогеры все как один включают Мэнсона в топ-5 самых страшных видео. А вот дальше начинаются расхождения, потому что единого мнения на тему, какой именно клип Мэнсона - самый страшный, нет даже и близко. Я насчитал минимум 5 его клипов, которым старательно присваивают звание самого страшного, и то, дальше мне просто надоело считать. Но чтобы оставаться в заявленном русле сегодняшней статьи (без крови, кишок и пыток), предлагаю остановить выбор на песне Beautiful People.

Это один из немногих клипов Мэнсона без прямых сцен насилия и жестокости. И несмотря на это, после его просмотра всё равно очень хочется пойти в ванну и промыть глаза. Видео снимали в 96м году на заброшенном винокуренном заводе, и очевидно, что на базе этого клипа можно писать методичку по профессиональному запугиванию зрителя. Тут тебе и протезы конечностей, и дождевые черви, и страшные гротескные существа на ходулях. А главное, всё подано в выверенной дозировке, когда тебе неприятно и дискомфортно, но чувства отвращения не возникает. Недаром один из музыкальных критиков назвал этот клип «крипотой в мире криповых видео».

Резюме. Тема оказалась куда более обширной, чем представлялась на первый взгляд, и многие выдающиеся представители хоррорного клипостроения попросту не влезли в комфортный размер одной статьи. Среди них группы Tool, Soundgarden, Unkle и даже 30 Seconds To Mars (нет, последние пугают не тем, что Джаред Лето в свои 50 выглядит на 30, хотя и к этому есть вопросы).

Так что к этой теме я ещё обязательно вернусь. А на сегодня хватит с вас жути и крипоты. С вами был канал «Спасибо, послушаю», увидимся в следующем выпуске.