Мало кто заходит в этот закоулок Таврической улицы – он находится совсем на отшибе. Даже и не скажешь, что это почти самый центр Петербурга...
А тем временем тут притаился дом из «старой-доброй Европы». Во всяком случае его фасад должен вам напомнить центр Варшавы, а может быть старый город Таллина или Риги. И это все не случайно. Но начнем сначала – со знакомства с домом Семена Френкеля и, собственно, с самим его хозяином.
Игрок по жизни
Вернемся в 1905-й. В эти годы этот участок принадлежал многочисленному семейству Хохловых, а именно Ивану Григорьевичу - коллежскому регистратору, служившему в государственном банке. Но уже через год ситуация изменилась. Узкую полоску земли приобретает Семен Френкель. Сегодняшний наш герой.
Кто он - этот Френкель? Точно известно, что купец, а вот род деятельности не обозначен. Известно только, что он числится в благотворительном упреждении с витиеватым названием - Комитет для сбора пожертвований в пользу заведений Санкт-Петербургского совета детских приютов. Но на такой должности, как мне кажется, особо не разбогатеешь. И тогда стоит присмотреться к еще одному любопытному факту из жизни Френкеля.
Дело в том, что он владел минимум шестью доходными домами в Петербурге, а это дело в начале прошлого века было более чем выгодное. И вот он решил построить еще один дом и сделал заказ у одного из популярнейших столичных архитекторов - Дмитрия Крыжановского.
Есть версия, что все делалось не без интереса Хохлова. И строительство дома для Френкеля было спекуляцией. Однако зачем нужна была эта авантюра – ответить вам я не смогу.
Хозяин - барин
Востребованный в Петербурге Крыжановский зашивался. Кроме дома Френкеля он руководил еще пять-шестью, а то и десятью проектами. А тут еще задача со звездочкой – уж слишком узкий участок...
Архитектор представил заказчику проект - три компактных пятиэтажных флигеля и безликий фасад. Френкель выполнением заказа недоволен.
Дело в том, что долго домом владеть он, вероятно, не собирался и дом должен был выгодно выделяться на фоне других столичных предложений на рынке недвижимости. Крыжановский получил карт-бланш и дал воля фантазии. Что Френкелю было только на руку.
Превратить обыденное в фантастику - это было по полечу Крыжановскому. И вот он превратил фасад в дом с открытки из Европы. Вероятно, эту идею мог подкинуть и сам Френкель - сделать «точно как у них» было в те времена (да что уж – и в наши тоже) очень востребовано. «Европейская внешность» дома была особенно привлекательна для государственных служащих в невысоких чинах.
Скромно, но со вкусом
За необычным фасадом скрывалась довольно современная планировка дома. Но не без изюминки. Парадная лестница соединяла лицевой корпус и дворовый флигель пролетами с «шагающими» окнами.
На каждой лестничной площадке располагалось по одной квартире. Обратите внимание на двери, которые в них вели – ох, уж этот модерн!
В главном корпусе были достаточно скромные, но хорошо оснащенные современными «благами цивилизации» пятикомнатные квартиры. Во флигеле квартиры были менее комфортабельные.
Как пирожок
Как инвестиция дом стал достаточно выгодным для всех заинтересованных лиц. Уже через год на нашелся нашелся покупатель. Им стал некий Яков Николаев.
Лет через пять дом еще раз сменил владельца и вплоть до 1917-го принадлежал «купеческой дочери» Клавдии Танашевой.
А сам домовладелец Семен Френкель к 1917 году оказался вообще без недвижимой собственности и жил в съёмной квартире на Петроградской стороне.
Не особо весело шли дела и у его товарища – Ивана Хохлова. Он по-прежнему служил в государственном банке и даже дорос до чина титулярного советника. Жил по старому адресу на Таврической, однако уже не в собственном доме, а в арендованной квартире...
Уходя из главной парадной, обратила внимание на ручку на двери.. Как думаете – новодел или историческая?
В 2001 году дом Френкеля был включен КГИОПом в перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
📍Адрес: Таврическая улица, 43
Район современной станции метро «Чернышевская», неподалеку от которого находится дом Френкеля, в конце XIX века был заселен петербургской элитой. Тут строили дворец на дворце. Но Варвара Базанова - дочь богатых сибирских промышленников - обставила всех соседей... Чем удивила она петербуржцев и как сложилась ее судьба - читайте в моем материале.
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые прогулки и истории!