3,9K подписчиков

Предпосылки и острая необходимость в создании нового учебного самолета МиГ-УТС.

Проектное изображение нового учебно-тренировочного самолета МиГ-УТС.
Проектное изображение нового учебно-тренировочного самолета МиГ-УТС.

27 декабря 2023 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) опубликовала пресс-релиз о создании нового учебно-тренировочного самолета МиГ-УТС. Самыми вескими причинами активизации работ в этом направлении стало экстренное старение имеющегося парка самолетов L-39 и невозможность продления их летного ресурса. Об этом положении дел неоднократно писалось в российской прессе и звучало из уст Министра обороны РФ С.К. Шойгу начиная с 2019 года. В этой связи можно также добавить возможный переход на трехступенчатую систему подготовки летчиков для ВКС России. Три ступени включают в себя начальную летную подготовку, основную и повышенную. Такая структура процесса подготовки летчиков вызвана высокой стоимостью обучения для полноценного освоения современных летательных аппаратов. На начальном этапе подготовки планируется использовать учебные самолеты с винтомоторной группой – Як-152 или УТС-800. Хочется надеяться что в ближайшее время будет решен вопрос с заменой на этих двух самолетах дизельного двигателя RED A03 германского производства (созданного выходцем из России В. Райхлиным) на отечественный турбовинтовой ВК-800ПС производства ОДК-Климов.

L-39
L-39

Проект нового самолета МиГ-УТС нацелен на второй (основной) этап подготовки летчиков. Основной этап включает в себя определение пригодности летчика к конкретному типу авации, отработка техники пилотирования с высокими перегрузками и т.д. И здесь хотелось бы остановиться более серьезно на сегодняшнем положении дел в подготовке летчиков ВКС. На сегодняшний день основными типами самолетов для начальной, основной и повышенной летной подготовки используются Л-39 и Як-130. Л-39 в небе уже более 50 лет и реальные самолеты этого типа вылетали уже все назначенные им ресурсы, так как именно на них происходили все три этапа подготовки летчиков со времен СССР. С Як-130 ситуация несколько иная. Этот великолепный учебно-боевой самолет, созданный еще по заданию ВВС СССР, и вынужденно видоизмененный для компромиссных требований итальянских партнеров Aermacchi, по многим параметрам не соответствует сегодняшнему пониманию ВКС России для учебного самолета основного обучения.

Як-130
Як-130

В первую очередь это стоимость эксплуатации такого учебного самолета, который должен иметь налет около 350 часов в год. Як-130 сложная, двух двигательная машина, наиболее подходящая для третьего этапа – повышенного обучения летчиков. Самолет для повышенного обучения летчиков должен закрывать большую часть боевой подготовки летного состава, чтобы закончившие летные училища офицеры в наименьшей мере занимались основами боевого применения в строевых подразделениях.
Таким образом, опираясь на данные по серьезной нехватке учебных самолетов в учебных подразделениях ВКС России, конструкторы ОКБ МиГ предложили свой проект учебно-тренировочного самолета основной летной подготовки, который при принятии трехступенчатой системы давал бы общую экономию порядка 20 процентов по сравнению с существующей сегодня схемой с Л-39 и Як-130.

МиГ-УТС
МиГ-УТС

В основе конструкции МиГ-УТС предлагается однодвигательный самолет с прямым крылом массой пустого около 3,5 тонн (как и у Л-39) и взлетной с двумя летчиками - 4,56т. Планируется полезная нагрузка до 1000кг, что может означать и элементы авиационного вооружения. Двигатель планируется АИ-222-25, тот же, что установлен на Як-130 для полной унификации в эксплуатации. Одним из основных требований к такому самолету конструкторы МиГ-УТС видят высочайшую надежность и ремонтопригодность. На эту тему есть даже интересное высказывание главного конструктора комплекса МиГ-УТС Алексея Шукайло – «Это, условно, должен быть вездеход-трактор, который можно починить буквально в поле доступными средствами. И он не должен ломаться. Для этого на нем должно быть минимум оборудования».
Однако в самолете планируется применить современные 15-дюймовые многофункциональные индикаторы и специальные органы управления во второй кабине для имитации отказов в рамках обучения. Надо сказать, что этот проект не первый опыт ОКБ МиГ в создании реактивных учебно-тренировочных самолетов. По программе создания учебно-тренировочного самолета для замены Л-29 и Л-39 в ВВС СССР двухдвигательный самолет МиГ-АТ совершил первый полет в еще 1996 году, но проиграл в конкурсе Минобороны самолету Як-130. МиГ-АТ неоднократно демонстрировался на различных авиасалонах МАКС, но в серию не пошел, Хотя, по материалам печати на заводе «Знамя труда» в начале 2000-х еще оставался некоторый задел для установочной серии.

МиГ-АТ
МиГ-АТ

Видео с демонстрационным полетом МиГ-АТ на авиасалоне МАКС-2005 можно посмотреть на моем канале по ссылке.
Так вот тот опыт по компоновке кабины МиГ-АТ и концепции общей безопасности планируется применить на новом МиГ-УТС. В плане безопасности планируется разместить топливо не в крыле, а в фюзеляжных баках, планируется установка гидроаккумулятора и катапультные кресла К-93. Катапультные кресла К-93 созданы в НПП Звезда для самолетов с максимальной скоростью полета до 950 км в час и применяются на российских самолетах Л-39. Интересно также, что на МиГ-УТС планируют применить новые аккумуляторы (видимо так называются суперконденсаторы), чтобы в случае отказа генератора обеспечить электропитание самолета в течении 50-60 мин.
В заключении хотелось бы отметить планируемый ресурс планера самолета МиГ-УТС - 8750 летных часов - около 25 лет по 350 летных часов в год. Если все это станет реальным, понятно, что после скурпулезной доводки, то наша авиация получит надежный отечественный УТС лучше чем L-39, который многие годы позволит готовить влюбленных в небо парней для летной работы.
Спасибо что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал.
Видео с выступлениями на авиасалонах Як-130, МиГ-АТ, их братом СР-10 можно посмотреть
здесь, здесь, и здесь.