В ростовском издательстве «Мини Тайп» вышла моя книга «Степан Разин», посвященная легендарному донскому казаку Степану Тимофеевичу Разину, которого великий поэт А.С. Пушкин назвал «единственным поэтическим лицом русской истории». Продолжаю поглавно публиковать эту книгу в своей Дзен-студии.
ПОЭТИЧЕСКОЕ ЛИЦО РУССКОЙ ИСТОРИИ
(Отражение образа Степана Разина в произведениях историков, писателей, художников, скульпторов, деятелей театра и кино. (ХУП- ХХ вв.).
Глава 8. Часть 1. РУССКИЙ КАТИЛИНА.*
(Образ Степана Разина в литературе ХУП века).
«Это был высокий и степенный мужчина; крепкого сложения с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно с большой строгостью». Ян Стрейс, голландский путешественник ХУП в.
Разинское восстание, полыхавшее на огромных просторах России, вызвало многочисленные отклики в различных западноевропейских газетах и журналах, ибо в России газет до Петра 1 не существовало. В частности, в ряде западноевропейских газетах 1670-1671 годов сообщались различные биографические сведения о Степане Разине, о военных действиях царских войск против повстанцев, сообщались подробности его плена и казни на Красной площади.
Прошло некоторое время после подавления восстания и казни его предводителя, и в Западной Европе увидели свет воспоминания очевидцев некоторых событий разинского движения.
Уже в 1671 году в Лондоне была опубликована брошюра, содержавшая описание сражения войск царя Алексея Михайловича с отрядами разинцев, в котором победа досталась правительственным войскам. Текст брошюры представлял донесение анонимного доверенного лица своему хозяину, имя которого тоже неизвестно. Из письма можно судить, что с осени 1670 до лета 1671 годов автор донесения находился в Москве и был в курсе событий разинского восстания. Называя Степана Разина «великим бунтовщиком», он говорит о том большом и заметном впечатлении, которое оказывали события разинского движения на жителей и гостей русской столицы.1
Весьма интересные сведения о разинском восстании приводит в своих записках уже упоминавшийся нами голландец Людвиг Фабрициус. Он родился в Бразилии, жил в Голландии и умер в Швеции. Его записки обнаружил в Стокгольмском государственном архиве профессор Оксфордского университета С.А.Коновалов, опубликовав их в Англии в 1956 году.1 Русский перевод этих записок увидел свет в 1968 году в книге «Записки иностранцев о восстании Степана Разина».
В сентябре 1671 года в Архангельске, где стоял английский корабль «Царица Эсфирь», неизвестный моряк с этого корабля написал сочинение под названием «Сообщение касательно подробностей мятежа, недавно произведенного в Московии Стенькой Разиным».2 Ввиду огромного интереса европейцев к восстанию Разина это сочинение в том же году было одновременно опубликовано в Германии и Голландии. Через год появились английское и французское издания этой работы.3 Ее автор довольно точно и сравнительно подробно описывает ход разинского восстания, считая, что «причиной или, скорее поводом, к возмущению была смерть брата Разина, казненного по приказу боярина князя Юрия Долгорукого». 4 В сочинении отмечается крепость духа Разина во время пыток и казни, когда «Стенька ни единым вздохом не обнаружил слабости духа». 5
Через три года после подавления разинского восстания была защищена первая диссертация по этой теме. Это произошло 29 июля 1674 года в германском городе Виттенберг. Диссертацию под названием «Стенко Разин, донски казак изменник, т.е. Степан Разин, донской казак изменник» защитил Иоганн Юстус Марций. Сам факт защиты диссертации всего три года спустя после разгрома разинского движения говорит о громадном интересе западноевропейцев к личности Разина и движению, возглавляемому им. Ход восстания Марций описывает со слов очевидцев, а казнь Степана Разина в Москве на Красной площади – по собственному наблюдению. Несмотря на в целом враждебное отношение к разинскому восстанию, Марций довольно объективно характеризует самого Степана Разина, называя казачьего атамана «русским Катилиной»*, «человеком на редкость искусным и ловким».1 Невольное восхищение силой духа Разина видно в описании Марцием сцены казни народного вожака. «Разин был так непреклонен духом, пишет Марций, - что не слабел в своем упорстве и не страшился худшего, и уже без рук и ног сохранил свой обычный голос и выражение лица, когда поглядевна оставшегося в живых брата, которого вели в цепях, окликнул его: «Молчи, собака».2 Изданная в 1675 году в Виттенберге, эта диссертация Марция затем многократно переиздавалась: в 1679 году – в Лейпциге, в 1683-м – в Виттенберге и в 1698 году снова в Лейпциге.
Голландский путешественник Ян Янсен Стрейс пробыл в России почти два года, оставив подробное описание волжского периода разинского восстания. Книга Стрейса о путешествиях по Московии, Татарии и Ост-Индии вышла в 1677 году в Амстердаме и в дальнейшем многократно переиздавалась на Западе в различных переводах. В России она тоже издавалась: самое полное ее издание появилось в 1935 году в Москве и Ленинграде под названием «Три путешествия». 3 Общее отношение автора к разинскому восстанию – отрицательное, хотя Стрейс отмечает выдающие организаторские способности Разина, его исключительную популярность в народной среде.
Интересные сведения о крестьянско-казачьей войне под руководством Степана Разина, казни самого вождя восставших приводит в своей книге «Сказания светлейшему герцогу Тосканскому Козьме Третьему о Московии» поляк Яков Рейтенфельс. Свой труд Рейтенфельс опубликовал в Падуе через восемь лет после пребывания в России, то есть в 1680 году. Кроме общего обзора событий разинского движения, в книге приводятся весьма ценные сведения о последних днях жизни Степана Разина.
Упоминаемый нами капитан первого русского военного корабля «Орел» Дэвид Бутлер приводит подробные сведения о взятии казаками Степана Разина Астрахани.
Уникальные сведения о ввозе плененного Разина в Москву, пытках несгибаемого атамана и его мужественном поведении во время казни сообщает в своем письме своему приятелю Ричарду Даниэлю англичанин Томас Хебдон. Ценность этого письма заключается в том, что оно было написано 6 июля 1671 года сразу же после казни Степана Разина.1
Голландец Балтазар Койэтт в своей книге «Посольство Кунраада Фан Клёнка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу», увидевшей свет в 1677 году в Амстердаме, приводит редкие данные о казни в 1676 году брата Степана Разина Фрола, а также сведения о том, что он видел останки самого Разина несколько лет спустя после его казни.
О книгах Энгельберта Кемпфера и Жана Шардена, рассказывающих о Персидском походе Разина, мы уже говорили в первой части нашего повествования.
В русской литературе семнадцатого века мы также находим отклики на такое эпохальное событие, как восстание Степана Разина. В литературных произведениях этого периода проявляется социальное размежевание, возникает противоборство демократического и реакционно-феодального направлений литературного развития. Все эти явления обнаруживают свою зависимость от начальных этапов формирования русской нации и протекают в весьма сложных условиях классовой борьбы, все обостряющейся на протяжении всего семнадцатого века, названного в литературе «бунташным».
В творческом наследии знаменитого писателя-публициста, протопопа Аввакума Петрова (1620-или 1621 – 1682) имеются многочисленные упоминания о разинском движении. Будучи знаменитым вождем старообрядчества, Аввакум к зрелым годам выкристаллизовался в известного писателя-публициста. До сорока пяти лет он брался за перо редко, от случая к случаю: из дошедших до настоящего времени девяноста сочинений «бунтаря-протопопа», как назвал его Максим Горький, едва ли десяток приходится на раннюю пору. Подавляющая часть сочинений Протопопа написана им в Пустозерске, маленьком городишке в устье Печоры, куда этот поразительно волевой и бескомпромиссный вождь старообрядчества был привезен 12 декабря 1667 года. Здесь он провел последние пятнадцать лет своей жизни и был сожжен в деревянном срубе 14 апреля 1682 года «за великие на царский дом хулы».
Аввакум никогда не менял своих убеждений. По духу и темпераменту это был стойкий и последовательный борец за свою идею, яркий полемист и яростный обличитель пороков существующего общества и своих противников. Качества эти проявил он на всем своем многотрудном жизненном пути.
Знаменитый протопоп был сослан в Пустозерск, когда разинское войско готовилось к весеннему походу на Каспий к заманчивым персидским берегам. Но и до глухой окраины Русского государства, где сидел в заточении Аввакум, доходили вести о полыхавшей на Волге гражданской войне. Аввакум считал эти кровавые события божьим наказанием за людские грехи вообще и особенно за грехи своих церковных противников, в частности, патриарха Никона. «С тех пор как были приняты еретические уставы, - писал протопоп, - много пагубы бывало: мор на всю землю, и сеча, и междоусобие, и кровь льётся непрестанно….».
Более подробно свою мысль Аввакум поясняет в другом высказывании. Он пишет, что со времени никоновской реформы, когда власти «яко изверги» поступали с инакомыслящими, «пагуба была всемирная при нашем зрении мором на всю землю Русскую… во градех и селах пусто зделали бог (здесь имелась ввиду эпидемия чумы 1654 года - М.А.). Таже кровопролитие с польскими (война с Польшей 1654-1667 годов - М.А.). Таже междоусобие с Разиным. …Яко звезд небесных и яко каплей дождевых толико пало глав человеческих». 1 Далее Аввакум пишет: «Не явно ли то бысть в нашей России бедной? Разовщина, возмущение грех ради и прежде того в Москве коломенская пагуба». 2
Таким образом, возникновение разинского движения Аввакум объясняет божьим за грехи людские, но главным образом, неправильными действиями патриарха Никона, начавшего расколовшую русское общество церковную реформу. При этом Аввакум считал, что восстание вод руководством Степана Разина было безусловно «пагубой», но оно явилось «праведным судом божиим», как возмездие царю и церковникам за их неправедные деяния.
Определенные сведения о восстании Степана Разина содержатся в «Сказании о нашествии на обитель святого чюдотворца Макария, бывшем от воров и изменников». Написано оно, по мнению исследователей этого вопроса, между 1672 и 1678 годами. Некоторые исследователи считают автором «Сказания…» писателя и церковного деятеля ХУП века Симеона Полоцкого. Прямых доказательств этому нет, хотя рукопись «Сказания…» была включена в сборник семнадцатого века в числе других сочинений, часть которых была написана Симеоном Полоцким. В предисловии рукописи говорится, что «божиим попущением» и «завистника же единства церковного Диавола проклятого навождением и возмущением воста вор и богоотступник донской казак Стенко Разин и возвеличи пяту свою противу церкви и венценосцу».3 Дальше в «Сказании…» описываются события неудачной для разинцев осады приволжского Макарьевского Желтоводского монастыря в октябре 1670 года. Это был период, когда неудачи преследовали восставших. И не случайно автор выбрал именно этот эпизод, поскольку неудача разинцев в осаде монастыря была выигрышной для изображения «небесного» покровительства царским войскам. Идейно-политическая направленность «Сказания…» целиком и полностью совпадает с правительственной оценкой разинского движения, как бунта против самодержавной власти, дарованной самим богом. При описании побед Разина под Астраханью, Царицыным, Самарой, Саратовом в «Сказании…» в гипертрофированной форме описываются зверства разинцев по отношению к власть имущим, что сам Степан Разин был «яко зверь лютый, кровью православных не насыщенный».1 Заканчивается «Сказание…» нравоучительным выводом, что после разгрома разинцев «верным людем божиим и государевым мир содеялся желанный и тишина сладкая». В 1678 году оно было включено архимандритом Макарьевского Желтоводского монастыря Тихоном в составленную им «Латухинскую степенную книгу». 2
Писатель-полемист семнадцатого века митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий оставил в своих трудах оценку событий разинского восстания и участии разинцев в Соловецком восстании второй половины семнадцатого века. Он указал на преемственность восстания под руководством Степана Разина и Соловецкого бунта, отметив, что «…прибегоша в тую же обитель окаянного богоотступника и чародей донского казака и атамана Стеньки Разина помощники-воры из Астрахани».3 Восстание под предводительством Разина и соловецкий бунт Игнатий однозначно оценивает как противозаконный бунт против помазанника божьего - царя и церковной власти.
Подробное описание захвата Разиным Астрахани в июне 1670 года содержится в «Сказании о взятии Астрахани и о убиении преосвященного Иосифа, митрополита Астраханского». Его автором являлся «боярский сын» Петр Золотарёв. 4 Будучи доверенным лицом митрополита Иосифа, он оставался в Астрахани в бурный период 1667-1671 года. Он многое видел, много знал, описав те страшные события в своем «Сказании…».
Существует несколько вариантов этого «Сказания…». Первое из них, краткое, составленное всего через год после трагической гибели митрополита Иосифа, повествует о расправе Разина над этим церковным иерархом. В более пространном варианте «Сказания», составленном в июле 1679 года, рассказывается о ходе разинского восстания в Нижнем Поволжье: о начальном этапе Персидского похода, взятии казаками Яицкого городка и другое. Подробно рассказывает Золотарёв о втором походе Разина по Волге весной-летом 1670 года. Он подробно описывает ход взятия Астрахани повстанцами в июне 1670 года, напряженную внутреннюю борьбу в городе, захват его разинцами и очищение Астрахани царскими войсками в конце ноября 1671 года. Злейший враг Разина и его казаков, Петр Золотарёв характеризует казачьего вожака «вором и богоотступником». Сподвижников Степана Тимофеевича, которых в народных песнях и сказаниях называли «добрыми молодцами», «Стеньки Разина работниками», Золотарёв именует «безбожниками», «ворами», расправлявшимися в «лучшими» людьми – боярами, дворянами, купцами, приказными… Отбрасывая вздорные измышления Золотарёва, надо признать ценность его труда для исследователей, ибо в «Сказании…» дается подробная и весьма конкретная картина захвата разинцами Астрахани.
В период 1672-1678 годов появилось «Известие о бунте и злодействах донского казака Стеньки Разина». Труд этот, составленный неизвестным автором, по содержанию весьма близок к золотарёвскому «Сказанию…». Поскольку при написании своего «Известия…» автор использовал правительственные документы, то Разин и его сподвижники характеризуются здесь как «воры и бунтовщики», а само восстание, как беззаконный бунт против церкви и власти божьего помазанника – «великого государя» Алексея Михайловича. Следует отметить, что подлинник «Известия…» до нас не дошел. Известна публикация этой работы, сделанная Федором Соймоновым (1692-1780) в качестве приложения к своему труду «Описание Каспийского моря и чиненых на оном Российских завоеваний», опубликованном в 1763 году в одиннадцатом номере «Ежемесячных сочинений и известий о ученых делах Академии наук».
Из литературных источников семнадцатого века, рассказывающих о событиях разинского движения, можно назвать записки неизвестного мемуариста, происходившего из приказных людей. Этот неизвестный хронист с 1636 по 1689 годы вел дневники, описывая многие события этого периода. В поле его интереса попали и некоторые эпизоды восстания под предводительством Степана Разина. Из дневников мы узнаем о взятии разинцами Астрахани, расправе восставших над воеводой Прозоровским и его сторонниками. Подробно останавливается автор дневников на планах Степана Разина двигаться на Москву, чтобы покончить с ненавистными народу боярами. С ненавистью и страхом повествует он об успехах повстанцев летом-осенью 1670 года. Его позиция определенно-однозначна: для него разинцы – «воры» и «богоотступники», враги существующего общественного порядка и с ними необходимо покончить любой ценой. Настроение автора дневников улучшается, когда он подробно, но не совсем точно, описывает ввоз Степана Разина в Москву, на пытки и казнь.
В целом в литературе ХУП столетия события разинского движения оцениваются, как «злодейский бунт» против церковной и самодержавной власти. Степан Разин и его сподвижники характеризуются как «воры и богоотступники», дерзнувшие посягнуть на устои законной, богом освященной власти и получившие за это достойное наказание. Авторов этих литературных произведений о разинском восстании не интересуют подлинные, глубинные причины, вынудившие казаков, крестьян, работных и прочих угнетенных людей подняться на гражданскую войну. В качестве этих причин практически все авторы указывают на гнев бога на людей за грехи их и на дурные наклонности лично Степана Разина и его казаков. О социально-экономических и общественно-политических причинах разинского восстания практически не говорится в историко-литературных трудах семнадцатого столетия.
Михаил Астапенко, член Союза писателей России, академик Петровской академии наук. (СПб).
* Катилина был римским бунтовщиком, поднявшим неудачное восстание в Риме в 1 веке до н.э.
1 Иностранные известия о восстании Степана Разина. Ленинград, 1975. С. 12.
1 Записки иностранцев о восстании Степана Разина. Ленинград, 1968. С. 5.
2 Там же. С. 106-115.
3 Там же. С. 84.
4 Там же. С. 107.
5 Там же. С. 115.
* Катилина Луций Сергий ( ок 108-62 до н.э.) – римский политический деятель, претор в 68 г. в 66-63 гг. до. н..э. пытался захватить власть в Риме, обещая аннулировать все долги римского населения. Заговор был раскрыт знаменитым оратором и политическим деятелем Марком Цицероном, а Катилина погиб в бою с сенатскими когортами.
1 Иностранные известия… С. 64.
2 Там же. С. 74.
3 Стрейс Я.Я. Три путешествия. Москва-Ленинград, 1935.
1 Записки иностранцев… С. 130-131.
1 Демков Н.С. Неизвестные и неизданные тексты из сочинений протопопа Аввакума.- // «Труды отдела древнерусской литературы (ТОДРЛ))». Т. 21. Москва-Ленинград, 1965. С. 227.
2 Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе ХУП века. М., 1974. С. 218.
3 Там же. С. 219.
1 Робинсон А.Н. Указ. соч. С. 220.
2 Васенко П. Заметки о Латухинской Степенной книге. - // «Сборник ОРЯС АН. Т. └ХХП. № 2. СПБ., 1902. С. 80-85.
3 Послания блаженного митрополита Сибирского и Тобольского. Казань, 1857. С. 138.
4 Русская литература на рубеже двух эпох. ХУП-нач. ХУШ». М., 1971. С. 173.