Найти тему

СОБЫТИЙНЫЙ И АГРО-ЭКО ТУРИЗМ ­— КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ МАРКЕТИНГА И РАЗВИТИЯ СЁЛ

Желание путешествовать и изучать мир свойственно всем людям без исключения, а потому туризм должен быть открыт для всех и все должны иметь возможность воспользоваться его социальными и экономическими выгодами.

В настоящее время в секторе туризма занят каждый десятый человек на Земле. «Перерыв в международных поездках, вызванный пандемией, со всей ясностью продемонстрировал, насколько туризм важен для нашего общества», — считает Генеральный секретарь Всемирной туристической организации Зураб Пололикашвили.

Сектор туризма, пострадал из-за пандемии COVID-19. Доходы туристического сектора в мире по оценкам 2021 года сократились на $1 трлн по сравнению с показателем, который предшествовал пандемии COVID-19. Доходы от международного туризма по предварительным данным составили около $700-800 млрд в 2021 году, что является небольшим улучшением по сравнению с 2020 годом. Экономический вклад туризма оценивается в $1,9 трлн в 2021 году, что значительно ниже значения в $3,5 трлн до пандемии.

Туризм непосредственно связан практически со всеми сферами экономики и слоями общества. Кризис в сфере туризма, в первую очередь ударяет по самым бедным и незащищенным группам населения.

В туризме есть много направлений. Одним из быстрорастущих его видов является сельский туризм, или т.н. агротуризм, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сельской местности и её особенностей для создания комплексного туристского продукта. Туристы ведут сельский образ жизни, знакомятся с местной культурой и обычаями, принимают участие в традиционном сельском труде. Агротуризм рассчитан на то, что уставший от города и его суеты человек стремится заслуженно отдохнуть, пусть и недолго. Этот сектор экономической деятельности позволяет притоку новых средств в экономику страны, развитию сёл, улучшению его инфраструктуры, образованию новых рабочих мест, а также искоренению бедности.

Существуют своеобразные модели агротуризма в мире, давайте их рассмотрим. Начнём его с Европейского региона, где он развит на высоком уровне.

В Британской модели агротуризма самыми популярными среди туристов являются следующие типы проживания:

- в доме фермера с питанием в виде завтрака. В данном случае открывается возможность непосредственного контакта с семьей фермера;

- в отдельном здании на условиях самообслуживания). Это строение обычно представляет собой переделанный маленький амбар;

- в изолированном строении, вмещающем в среднем 8—15 туристов. Для этого может быть использован большой амбар, разделенный на спальную зону, в которой сосредоточены все койко-места, кухня и ванные комнаты. Данный вариант является самым экономичным (средняя стоимость ночевки всего 10 евро с человека), что позволяет привлечь прежде всего молодежь. Но во многих территориях Великобритании развит сельский VIP-туризм, который рассчитан на богатое население: в полностью реконструированных старинных усадьбах и специально строящихся мини-отелях или домах, обычно выдержанных в традиционном стиле.

В Британской модели агротуризма, преобладают разнообразные спортивные мероприятия, как пешеходные и велосипедные прогулки, катания на лошадях и пони (для детей), игра в футбол, крикет, гольф и многое другое. Необходимо отметить, что культура верховой езды и гольфа необычайно высока в Великобритании. Уделяется особое внимание экологическому воспитанию детей (элемент экотуризма), что в настоящее время очень важно для нашей планеты. Во время пребывания на ферме дети заботятся о маленьких животных, в результате у них формируется чувство ответственности за «младших друзей».

Французская модель агротуризма. Франция стала одной из первых европейских стран, в которой сельский туризм начал развиваться уже в середине XX века, а сейчас им охвачены практически все французские департаменты. Представлено множество вариаций сельского туризма. Для юга страны характерно сочетание сельского и купально-пляжного туризма. В сёлах, расположенных в прибрежной зоне, имеются целые коттеджные поселки для туристов.

Агротуризм во Франции он сильно тяготеет к садоводческим и виноградарским предприятиям. Основным средством размещения туристов являются маленькие коттеджи-апартаменты. Французы предпочитают самостоятельно готовить себе еду, используя экологически чистые сельские продукты.

Многим путешественникам известно, что Франция занимает видное место по уровню развития гастрономического и винного туризма. В винном туризме для гостей предлагаются: дегустация вин и шампанских; посещение нескольких винодельческих хозяйств, производящих одноименные сорта вин; изучение технологического процесса виноделия на любительском и профессиональном уровнях; ознакомление с правилами подачи вина к столу и сочетаемости его с гастрономическими блюдами; коллекционирование марочных вин.

Во многих хозяйствах, расположенных в долине реки Луары, охотно размещают туристов, желающих совместить отдых в сельской местности с доскональным осмотром знаменитых замков. В альпийской Франции, одной из основных мотиваций сельского отдыха является спортивный туризм: прогулки по горным тропам, альпинизм, горнолыжный туризм.

Величественная Германия также имеет свою модель агротуризма. Ему присуща особая организация размещения туристов в сельской местности. В целом туристы предпочитают жить и питаться непосредственно в сельских домах, а строительство новых коттеджей в сельских районах не очень практикуется. В Германии распространен фермерский туризм. Многие туристы, особенно уроженцы южных федеральных земель, имеют многолетний опыт отдыха на фермах. Для немцев типичны помогать хозяевам по хозяйству; уход за животными; проведение пикников; рыбалка.

В Германии агротуризм очень тесно связан с событийным туризмом. Проводятся множество народных праздников и фольклорных фестивалей, регулярно организовываются сельские ярмарки. Например, мировую известность получил праздник пива «Октоберфест», на который в Баварию стекаются около 6-6,5 миллионов туристов (исключение две последние годы) со всех уголков земного шара. Основные события фестиваля традиционно разворачиваются в Мюнхене. Но другие деревушки стремятся привлечь туристов оригинальными праздничными программами, тем более что настоящие ценители пива с удовольствием соглашаются попробовать неизвестные сорта, рецепт приготовления которых не менялись сотни лет.

Итальянская модель организации агротуризма предлагает три тематические группы: «Природа и здоровье», «Традиционная гастрономия» и «Спорт».

«Природа и здоровье» - представлены в провинциях Кьянти, Умбрия и на Сицилии. «Традиционная гастрономия» — в Лигурии, Тоскане, Венете, Умбрии, Марке, Пулии и Калабрии, а также в винодельческих районах страны. Каждый крестьянский двор имеет узкую специализацию и производит продукты, типичные для той или иной местности. На приморском юге и островах — это рыба и морепродукты, в столичной области Лацио — вина «Кастелли романи», в Абруццо — оливковое масло.

Особое внимание уделяющие спорту хозяйства, представлены практически во всех итальянских провинциях и предлагают - плавание, велоспорт, теннис и верховую езду.

Туристам предлагается на выбор размещение в комнатах, отдельных домах или апартаментах, редко проживание в старых строениях, сараях, амбарах.

В Чешской модели организации агротуризмапредлагают свои услуги несколько сотен фермерских хозяйств. Регионы Чехии стараются привлечь туристов каждый своим уникальным окружением. Агротуризм в Южной Моравии – это проживание в сельских усадьбах самого знаменитого винодельческого региона Чехии. Агротуризм вместе с экотуризмом – это усадьбы близ заповедника Крконоше. Возможность посетить знаменитые чешские пивоварни, особенно усадьбы в регионе Пльзеня на западе Чехии. В Чехии также популярен конный туризм как разновидность агротуризма, которую предлагают многие фермы. Конных ферм в Чехии насчитывается свыше 150.

Некоторые усадьбы и коттеджи в Чехии стараются развивать агротуризм и активно отстраиваются именно с расчетом на любителей сельской жизни. Так, в окрестностях небольшого чешского города Усти-над-Лабем сегодня можно найти не только традиционные коневодческие фермы, которые предлагают проживание в сельской глубинке, но и такие экзотические варианты, как козьи фермы. Здесь турист сможет не только полюбоваться на природные красоты Чехии и совершить экскурсии по окрестным достопримечательностям, но и познакомиться с процессом приготовления козьего сыра, а также самому освоить азы ухода за козами. Постояльцам усадеб предлагается проживание и экскурсии, многие хозяйства организуют подобные услуги в комплексе, например, вместе с велотурами.

Испанская модель организации агротуризмаразвита в стране на высочайшем уровне. Общее число агротуристических отелей, ферм и вилл составляет более десяти тысяч. В Испании агротуризм сегодня – это и путешествие по знаменитым винодельческим регионам, и отдых на морском берегу, и знакомство с культурой и бытом страны.

В Стране Басков самая распространенная форма агротуризма – это сельская гостиница «финка» - сельский дом или целая ферма, которая предлагает свои услуги туристам. Таких ферм по Испании разбросано множество. Это могут быть совсем новые виллы на побережье Коста-Дорада или Коста-дель-Соль, с собственными садами и конюшней. Или же это могут быть 300-летние особняки, даже сейчас на старинном прессе отжимают оливковое масло.

Другой тип проживания - «Каза руралес». От финки каза руралес отличается тем, что большую часть времени это простой сельский дом, где ведется обычное для села хозяйство. Часть этого дома сдается на лето туристам. Фактически, это как к бабушке в деревню уехать. Каза руралес - идеальный способ увидеть испанский быт изнутри.

Каза – как агротуристические усадьбы в Испании – это еще и выгодное вложение капитала. Помимо того, что такая усадьба хороша для летнего отдыха, она может и приносить постоянный доход. Так, стоимость каменного дома в Астурии или Галиции с мебелью и приусадебным хозяйством можно купить, начиная от 14-20 тысяч евро.

Частью агротуризма в Испании является экотуризм - отдых на природе, понаблюдать за редкими видами птиц, пройтись пешыми походами по заповедным местам. Самый большой заповедник Европы Los Picos de Europa, озеро Санабрия, заповедники в Пиренеях, парк Сьерра Невада и в Андалузии принимают несколько тысячи туристов каждый год. Аренда проживания в Испании на территории заповедников представлена не только агротуристическими усадьбами, но также такими типами жилья, как «рефухио» и «фонда». Это бюджетные варианты проживания, которые предлагают туристам минимум удобств за весьма скромные деньги.

Болгарская модель организации агротуризма - это коттеджи на болгарских курортах Черного Моря, фермерских домах в окрестностях Велико Тырново, виллы у подножия горных вершин Пирин, Рила и Родопи, это проживание рядом с живописными достопримечательностями страны, знакомство с культурой, бытом и кухней Болгарии, полноценный отдых в окружении необычных фруктовых садов. Число агротуристических хозяйств в Болгарии насчитывается свыше 100, они представляют, как традиционные сельские подворья Болгарии, так и семейные гостиницы, коттеджи, дома и кемпинги, в том числе и на территории национальных парков Болгарии. Агротуризм остается популярным круглый год. Летом усадьбы и виллы принимают гостей у пляжей Варны и Албены, осенью болгарские фермы приглашают туристов на праздники сбора урожая и молодого вина в небольшие деревушки на берегу Дуная и рек Искар, Огорица, Янтра, Марица, зимой – в горные районы зимнего отдыха неподалеку от курортов Банско и Пампорово, весной – на знаменитый Фестиваль Роз в долине у вершины Стара Планина.

Среди агротуристических мест можно отметить дома с болгарским колоритом – Балчик, Рибарица, Елена, а также знаменитые приморские курорты Созопол и Несебр. Регионы виноделия, где помимо болгарского колорита, традиций и фольклора туристу предложат и отменное болгарское вино – это города Ловеч, Плевен, Ассеновград и Сухиндол.

Для развития агротуризма в этой стране кулинария остается одним из самых увлекательных и аппетитных способов познакомится с болгарской бытовой культурой, это районы Добруджа, Копривштица, Боженцы, которые предложат отведать ароматный домашний хлеб из пшеницы, ароматный горный мед и знаменитый болгарский йогурт. Проживание на агротуристических усадьбах Болгарии не так уж дорогие, в среднем 60-100 евро в неделю.

Польскую модель организации агротуризмаможно назвать одним из лидеров в регионе Центральной и Восточной Европы. Аренда домов под Варшавой, сельские коттеджи в Польше на Балтике, апартаменты на фермах у подножия Польских Татр.

Польша - страна аграрная, что позволило агротуризму получить широкое распространение. Ведь практически каждый третий поляк – фермер, а по количеству ферм Польша в одном ряду с США. Сегодня поляки шутят, что туристу не обязательно быть храбрым, чтобы выпить стакан молока на ферме. Уровень контроля качества за услугами, соответствует стандартам ЕС. На сегодняшний день в Польше насчитывается свыше 50 различных агротуристских ассоциаций, которые объединяют порядка 8000 агротуристских усадеб. Некоторые из них разбиты на подотрасли – агротуризм на фермах, эко-туризм, конный туризм и так далее. В Польше фермы предлагают для туристов сразу несколько вариантов – от комнаты в традиционном польском сельском доме до комфортабельных номеров в гостинице или мини-отеле, построенном на территории фермы. Второй показатель – это род деятельности. В Польше есть два ключевых типа ферм – те, которые специализируются исключительно на агротуризме, где турист вместе с проживанием, получает знания по сельским премудростям, знакомится с фольклором, кухней и традициями края, второй тип, которые используют агротуризм в качестве источника дополнительного дохода, где туристу экскурсии придется готовить самостоятельно, обеденный стол будет сытным, но без изысков, а постановочные фольклорные пьесы заменят сцены из реальной жизни польского села.

Среди регионов Польши, где можно найти наиболее богатый выбор агротуристических коттеджей, ферм и резиденций – Померания, Мазуры, Великольское воеводство и Любушское Поозерье, славятся своими пейзажами и оригинальным бытом – горы Бескиды к югу от Кракова, окрестности городов Зелена Гура и Познань.

Опыт современной Турции в агротуризме. Сельский туризм в стране развивается в контексте сельского образа жизни, богатых традиций местного населения и очень интересного фольклора. В стране существует большой потенциал для развития агротуризма, особенно в прибрежных районах Черного моря и в Анадолу. Чтобы использовать этот потенциал более эффективно и результативно, фермерские хозяйства реализуют совместные меры с государственными и муниципальными органами власти.

Давайте рассмотрим организацию агротуризма в ряде странах в других континентах.

В заокеанской стране как США агротуристическое направление является уникальным. Прежде всего, это ценный опыт для размещения туристов, корректировка стоимости услуги с учетом страны, из которой приезжают туристы. Основными тенденциями развития агротуризма в ряде штатов США являются участие в развитии животноводческой отрасли с помощью туризма, соотнесение молочных продуктов с местными нормативными актами, здоровый образ жизни и экологически чистая пища. Страна также постоянно занимается изучением передового опыта других стран в этой области, включая пропаганду агротуризма.

Японский опыт организации агротуризма экзотичен и привлекателен для иностранных туристов на фоне особенностей сельского образа жизни в этих странах. Экзотически креативный подход требует творческого подхода, и с этой точки зрения в Японии поощряются интересные подходы. Например, сейчас широко распространен опыт участия иностранных туристов в сборе клубники в сельских фермах. Стоимость такого участия на 40 минут составляет 1,9 тысячи иен (17 долларов) и немаловажным фактором является, что собиравший ягоду турист может также есть клубнику за тот же период. Правительство страны улучшает туризм в отдаленных деревнях Японии за счет налогов, взимаемых с выезжающих из страны. Наряду с соответствующими природно-климатическими и экономическими условиями как факторами, определяющими вектор развития агротуризма, заметны также темпы и масштабы притока сельского населения в крупные города.

Развитие агротуризма исторически развивалось и в Китае. В современном понимании Китай считается основой азиатского агротуризма. Китай был пионером в развитии агротуризма в Восточной Азии и обладает потенциалом постоянного развития. В последние годы этот тип туризма динамично развивался, но это развитие неравномерно. Агротуризм является более выдающимся и перспективным, что позволяет сохранить культурное наследие восточноазиатских стран в целом, решает вопросы материального обеспечения сельских территорий, поддерживает традиции и древнее искусство народов. За последние годы в этой стране была реализована политика «одна деревня – один продукт». Именно на основе этой политики была создана сеть деревень, состоящих из одной отрасли, и был приобретен ценный опыт использования потенциала инновационный подход агропромышленного сотрудничества и интеграции.

Бразильский опыт организации агротуризмаосновывается в документе Министерства туризма Бразилии «Руководящие принципы развития сельского туризма», где упомянуто что сельский туризм основана на аспектах, касающихся туризма, территории, экономической базы, природных и культурных ресурсов и общества. Исходя из этих аспектов и вклада партнеров со всей страны, сельский туризм определяется как: «комплекс туристических мероприятий, разработанных в сельских районах, предназначенных для сельскохозяйственного производства, повышения ценности для продуктов и услуг, спасения и поощрения культурного и природного наследия общины». В Бразилии сельский туризм пользуется большим спросом в столетних хозяйствах Минаса-Жерайса и Рио-де-Жанейро, а также в конных прогулках в Пантанале, Матогрессенсе и в исторических фермах в Сан-Паулу. Некоторые бразильские университеты предлагают по окончании школы дисциплину сельского туризма. Как и в случае с курсом бакалавриата по животноводству.

В Африканском континенте агротуризмуприсущи особенные возможности: уникальные продукты питания, богатое биоразнообразие, нетронутые места и естественная природная красота. В Африке сельское хозяйство ориентировано на «естественность»: обработка земли простейшими орудиями труда, ручная прополка и сбор урожая. Современный африканский агротуризм включает в себя расположенные на территории ферм или поселений сельскохозяйственные музеи, фестивали и ярмарки, кукурузные лабиринты, фермерские рынки, винодельни, зоопарки, платная рыбалка, верховая езда. По фермам могут проводиться ознакомительные туры с производством и переработкой продукции; там же туристы могут останавливаться на отдых в «гостиничных» номерах, принимать участие в выращивании и сборе урожая, в уходе за животными. Туристам предлагаются учебные поездки для обучения и обмена опытом с иностранными фермерами, стажировки на фермах, «винные», «кофейные», «медовые» туры, туры для охотников, любителей птиц, садоводов, ботаников, фотографов и многое другое. Имеющиеся агротуристические объекты способствуют улучшению экономики и имиджа не только самого фермерского хозяйства, но и района и страны в целом. Разнообразие деятельности при ведении бизнеса на агротуристических фермах способствует увеличению интереса со стороны местных жителей, что стимулирует их вовлечение в этот процесс и снижает темпы урбанизации. Развитие агротуристического бизнеса стимулирует развитие науки в этом направлении: в разных странах проводятся конференции, посвященные новейшим исследованиям и изучению опыта по всем аспектам агротуризма и устойчивого развития сельской местности, и привлекают широкий круг ведущих ученых и исследователей в этой области. В последнее время агротуризм активно развивается в Кении, Замбии, Танзании, Зимбабве, Намибии, Ботсване и других странах Африки. Африка богата уникальным растительным и животным миром, поэтому популярность агротуризма будет только возрастать.

Отдельно хотелось бы остановиться на опыте агротуризма в Южно-Африканской Республики, где Правительством страны реализуется Национальная стратегия развития туризма на 2016-2026 гг. В стране образована единственная на континенте ассоциация агротуризма (Association of Agritourism South Africa, AASA), целью которого является предоставление потенциальным туристам, как внутренним, так и международным, доступ к базе данных о сельском туризме. AASAобеспечивает прямую связь между фермером и туристом. Фермеры должны следовать принципам устойчивого развития и экологического сельского хозяйства, продвижением этических ценностей, реализацией местных (не импортных!) продуктов и т. д. Ассоциация не только выступает создателем актуальной базы данных по существующим объектам агротуризма с подробными фотографиями и описанием предлагаемых продуктов и услуг, также оказывает своим членам консультационные услуги, представляет их на выставках и ярмарках, способствует встречам фермеров с журналистами, медийными каналами и другими заинтересованными в услугах сельского туризма лицами и структурами. Она предлагает фермерам маркетинговое продвижение их хозяйств через СМИ, веб-сайты и выставки. Объекты агротуризма занимаются выращиванием авокадо, кофе, чая, производством мёда, разводят животных. Они продают сувениры, часто изготавливаемые на месте из отходов: кожи, меха, костей, зерен, косточек фруктов и др., что поддерживает местные ремесла. Часто агротуризм – это семейный отдых, и фермеры стараются заинтересовать своей деятельностью людей разного возраста. Для детей специально отстраивают детские площадки, организовывают катание на пони, показывают детенышей животных. Также в ЮАР развит «винный туризм», и наиболее известным его объектом является ферма Fynbos Estate, расположенная на полуострове Паардеберг, которая весьма популярна у тех, кто любит природу и сельскую местность. Поместье Fynbos считается идеальным для отдыха, проведения семинаров, конференций и других деловых встреч. Кстати, вина изготавливаются вручную, и стоит отметить что при выращивании винограда не используются гербициды или пестициды. Туристы могут поучаствовать в процессе изготовления вина.

В постсоветских странах возможности формирования и развития агротуризма достаточно большие. Как отмечалось выше, определенные достижения есть в таких странах, как Грузия, Беларусь, Украина, Литва, Латвия и Россия.

Так, по развитию агротуризма Республика Беларусь стало лидером в странах СНГ. Учитывая опыт республики Всемирная туристская организация планирует провести международный форум по агротуризму и воздействию на сельские территории. В созданной в 2003 году организации «Отдых в деревне» работают полтысячи членов. Необходимо отметить, что в 2020 году созданы 2936 усадеб. Агротуристические объекты республики посетили туристы из более чем 65 стран мира. Также популярны и экотуры для небольших групп, проведение мастер-классов. Едут гости и за вкусной едой, крафтом в конкретном месте. Развивается кластерный подход. Причем в кластеры объединяются не только хозяева усадеб, но и ремесленники, производители сельхозпродукции.

Следует отметить, что агротуризм в Таджикистане развивается и до сих пор считается новой и современной формой туризма. Сочные, экологически чистые фрукты Таджикистана и их сбор прямо в садах, а также свежие овощи, бахчевые культуры, сухофрукты, мед, фруктовые и овощные соки и другие экологически чистые продукты являются основой для развития аграрного туризма.

В республике осуществляются работы по продвижению сельских туристических объектов и организация маршрутов во время сбора урожая и сушки фруктов. Туристические маршруты включают в себя виноградники в Турсунзаде и Гиссаре, абрикосовые сады в Исфаре, вишневые, абрикосовые и персиковые сады в Дангаре и Гиссаре, а также гранатовые сады в Нуреке. Следует отметить, что интерес туристов также высок к участию в сборе хлопка.

Одним из приоритетов развития аграрного туризма в стране является проведение сельскохозяйственных праздников Сада, Мехргон, Дыни и меда, выставок сельхозпродукции, которые привлекают внимание иностранных туристов и гостей к нашей солнечной стране, навсегда оставив в их памяти вкус сочных фруктов Таджикистана.

Согласно данным журнала Forbes стоимость развлечений в агротуризме в различных странах следующую картину: В Хорватии - сбор оливок, работа на виноградниках, поиск трюфелей со специально обученными собаками - 30–80 евро с человека в сутки; Чехия – предоставляется возможность подоить корову или принять участие в стрижке овец, приготовление сыра из козьего молока, участие в охоте - от 3 евро за размещение в кемпинге; Польша – обучение азам кузнечного дела, приготовление сыра осципек, сделанного из овечьего молок - а от 8 евро за размещение в кемпинге; Италия – возможность участия в приготовлении пиццы, сбор апельсинов - от 30 евро с человека в сутки; Кипр – возможность ухода за козами и овцами, помощь хозяевам в выпечке печь хлеба, сборе апельсинов и черешни - от 40 евро с человека в сутки; Шри-Ланка – участие в резьбе по дереву и слоновой кости, работа на чайных, каучуковых и кокосовых плантациях, а также обучение тонкостям ланкийской кухни - от 2000 долл. с человека за 13 дней.

Несколько слов об организациях, организующих агротуризм. World Wide Opportunities on Organic Farms (WWOOF) – самая популярная организация в сфере добровольного агротуризма. Турист заполняет на сайте организации анкету, платит взнос в размере 40–55 долл., как правило, дополнительной платы не требуется. После этого туриста заносят в базу данных и предоставляют на выбор несколько ферм, готовых его принять. WWOOF работает в 53 странах. Всемирная организации Help Exchange предлагает для трудоустройства и отдыха не только фермерские хозяйства, но и школы, детские приюты, церкви и другие организации, которые нуждаются в помощи и дополнительных рабочих руках. Kibbutz Volunteer – это сельскохозяйственная коммуна в Израиле, где много работы и имеет место нехватка рабочих рук. Постоянно необходимо собирать урожай, доить коров, ухаживать за скотиной и выполнять прочую работу по хозяйству и по дому. Однако условия труда и отдыха всегда обговариваются.

Давайте рассмотрим другое направление продвижения агротуризма.

Маркетинг в сельском хозяйстве — это отдельное направление, имеющее свою специфику. Одним из эффективных маркетинговых инструментов продвижения и популяризации сельхозпродукции является событийный туризм. Событийный туризм играет важную роль в решении социально-экономических задач территорий в том числе и для развития агротуризма, а также в продвижении выращиваемой в регионе сельхозпродукции, посредством организации тематических мероприятий.

Сочетание производства сельскохозяйственной продукции и оказания услуг обеспечивает высокую устойчивость декханских, фермерских хозяйств к неблагоприятным погодным условиям, неурожаям, за счет альтернативного источника дохода, обеспечивает эффективный канал продвижения натуральных продуктов, производимых фермером, способствует социально-экономическому развитию сельских территорий.

Каждый год 27 сентября во всем мире отмечается Всемирный день туризма. Его цель состоит в том, чтобы привлекать внимание международного сообщества к важности туризма и его социальному, культурному и экономическому значению. Одним из интересных направлений туризма является событийный туризм, направление сравнительно молодое, но уже доказавшее свою высокую эффективность, особенно в сочетании с агротуризмом. Регулярно проводимые в мире мероприятия, одним из поводов для которого является сбор урожая, традиционно привлекают внимание туристов. А это в свою очередь придаёт импульс развитию экономики страны, привлечению инвестиций и созданию рабочих мест, что особенно важно для сельской местности.

Высокая конкуренция на рынке туристических услуг вынуждает и страны СНГ использовать высокий потенциал событийного туризма в сочетании агротуризма. Особенно высокую популярность получили фестивали и праздники, связанные с цветением и сбором урожая сельскохозяйственных культур.

Узбекистан также активно осваивает это перспективное направление туризма. Сегодня иностранные туристы и жители страны имеют возможность стать участниками национальных фестивалей и праздников, которые приурочены к сбору урожая овощей и фруктов, имеющих высокий рыночный потенциал. Мероприятия событийного туризма активно использует и тему граната. Агротуристический фестиваль «Анор» каждый год проходит в селе Варганза Кашкадарьинской области, где иностранным и местным гостям демонстрируются выращенные сорта гранатов.

Событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. При этом данное туристическое направление имеет хороший маркетинговый потенциал для продвижения продукции аграрного сектора на внешние рынки и для внутренних потребителей. Эксперты считают, что в ближайшем будущем число участников событийных туров значительно превысит число участников экскурсионных туров.

История событийного туризма в нашей стране только зарождается, а вот в развитых странах он уже давно и прочно закрепился в списках наиболее перспективных и рентабельных видов бизнеса. Безусловно, данную сферу трудно отнести к типичному виду быстрокупаемого бизнеса с небольшими вложениями. Здесь придется подождать доходов некоторое время после старта и активно прорабатывать событийную повестку мероприятия, что потребует вложений в подготовку кадров и рекламную активность. Однако, учитывая перспективы развития событийного туризма в нашей стране, которая представляет собой уникальный комплекс исторических, культурных и художественных памятников и традиций, можно предположить, что совсем скоро эта ниша ведения бизнеса, станет отличным источником дохода и поднимет туристическую индустрию Республики Узбекистан на новый уровень.

В конце хотелось бы отметить, что в 2019 - 2020 гг. Общественной организацией Фонд «Agroinnovatsiya» в Республике Узбекистан был успешно реализован проект «Роль инновации в развитии Агроэкотуризма», в рамках которого был запущено пока единственный в своем роде веб-портал: www.agroturizm.uz, где размещена информация о многих агро и экотуристических объектах Узбекистана. Также на портале регулярно размещаются информация касательно агро и экотуризма в других странах, новости, публикации. Отрадно отметить, что всего за 2 года работы, веб-портал уже успели посетить из более чем 130 стран мира, что является хорошим фактором того что людей очень интересует направление агро и экотуризма.

Агротуризм также даст дополнительный импульс узнаваемости и продвижению вкусной продукции полей и садов Узбекистана на внешних рынках.