Почему «Гарри Поттер» – это идеальное рождественское кино? Ч.1

105 прочитали
 Пересматривать «Гарри Поттера» в новогодние праздники для многих такая же традиция, как украшать елку и загадывать желания под бой курантов.

Пересматривать «Гарри Поттера» в новогодние праздники для многих такая же традиция, как украшать елку и загадывать желания под бой курантов. Книги и фильмы о Мальчике, который выжил, подарили нам образ самого сказочного Рождества. Почему же этот христианский праздник играет в мире магии такую важную роль? Попробуем в этом разобраться.

Как создавалась сказка?

Приобретая в 1999 году права на киноадаптацию романов Джоан Роулинг, в кинокомпании Warner Bros. (ВОрнер БрАзерс) едва ли осознавали, насколько успешный проект они запускают. История, от которой в свое время отказалось больше десятка издательств, превратилась в масштабную франшизу. С Гарри Поттером выросло уже не одно поколение, а многие из нас до сих пор ждут письма из Хогвартса.

Про многие экранизации говорят, что “книга лучше”, и киновариант “Гарри Поттера” тоже мог стать лишь тенью оригинальной сказки. На первом фильме лежала огромная ответственность, ведь неудача «Философского камня» поставила бы под сомнение успешность всей грядущей эпопеи.

Но “ВОрнер БрАзерс” удалось найти идеального режиссера. Им стал Крис КолАмбус. У него за плечами уже был безусловный хит, ставший классикой рождественского кино, – «Один дома». В нем постановщик доказал две ключевые вещи. Первая – он может создать атмосферу настоящего чуда даже в американском пригороде. Вторая – он отлично умеет работать с детьми.

Удивительно, но задачи, которые стояли перед Коламбусом в «Гарри Поттере», были почти те же, хоть и в совсем других масштабах. В фильме «Один дома» режиссер должен был создать трогательную, забавную историю, которая смогла бы объединить у экранов всю семью и подарить ощущение сказки. «Философский камень» явно планировался таким же семейным фильмом.

Без чего «Философский камень» не смог бы состояться? Во-первых, без чуткого кастинга. Детей, исполнивших главные роли, искали по всей Великобритании. Один единственный промах стал бы приговором для фильма. Детский кастинг очень специфичен. Его основная задача – суметь раскрыть природную органику ребенка и найти к нему подход. Дети-актеры непредсказуемы и непосредственны, для них съемки – своего рода игра. Поэтому режиссер становится ведущим в этой игре, который обязан поддерживать к ней искренний интерес.

Во-вторых, успех «Философского камня» напрямую зависел от того, насколько зрителей очарует мир магии и волшебства, в котором они впервые окажутся. Создание настроения – всегда одна из самых сложных режиссерских задач. Ее совместно решает огромное количество специалистов: от художника-постановщика и костюмера до оператора и композитора.

Здесь снова стоит отдать должное Крису Коламбусу, который смог собрать вокруг себя первоклассную команду. Художником-постановщиком первого «Гарри Поттера» стал троекратный обладатель «Оскара» Стюарт Крэйг. Именно он создал тот самый Хогвартс, в который мы до сих пор мечтаем попасть. Оператор Джон Сил, еще один обладатель “Оскара”, талантливо запечатлел волшебный мир на кинокамеру. Однако новая сказочная реальность должна была еще и зазвучать. В этом ей помог композитор Джон Уильямс – настоящий маэстро, сочинивший музыку для таких фильмов, как «Индиана Джонс», «Звездные войны» и «Список Шиндлера».

Из талантливой работы множества людей, объединенных общей целью, родился неповторимый мир. А одним из самых сказочных и чарующих событий этого мира стало Рождество.

Рождественская история

Джоан Роулинг органично соединила мир магии с христианской традицией. Осознанно или нет, но в первой книге писательница использовала многие элементы рождественского рассказа, который берет начало с “Рождественской песни” Чарльза Диккенса.

Классический рождественский рассказ несет в себе понятную христианскую мораль. Его главный герой переживает нравственное перерождение. Вспомните злобного скрягу Скруджа из «Рождественской песни». Он находится в состоянии кризиса, страдая от одиночества, на которое сам себя обрек. В финале же Скрудж полностью меняется, становится милосердным и отзывчивым.

К кардинальным изменениям героя толкает встреча со сверхъестественным. Фантастические события - еще один постоянный элемент рождественского рассказа. Так, Скруджу являются призраки Рождества.

Основополагающей особенностью жанра становятся семейные ценности. В некоторых историях персонаж буквально обретает семью или близких людей, в других много внимания уделяется самой идее единства. Рождество закономерно становится событием, которое объединяет героев и раскрывает их лучшие черты. Также среди героев рождественской истории обычно есть ребенок, который страдает, но в финале обязательно будет счастлив. У Диккенса это мальчик Тим, который в конце излечивается от тяжелой болезни.

Рождественские рассказы состоят из трех частей: ад, земля и рай. Иными словами, чтобы выбраться из безнадежной ситуации, герои проходят через земные испытания и в конце обретают счастье.

Как же структура рождественского рассказа проявляется в “Гарри Поттере”? В начале истории Гарри – тот самый несчастный ребенок: мальчик одинок и нелюбим. Его жизнь меняется благодаря сверхъестественным силам, когда его зачисляют в школу чародейства и волшебства. Из ада - чулана под лестницей - он попадает в другой мир, где проходит множество испытаний, и в конце концов оказывается в раю - как в прямом, так и в переносном смысле: в “Дарах смерти” Гарри попадает на небесный вокзал Кингс-Кросс.

Также семья (в широком смысле слова) является, пожалуй, основной ценностью всей истории. С этой точки зрения, Роулинг тоже перенимает традиции рождественского рассказа и полностью разделяет христианскую мораль. Еще в финале первого фильма Дамблдор говорит Гарри о том, что его спасла любовь, таким образом обозначая ее как главную ценность.

Но как же основополагающий элемент жанра – само Рождество? Да, сюжет «Гарри Поттера» не строится вокруг этого светлого праздника, однако ему уделяется немало внимания.

Нравятся наши статьи и видео? Переходи к нам на платформу, чтобы заценить еще и саммари. Саммари – небольшие лекции, в которых мы за 15 минут простым языком рассказываем о сложных, важных и просто интересных вещах.

Слушай саммари «Гарри Поттер и рождественское настроение», чтобы январские выходные прошли по-настоящему волшебно! А еще ты найдешь 500+ саммари про психологию, отношения, карьеру и философию. Подписка на платформу стоит всего 300 руб/мес.