Современный Запад борется с Богом изо всех сил, но шведский фильм "Вторая жизнь Уве" показывает: даже ворчливый старик может научить христианской жизни.
Достаточно посмотреть, во что превратились на Западе рождественские праздники, чтобы прийти к логичному выводу: никаких реальных связей с христианством у людей, променявших Бога на распродажи, скидки и подарки, не осталось.
Но иногда логика подсказывает не самый правильный ответ. Не будем спешить и мы - всё-таки христианские корни Европы настолько глубоки, что продолжают давать свои культурные плоды даже в условиях современного богоборчества.
Плодов этих, конечно, всё меньше. Но они есть - и вкус их оставляет нынешних европейцев в смущённом недоумении пополам с восхищением. Как в случае с фильмом Ханнеса Хольма "Вторая жизнь Уве" (Швеция, 2015).
В шведском городке живёт одинокий шестидесятилетний Уве Линдаль, которого все соседи опасаются из-за ворчливого характера. Полгода назад скончалась его жена Соня. С работы, где он был занят со школы, Уве уволили. И теперь, лишившись смысла жизни, старик решает свести с нею счёты. Но новые соседи меняют как планы Уве на встречу с вечностью и покойной супругой, так и его характер.
Фильмы, подобные ленте "Вторая жизнь Уве", не считаются ныне "высоким киноискусством" и не воспринимаются всерьёз. И пропади оно пропадом, это фестивальное "высокое искусство", лишённое смысла, доброты, красоты. Всего того, ради чего искусство и существует.
Смысл, доброта, красота
История Уве имеет смысл - чтобы в следующий раз, когда захочется буркнуть под нос что-то гадкое в адрес раздражающего пожилого человека, вспомнилась эта история. Что самые неприятные пожилые люди приобрели недостатки и чудачества в результате трагедии под названием "жизнь". И что неизвестно, насколько неприятными стариками будем мы сами, если доживём до преклонных лет.
Рассказ об Уве полон доброты к главному герою и его жизни, отчасти наивной, отчасти глуповатой, отчасти прекрасной, но каждый день трудной и во всём честной.
И этот фильм несёт красоту - история любви Уве и его жены Сони, начиная с первой их встречи в поезде и заканчивая последней встречей в поезде, прекрасна.
В ней нет эффектности, вычурной мелодраматичности и высокопарности. Страшная и глупая ошибка - считать "великими историями любви" сюжеты вроде "Ромео и Джульетты". Подлинное величие в куда более будничных повествованиях: встретились, создали семью, полюбили друг друга (любовь не причина создания семьи, а её многотрудная цель), прожили много лет, съели много пудов соли, состарились... И напоследок кому-то доведётся нести последнее и самое тяжёлое испытание любви - жизнь без любимого человека.
Как шведы евангельскую загадку разгадывали
Но сентиментальными смыслами ценность картины "Вторая жизнь Уве" не исчерпана. Фильм содержит отсылки как минимум к двум фундаментальным христианским принципам.
Первый очевиден - не осуждать человека с ходу, не приговаривать его по внешнему поведению. Призыв через образ ворчливого одинокого старика вспомнить евангельское "правило самосохранения", раскрытое в словах Христа:
Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Мф., 7:1-2).
Второй принцип и сам по себе сложнее для понимания, и в ткань фильма запрятан глубже. Чем дальше зритель знакомится с жизнью Уве Линдаля, тем яснее осознаёт, что перед ним человек каких-то необычных, непонятных и не поддающихся чёткой классификации душевных качеств.
Лишь остающийся в христианском контексте человек вспомнит одно из самых загадочных для толкования изречений Нового Завета - первое из заповедей блаженств:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф., 5:3).
Над пониманием, кто же эти "нищие духом", в чём их "нищета" и почему они близки к Царству Божьему, трудились многие святые богословы. Однозначного "научного" определения нет и до сих пор - лишь единое для христианской традиции осознание, что "духовная нищета" - это способность к вере без излишней рациональности, готовность сердца чувствовать и творить добро, свободу от того, что мешает человеку любить ближнего и Бога.
Всё это нельзя в полной мере отнести к главному герою фильма "Вторая жизнь Уве", но он максимально близок к этому, чему свидетельством десятилетия его жизни. Удивительный пример иллюстрации подлинно библейского смысла в самом что ни на есть светском фильме из откровенно безбожной эпохи.
_____________________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.