25,6K подписчиков

Муфта кондиционера — принцип действия, диагностика, замена

2K прочитали
Муфта в кондиционере — механическое устройство, которое передает усилие от коленчатого вала мотора на компрессор.

Муфта в кондиционере — механическое устройство, которое передает усилие от коленчатого вала мотора на компрессор. Последний отвечает за сжатие хладагента, что является важной частью процесса охлаждения воздуха в салоне автомобиля.

Замена муфты на практике — относительно редкое явление, если сравнивать с ремонтом других деталей. Тем не менее, у нее есть определенный срок службы, по истечении которого климатическая система начинает работать нестабильно.

Устройство и принцип действия

Муфта кондиционера в авто состоит из двух основных компонентов: обмотки электромагнита и прижимного вала. Первая — это катушка провода, создающая электромагнитное поле. Прижимной диск — изделие из металла, прижимается к валу компрессора.

Обмотка электромагнита расположена в центре муфты. Она имеет форму кольца или квадрата. Обмотка электромагнита изготавливается из медной или алюминиевой проволоки. Прижимной диск находится на внешней стороне муфты. Он имеет форму круга или овала.

Муфта в кондиционере — механическое устройство, которое передает усилие от коленчатого вала мотора на компрессор.-2

Когда система кондиционирования включена, на обмотку электромагнита поступает напряжение, создавая поле, в результате чего прижимной вал притягивается к шкиву. Это заставляет компрессор вращаться. Если климатическая система выключена, напряжение с обмотки снимается, и магнитное поле исчезает. Диск отходит от шкива и компрессор останавливается.

В дополнение к этим компонентам, муфта конструктивно может включать следующие элементы:

✅ Срывная пластина — выполнена из металла и находится между шкивом и прижимным валом. Она предназначена для защиты компрессора от повреждений при заклинивании
✅ Защитный кожух может быть выполнен из металла или пластмассы, он необходимо для защиты муфты от повреждений. Последняя крепится к шкиву компрессора посредством болтов или винтов. В зависимости от конструкции авто, она находится в передней части двигателя или в задней части автомобиля.

Муфты бывают двух типов: электромагнитные и электронные. Первые — самый распространенный тип. Просты в конструкции и надежны в эксплуатации. Электронные — это новый тип муфт кондиционера. Они точно контролируют работу компрессора, что может привести к повышению эффективности охлаждения.

Признаки и причины проблемы

Муфта — важный компонент системы воздушного кондиционирования. Она отвечает за передачу крутящего момента от коленчатого вала ДВС на компрессор, который сжимает хладагент. Если муфта ломается, кондиционер перестает работать или функционирует с перебоями.

Признаки, которые могут указывать на неисправность устройства:

✅ Посторонние шумы. При активации устройства в области компрессора может раздаваться стук, скрежет или другой нехарактерный для обычной работы звук. Это говорит об износе подшипника муфты
✅ Пробуксовка шкива. Если при активации кондиционер начинает прокручиваться без вращения самого компрессора, это может свидетельствовать о неправильно отрегулированном зазоре
✅ Повреждения проводки. Если имеются дефекты, это может привести к короткому замыканию или другим проблемам, которые выведут ее из строя
✅ Износ шкива. Даже при правильной работе муфта со временем изнашивается, что приводит к выходу из строя прижимного устройства. Если на нем есть следы износа, это может указывать на необходимость замены детали

Эти признаки — внешние проявления неисправности муфты. Для получения точных данных о неисправностях необходимо выполнить детальную диагностику, которая может включать визуальный осмотр. Нужно проверить систему на наличие повреждений, износа или других дефектов. Также выполняется проверка зазора между валом и шкивом, который должен быть в диапазоне заданных значений. Если он не соответствует требованиям, производится его регулировка.

Муфта в кондиционере — механическое устройство, которое передает усилие от коленчатого вала мотора на компрессор.-3

Проводка муфты должна быть в хорошем состоянии, без повреждений. Если устройство работает нормально, оно будет включаться и выключаться без заеданий и других проблем.

Причин неисправности муфты компрессора кондиционера может быть несколько. Распространенная — износ подшипника. Эта деталь — самый уязвимый компонент. Она подвержен износу из-за постоянной работы. Неправильная регулировка зазора может привести к преждевременному износу подшипника или других компонентов.

Муфта в кондиционере — механическое устройство, которое передает усилие от коленчатого вала мотора на компрессор.-4

Даже при правильной работе муфта со временем изнашивается, из-за чего шкив может выйти из строя. Нестабильная работа кондиционера может быть следствием дефекта изи износа других компонентов системы, например, компрессора или перегоранием реле. Нужно проверить предохранители в монтажном блоке и заменить вышедшие из строя элементы.

Как проверить муфту?

Выполнить диагностику работоспособности муфты можно несколькими способами. Первый: завести мотор и активировать кондиционер. Проверьте, загорается ли индикатор системы кондиционирования на панели приборов. При активации вы должны услышать щелчок, который говорит об активации муфты. Второй человек должен убедиться, что устройство соединяется с компрессором. Если оно исправно, шкив начнет вращаться.

Второй способ: отключить разъем питания муфты. Соедините положительную клемму батареи с колодкой. Если все работает, вы услышите щелчок, и муфта начнет вращаться.

Замена муфты

Автомобиль необходимо установить на ровной поверхности. Отключите аккумуляторную батарею и снимите защиту двигателя, если она установлена. Демонтируйте поликлиновый ремень и генератор (в соответствии с техническими особенностями вашего авто), для этого необходимо отсоединить все провода от устройства. Затем нужно снять компрессор кондиционера. Возможно, для этого потребуется монтировка, если он плотно сидит в посадочном месте.

Когда в системе остался хладагент, шланги от компрессора не нужно отсоединять. При отсутствии фреона для большего удобства лучше все-таки снять патрубки, но проследите за тем, чтобы в них не попадала пыль или грязь. С помощью ключа для прокачки амортизаторов открутите гайку крепления прижимного диска. Будьте осторожны, чтобы не повредить его. С помощью двух отверток аккуратно подденьте диск с двух сторон. Не прилагайте особых усилий, иначе можете погнуть его.

Муфта в кондиционере — механическое устройство, которое передает усилие от коленчатого вала мотора на компрессор.-5

Снимите стопорные кольца,а затем сам шкив. Выполняется демонтаж электромагнита. Он может быть прикручен или зафиксирован стопорным кольцом. Установка новой муфты производится в обратной последовательности. Сначала зафиксируйте малое, после чего — большое стопорное кольцо. Установите прижимной диск, закрутите гайку крепления, поставьте на место компрессор и генератор. Заправьте кондиционер хладагентом, включите и проверьте его работу.

Чтобы продлить срок службы муфты компрессора кондиционера, необходимо регулярно проводить ее обслуживание и диагностику. По возможности очищайте устройство от грязи и пыли. Периодически проверяйте зазор между шкивом и диском муфты, состояние проводки муфты, обращайте внимание на любые шумы, которые появляются при работе. Диагностику компрессора кондиционера рекомендуется проводить не реже одного раза в год.