«С седла мир выглядит лучше».
Поводов посмотреть венгерский фильм «Хадик» хоть отбавляй. Военно-историческое кино – раз. Про Семилетнюю войну (!) – два. Прекрасные костюмы – три. Много боевых сцен, драк, рубки на саблях, стрельбы – четыре. Действительно имевший место эпизод рейда на Берлин – пять.
Да, кино могло бы получиться прекрасным, если бы не…
Вот ей-богу, не понимаю, зачем умышленно проезжаться тяжело груженой телегой по истории там, где этого совсем не требуется для сюжета или развития персонажей. Вам делать что ли больше нечего?
Или всё-таки давайте по порядку? Хорошо.
Итак, в основе сюжета «Хадика» лежит налет австрийского корпуса на Берлин в октябре 1757 года. Рейд возглавлял венгерский генерал Хадик, чьим именем и назван фильм. Разве что по старым книжкам я привык к варианту написания фамилии «Гадик», но это мелочь.
Что там было в 1757 году? Пятитысячный корпус (3 тысячи пехоты и 2 тысячи конницы) просочился между разрозненными кордонами пруссаков, долетел до Берлина за пять суток, лихо провел атаку на ворота и, воспользовавшись паникой гарнизона, слупил с Берлина откупные.
Никакого стратегического значения налет не имел. Впрочем, моральный эффект был. И между прочим на три года раньше нашего, российского налета на тот же Берлин.
Без проблем – хорошая основа для приключенческого фильма. И он бы получился. Имел все шансы. Но…
Да, «но» здесь много.
Во-первых, какое-то отчаянное, самозабвенное надругательство над историческими фактами. Пренебрежение ими из принципа, а не в угоду сюжету.
Главным идеологом набега был австрийский главнокомандующий. В фильме он – категорический противник рейда и совершенно немотивированный враг лично Хадика. С чего? Почему? Зачем?
Сцена штурма Берлина – отдельная песня. Тут ни ума, ни логики, только сплошные вау-эффекты. Генерала фон Рохова зачем-то убили, хотя он себе жил-поживал еще тридцать лет.
Ладно, это пропустим. Но вот финал фильма… Да, держитесь крепче за стулья. В финале после налета на Берлин Мария Терезия подписывает мир с Фридрихом II. Лично подписывает! За столом. Сидя рядом с Фридрихом. А Хадик стоит подле и ухмыляется.
Это же только взвыть и забиться в судорогах. В сравнении с этим финалом меркнут все прочие ляпы. А их там, поверьте, немало.
Но история – Бог с ней, ею можно иной раз и пренебречь, если сюжет интересный, если за героями любопытно следить. Вон Александр Дюма соврать не даст – сам соврет красиво.
Но в «Хадике» как раз с сюжетом, с героями большой напряг. Заглавный персонаж генерал Хадик как-то слабо подходит на роль героя гусарских приключений. Или любовных похождений. Всё-таки почтенный отец семейства и как-никак целый генерал.
В начальной сцене у него вроде бы появляется намек на врага в лице прусского полковника гусар «Мертвая голова». Но далее этот полковник исчезает вплоть до финала. Уж если враг, то хоть бы пусть как-то ловил что ли отряд Хадика, преследовал его, выслеживал, пытался сорвать набег на Берлин. Ничего этого нет. То есть нет конфликта.
Прочие персонажи… Немые какие-то. Что с ними, что без них – никакой разницы. Было бы одинаково пресно.
А ведь исправить ситуацию можно было бы без большого труда. И Бог с ним, с малым бюджетом. К нему я как раз не придираюсь. Просто чуть-чуть поправить сценарий, сделать упор на гусарском капитане, лихом рубаке и бабнике.
Например, можно было бы назвать фильм «Перчатки для королевы», чтобы отвязаться от Хадика (Мария Терезия попросила ей из Берлина перчатки привезти). Назначить главным героем капитана.
Показать его в начале фильма раздолбаем. В середине он, в противостоянии с каким-нибудь злобным пруссаком едва не губит отярд и рейд. А под конец совершает подвиг и справляется.
Банально? Да, до зубовного скрежета. Но эта простая схема хотя бы работает – проверено. А то, что сняли венгры – не работает. Не верите? Пожалуйста, проверьте. Но лично я не советую.
5 из 10