«Диалог у новогодней ёлки». Две разные мелодии на одни и те же стихи, которые нередко путают

1,4K прочитали

Такое бывало нередко: на одни и те же стихи написаны две разные песни. Порой может даже возникнуть путаница. «Диалог у новогодней ёлки» — один из таких примеров. Одни слышали песню в фильме «Москва слезам не верит», другие — в программе «Песня-80». А кто-то — и там, и там.

Такое бывало нередко: на одни и те же стихи написаны две разные песни. Порой может даже возникнуть путаница. «Диалог у новогодней ёлки» — один из таких примеров.

Всё началось со стихотворения поэта Юрия Левитанского, опубликованного в номере журнала «Знамя» за январь 1970 года. В трогательном диалоге, который разворачивается во время новогоднего бала, заключена мысль о недолговечности зимы — и неизбежном переходе к весне, цветению и пробуждению жизни.

Критик Ефим Бершин писал: «Как это часто случается с истинными художниками, именно неисправимый (особенно в последние годы) пессимист Левитанский сумел внушить хотя бы краткий новогодний оптимизм уже нескольким поколениям».

Юрий Левитанский
Юрий Левитанский

А пока... «Что происходит на свете? — А просто зима». И дома спят ранней порою. А в старинном букваре словно оживают картинки вьюги. В строках «Диалога у новогодней ёлки» заключён росток мелодии и ритма. Первый вариант песни на стихотворение Левитанского прозвучал в фильме Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Музыку на стихи задолго до съёмок написал известный бард Сергей Никитин, который занимался музыкальным оформлением картины. В фильме от новогодней атмосферы оригинала фактически ничего не осталось, ведь песня звучит под шашлычок на фоне осенней сцены.

Независимо от Сергея Никитина за те же стихи взялся композитор Эдуард Колмановский. Были ли это раньше или позже, история умалчивает. Песня в ритме вальса, которая сначала называлась «Белая книга», вышла на пластинке в 1980 году и прозвучала в программе «Песня-80» в исполнении Леонида Серебренникова и Валентины Толкуновой.

Версия Сергея Никитина более доступна и проста, больше подходит для дружеских посиделок под гитару. Эдуард Колмановский привнёс в номер эстрадной рафинированности. Но это даже хорошо, что есть два варианта, оба вполне достойны внимания — и помогают проникнуться празднично-философским настроением в момент, когда один цикл жизни под звон курантов вот-вот сменится другим.

«Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и — раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три, раз-два-три!..»

Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!