Найти тему
78,1K подписчиков

День св.Анисьи. Язычество и святость

Святая Анисья Солунская (зимняя)
Святая Анисья Солунская (зимняя)

Во многих культурах, вышедших из язычества и устремившихся к монотеизму, и сегодня сохранены причудливые сплетенья и одного, и другого. Свойства более поздних верований оказываются родом из более древних, присущих еще мифологическому, языческому сознанию предков. На самом деле, в таких хитросплетениях истории и культур куда больше общего, чем противоречивого и разрозненного. Примером тому служит и 12 января - день, одинаково значимый для и древних славян, и для их христианских потомков.

В древних племенах наших предшественников царило многобожие, где духи и божки наделялись отдельными качествами и свойствами. После, в Средневековой Европе, к примеру, им на замену пришли святые, покровительствующие цехам и профессиям, городам и группам лиц. Формат сменился, а суть осталась. В нашей стране особенно прочны такие связи, к примеру, в осетинской культуре, совершенно бесконфликтно сочетающей и элементы нартовского эпоса с его героями и духами – с христианством.

Но и в славянской парадигме много примеров слияния древних поверий и канонического православия. Один культурный обряд может совсем естественно для нашего сознания перетекать в другой, хотя бы они оба и были из «противоположных», когда-то борющихся друг против друга лагерей. Взять ту же Масленицу – торжество славянского языческого мировоззрения, когда древние прогоняли (убивали, если честнее) зиму путем сжигания ее чучела.

Во многих культурах, вышедших из язычества и устремившихся к монотеизму, и сегодня сохранены причудливые сплетенья и одного, и другого.-2

Языческую Масленицу мы с удовольствием проводим и в наши, далекие от многобожия дни
Языческую Масленицу мы с удовольствием проводим и в наши, далекие от многобожия дни

И приветствовали начало новой жизни, ее возрождения – весну. Которая ведь приходила сразу после христианского поста, заканчивающегося Возрождением жизни буквально, с воскрешением Христа.

Вот и отмечаемый 12 января (30 декабря по старому стилю) Анисьин день имеет в своей природе и языческое, и христианское начала. В православном церковном календаре это день памяти святой Анисии Солунской. В нашей дохристианской истории это день предсказаний будущего, «ритуальной» охоты и прочих признаков языческого прошлого, характерного для всего человечества.

Итак, о христианских корнях праздника. Анисия родилась в III веке в городе Солуни в Греции, в богатой христианской семье. Согласно ее агиографии – житии - она рано стала сиротой. Но в наследство получила большое богатство любящей семьи. В те времена по приказу императора Максимиана христиан преследовали, подвергали пыткам и казни. Будучи, как и ее родители, верующей христианкой, Анисия, конечно, знала, что, согласно Писанию, богатые стяжатели не могут попасть в Небесное Царство. Поэтому, оставшись без родителей, но с таким большим наследством, она раздала свои деньги, отпустила на волю всех рабов. Сама же стала помогать нищим, сиротам и тем христианам, которых преследовали и которые томились за веру в тюрьме.

Однажды Анисия шла на молитву и попала в толпу людей, спешивших в языческий храм. Она пропустила их, стремясь проследовать по своему пути, но тут ее приметил один из воинов и обратился к ней, спрашивая, почему это она не с ними. Анисья ответила, как есть - что идет в христианскую церковь.

Во многих культурах, вышедших из язычества и устремившихся к монотеизму, и сегодня сохранены причудливые сплетенья и одного, и другого.-4

Языческий воин, будучи верным слугой своего господина, схватил ее и захотел привести к языческому капищу, где под натиском принудил бы принести жертву. Но Анисия вырвалась, провозглашая имя Иисуса Христа. Разозленный воин вытащил меч и ударил ее – мечом в правый бок. Бездыханная девушка упала на землю. Ее тело погребли другие христиане рядом с городскими воротами и выстроили в память о ней и ее добрых делах дом молитвы.

С тех самых пор ее память и чтут в этот день ее смерти – в середине зимы.

С верой в Христа в нашу страну пришли и жития святых, вместе с преданием о святой Анисье. Но, как это часто бывает при наложении древних аграрных обычаев и такого же аграрного календаря с монотеистическим годовым циклом, день памяти этой святой совпал с языческим народным праздником и обычаем наших земель. Кажущиеся странноватыми обычаи предков имеют свое объяснение и логику точно так же, как в основе памяти святой Анисьи лежит история ее жизни и дел. Т.е у нас в тот же зимний период уже был свой особенный день с устоявшимися традициями. Среди них - охота на диких животных, употребление их в пищу и гадание на свиных желудках. По древнему славянскому обычаю в этот день еще в дохристианскую эпоху резали свиней, кабанов, гусей и варили требуху, в том числе, желудки.

В зимнюю пору в любой культуре праздничный стол украшает жирное, энергоемкое блюдо
В зимнюю пору в любой культуре праздничный стол украшает жирное, энергоемкое блюдо

А прежде чем употребить внутренности в пищу, их использовали для гадания: считалось, что если селезенка или печень свиньи ровная и гладкая — то зима будет суровая; если желудок оказался пустым — холода продлятся долго.

Существовало несколько традиционных рецептов приготовления желудков (или, как их еще называли, кендюхов). Например, их начиняли грудинкой, луком и солью, а потом жарили на огне. Популярен был вареный желудок, также фаршированный — но уже мясом с головы свиньи.

Есть во всем этом потрясающие параллели, снова, скорее объединяющие, а не разделяющие дохристианские обычаи с теми, что пришли в страну уже после принятия христианства. Давайте сложим этот, по сути, хаотичный набор фактов и попробуем проследить кое-какую "причинно-следственную" связь в истоках, традициях и поверьях этих двух, таких разных "инфоповодах" для праздников.

Вспомним, что святую Анисью поразили мечом в правый бок – туда, где у находится печень. Что же мы видим в традициях дня памяти этой святой? Во-первых, среди христиан считается, что эта святая помогает при болезнях печени, органов ЖКТ. Тех, куда ее смертельно ранили. Во-вторых, вспомним, что к дням ее памяти усиливается мороз, да и те самые Крещенские морозы тоже тут как тут. А, как мы помним, для выживания в морозы нужно больше источника тепла, энергии – которую обеспечивает наиболее жирные части туш самых тучных животных. А это и есть – гуси, свиньи, кабаны, и особенно их печень и прочие субпродукты. В народе говорили: «Не проси у Анисьи тепла»; «К Анисье холода пришли» - т.е. надейся только на себя, позаботься об утеплении сам. Потому и принято было и охотиться на кого пожирнее из живности, и заготавливать побольше того, что в их тушках самое энергоемкое. Мужчины устраивали особую забаву — охоту на кабана.

Во многих культурах, вышедших из язычества и устремившихся к монотеизму, и сегодня сохранены причудливые сплетенья и одного, и другого.-6

В случае удачи, вепря несли в деревню на рогатинах, демонстрируя всем жителям. Ведь кабан, как и домашние свинки – самые жирные. А значит, на Анисью вопрос с получением энергии и тепла решен. Происходит нелогичное на первый взгляд, но вполне объяснимое наложение совершенно разных культурных моделей в народном мышлении.

В-третьих, поскольку Анисьин день — это еще и разгар Святок, то традиции языческого и христианского праздников смешались окончательно. Поэтому-то, гадания на самых жизнеобеспечивающих частях добытых туш и принято было гадать уже в самые что ни на есть христианские времена. К тому же, если уж совсем углубляться в параллели, печень и селезенка находятся справа. А право символизирует будущее, предстоящее. Возможно, посему на них и принято было гадать - узнавать то, что предстоит. Но не будем, вместе с тем, натягивать сову на глобус...

Во многих культурах, вышедших из язычества и устремившихся к монотеизму, и сегодня сохранены причудливые сплетенья и одного, и другого.-7

Вот так, подобно тому, как мы отмечаем языческую масленицу – предшественницу поста и последующей Пасхи, как празднуем Рождество, случающееся так близко к дням зимнего солнцестояния; как украшаем вечнозеленую ель, вокруг которой водим совершенно «языческий» хоровод, так и день святой Анисьи с ее причудливыми гаданиями на поросячьих потрошках остается христианским приветом из языческого древнего прошлого.