Найти тему

Взялся за гуж, не случилось – постой *

Ложка дегтя

Сегодня не «Ложка дегтя», а даже не знаю что – наверное, «Поиски смысла», такие редкие в наше время.

В сетях начали корить губернатора за 9 млн, направленных по его прямому указанию Самарской опере на показ в Петербурге спектакля «Мастер и Маргарита». Жест эмоциональный, сделанный «живым человеком», а не функцией. Это вызывает уважение. Причем это жест не фаната оперного искусства: на моей памяти Дмитрий Игоревич в качестве губернатора впервые дослушал оперу от начала до финала.

Да и показ в Петербурге – это не гастроли в «культурную столицу», а демонстрация достижений на Международном форуме культуры, событие, могущее иметь для театра удивительные по силе последствия.

Спектакль создан по музыкальному сочинению петербуржца Сергея Слонимского, ставшего за полувековую историю сотрудничества с ним самарских театра, филармонии, педагогического университета поистине самарским композитором. Он – автор симфонии, посвященной 400-летию нашего города, его оперы регулярно ставились театром, Сергей Михайлович – почетный профессор университета…

Спектакль поставлен лучшим отечественным оперным режиссером – Юрием Александровым. Лет двадцать назад я опубликовал о Юрии Исааковиче текст – «Единственный», и с тех пор мое отношение к его творчеству не изменилось, только оценки, пожалуй, стали еще восторженней.

Это всё – «за». Нужно показывать, но показывать, понимая, что за этим показом восследует.

Помощники губернатора, вернее – лица, ответственные за показ, провалили приглашение на него продюсеров, которые в состоянии способствовать продвижению «Мастера», гастролям спектакля, гастролям театра, созданию на его сцене спектаклей с участием звезд оперного театра. Нужно же какое-то развитие успеха.

Очень странно поработали с прессой: столько внимания к редактору «Музыкальной жизни», несколько десятилетий прямо-таки кипящему ненавистью к самарскому театру (а в итоге опубликовавшем в своем издании текст, полный какой-то брезгливости к самарскому театру), – в ущерб профессиональной критике. Она была – на премьере в Самаре, но, ведь, далеко не вся, если даже только ведущих критиков, наиболее ярких, иметь в виду.

И это – при наличии в театре «фестивального отдела», нескольких служб, занимающихся маркетингом, работой со СМИ и общественностью.

***

Напомню аналог обсуждаемого события: четверть века назад в театре случилась постановка «Видений Иоанна Грозного» Слонимского же с Ростроповичем, Стуруа, Алекси-Месхишвили, Сигаловой, Смелянским.

Обе постановки случились благодаря Светлане Петровне Хумарьян, чьи заслуги в сотрудничестве Слонимского с Самарой переоценить трудно.

Одно отступление. Важное. Пресса об этом скромно умолчала или прессе об этом скромно умолчали: «Мастера и Маргариту» взяли к постановке после убедительных аргументов СП. Худрук театра вышел с предложением сделать постановку оперы Сергея Михайловича «Виринея», уже шедшей на сцене театра – тогда, когда тема становления советской власти в Сибири была куда более актуальной.

Хумарьян предложила три сочинения Слонимского (из числа не имевших сценической истории) и напомнила, что лучшая кандидатура режиссера-постановщика – Александров, нужно с ним договариваться. Юрий Исаакович и сделал окончательный выбор.

Причины принятия «Видений Иоанна Грозного» к постановук тоже имели политический оттенок: губернатор Титов принял решение баллотироваться на выборах президента, и ему понадобилось событие недюжинной для провинции эмоциональной силы. Оттого средств было в достатке. Собрали «команду мечты», и мировая премьера состоялась с прямой трансляцией на канале «Культура», превосходной прессой и комичными пикетами псевдоревнителей отечественной истории.

«Видения…» позволили оснастить театр новейшей аппаратурой – сценической, световой и звуковой. В прочих вариантах продолжения судьбы оперы театр оказался несостоятелен. Как, думаю, и сейчас. Но и осовременивание матчасти – немалый успех (о ремонте здания тогда никто и мечтать не мог).

О сегодняшних политических коллизиях не буду – вы о них знаете не хуже меня.

Нужно ли было устраивать показ? Безусловно, нужно. Но вот заниматься «прорывами», мне кажется, можно, только четко понимая, кто их будет осуществлять. Не губернаторское дело – самому заниматься театральным маркетингом.

А остальным – «если ты не можешь летать, тогда беги, если ты не можешь бегать, тогда ходи, если ты не можешь ходить, тогда ползи, но что бы ты ни делал, ты должен продолжать двигаться вперед». Это бонус от Мартина Лютера Кинга-младшего.

И еще: уверен, менять нужно не мебель. Это я дореволюционный анекдот имею в виду. Времен той еще революции.

* Тут бы надо, конечно, без эвфемизмов, но кто в теме – понял.