2,2K подписчиков

"Gun Frontier" - анимэ, которое не только вестерн, и не только "Галактический Экспресс"

Жанр: экшен, перестрелки, дрыномашество, трагедия, сейнен
Выходил: март – июнь 2002
Английское название: совпадает с японским
Русское название: совпадает с японским
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10

...

Жанр: экшен, перестрелки, дрыномашество, трагедия, сейнен
Выходил: март – июнь 2002
Английское название: совпадает с японским
Русское название: совпадает с японским
13 эпизодов
Оценка: 8 из 10


...Здесь пафос сочится из каждой страницы,
Здесь превозмоганье и гордые лица...


По местности, черезвычайно напоминающей гротескный Дикий Запад передвигается странная парочка: стройный красавец и ганфайтер Харлок, и низенький малосимпатичный мечник Тоичиро. Цель их путешествия не ясна, а средства — любые, что можно добыть револьвером и мечом на Диком Западе. Однако, сюжет начинает развиваться как только к ним присоединяется безумно красивая, женственная, но с некоей тайной за душой изящная Шинунора.

И да, вас не обманули имена. Этот сериал относится к мультивселенной
«Галактического Экспресса 999». И Харлок — это Харлок, Тоичиро — Тоичиро… А при одном взгляде на Шинунору совершенно понятно, что это — Метель. Жаль только — Эмеральды нет.

История просмотра

Если честно, я не могу досканально восстановить, почему вдруг взялась за этот сериал. Если память мне не изменяет, впервые на мои глаза он попался упомянутый Сэмом. Был занесён в мой чудовищных размеров список на просмотр и торчал бы там годами. Но не так давно, Нуар-тян написала про другое анимэ из серии «Галлактического Экспресса 999» и сериал был скачан. А с тех пор — мозолил мне глаза в папке загрузок аниме и под Новый Год я за него таки взялась. Очевидно, что смотрела его не быстро, но и не сказать, чтобы медленно: это был вопрос скорее времени, чем увлечения. Три, четыре эпизода за раз смотрятся «на ура». Да и в целом, сериал оказался намного интереснее, правда, с несколько отстранённой точки зрения, чем казался изначально. Но, обо всём по порядку.

Техническое исполнение

Ещё раз повторюсь: это «Галлактический Экспресс». Из чего растёт моё главное, и чуть ли не единственное техническое нарекание. Я не испытываю никакого удовольствия смотреть на типа смешных человечков (начиная с Тоичиро) с огромными зубами или вообще странно деформированными лицами. Вдвойне не испытываю на контрасте с такими красавцами и красавицами, как Метель (праднон, здесь она Шинунора, но я не могу ничего с собой поделать и буду называть её Метелью и дальше), Харлок и многие другие персонажи. Кстати, почему в русском переводе устоялся «Харлок», когда он Herlock (фамилию ему придумали не случайную) — не знаю.

Вот, и раз уж я заговорила про перевод. Я, конечно, плохо искала, но мне попался вариант, где субтитры начиная с 10й серии не совпадают по названию с эпизодами. Очевидно, делала их какая-то другая команда (не обратила внимания) или другая часть той же команды минимум. То есть, внимание! Надо подгружать вручную. Ну что сказать про перевод? Субтитры вполне приличные, хотя местами заметно: переводчики не уловили тонкость произнесённого. Общий смысл передан, а вот… Ну тот же пафосЪ (который здесь важен!) не уловили. Воюя со слетевшими субтитрами — заглянула и дубляж. Многоголосый. На удивление неплохой: никто не кривляется, не переигрывает, не пищит и так далее. Но и не особо играет голосом. То есть это какое-то смешение многоголосого и одноголосого перевода, причём в стиле даже не Гоблина, а Володарского (PWH). Но в целом — смотреть можно и в дубляже.

Но вернёмся к технике — картинке и звуку. И вот помимо вышеупомянутых дурацких человечков — они обалденные. Ну, хорошо, есть один спорный момент: в сериале чудовищное количество обнажёнки. Но она, для кого-нибудь, возможно и к разочарованию, а для меня — в радость предельно целомудрена. Всё «самое интересное» либо вообще не попадает в кадр, либо очень так ситуативно закрыто волосами, влезшим в кадр углом стула и чем-нибудь вроде. В крайнем случае — нарисовано… это не классическая «цензура» с квадратиками. Это как… детские куклы. Выпуклость есть, но абсолютно ровная. И при этом — тонны не просто «упал в бюст», а женского самопожертвования и мужского насилия, от которого, извините, всё внутри сжимается. Но при этом — целомудренно.

Вообще, это как раз выводит нас на вопрос картинки в несколько другом аспекте. И здесь всё вообще потрясающе. Да, сначала я просто хихикала над тщательным, скурпулёзным заимствованием вообще всех штампов из вестернов. Начиная с классияеских рук, подрагивающих в сантиметре от рукоятки револьвера и всего такого прочего. Но потом пришла к пониманию, что вот настолько именно что скурпулёзная отработка — это уже серьёзно. К тому же всё-таки ужасно талантливо. Застреленные трагические женщины падают изящно. Солнце встаёт, дождь начинается, шляпы падают — ровно тогда, когда надо и очень красиво. Взрывается всё тоже, надо отметить, неплохо. То есть, если бы мы говорили об игровом кино, то работа режиссёра и оператора — просто на «Пальмовую ветвь».

Впрочем, композитор не отставал. Классические мелодии в стиле вестернов может быть и не дотягивают до гения Морриконе, но лишь немного. И опять же — звучат в точности такие и тогда, когда надо. Ну, и сейю. Понятное дело, что «смешные человечки», начиная с Тоичиро, говорят «смешными голосами». Тьфу десять раз! Это НЕ смешно, не забавно и не уместно. Но вот те, кто выглядят нормально… Да, я не знаю сейю этого периода. Но они явно хороши и постарались. Как минимум. Как хорошее — насколько же в образ Такемото Эйджи озвучивает Харлока! И как лучшее — насколько же вплоть до маленьких пауз, интонаций, небольших подъёмов и спусков тембра обалденно Мацумото Рика озвучивает Метель!

Поэтому любителям дубляжа скажу: всё-таки напрягитесь и смотрите версию с субтитрами. Метель невыразимо прекрасна и женственна.

И тем самым мы переходим к обсуждению сюжета. Здесь я не буду отделять ругань и похвалы в свои разделы, потому что они крайне плотно сплетены.

О сюжете и об идеях

Начать можно с того, что поначалу глядя на пока ешё не сильно связанные общим сюжетом истории я боялась, что из этого вестерна таки попытаются сделать ешё один знаменитый, но уже совершенно ненавистный мне штамп. Который «katanas are just better». Однако, нет. И Харлок, и Тоичиро понимают достоинства и недостатки излюбленного оружия. У одного кончаются патроны, у другого — предельно короткая дистанция. И действуют они именно в паре, балансируя достоинства и недостатки каждого. Нет, катаны не «просто» лучше. Они лучше в одних условиях и вообще никуда не годятся в других.

А что у Тоичиро катана из какой-то невозможной стали… Ну, это я к тому, что в реальной Японии с железом, а тем более — полезными дополнениями типа никеля, марганца и т. п. - полный швах. Собственно, это одна из причин, почему Япония так яростно лезла в Корею и Манчжурию. Так что 99% катан сделаны из такого хренового железа, что прямо беда. Но ведь надо пощекотать самолюбие. Ведь хорошо, пусть один кузнец и за огромные деньги таки у нас умеет! Ну, и, собственно, да. И в настоящей Японии были кузнецы и один процент катан (не придирайтесь к цифре, это фигура речи) выкованы просто сумасешдше и из великолепной стали. А, небольшой спойлер — у Тоичиро действительно уникальная катана, выкованная уникальным кузнецом и таки в этом часть сюжета.

Так же я сильно опасалась, что начнётся превозношение японцев как нации. Хорошо-хорошо, сеттинг у нас предполагает, что это какая-то другая планета в другой Вселенной, и там кое-что не совсем так, как у нас. Однако и здесь всё обернулось не так. Японцы, конечно, неплохие товарищи, но тоже со своими прибабахами. И более того — в изрядном количестве даже чисто технических моментов — отсталые. Что весьма погрело мне душу. И отсутствием самолюбования, и опять же грамотной исторической отсылке. Ведь революция Мэйджи — она откуда? От чудовищного технологического отставания. Ну и опять же, есть у нас и гениальные инженеры. Ну, так ведь правда есть!

Конечно же, был страх увидеть и ещё одну, напрямую связанную, штампованную идею. На которой изрядно повернулся (невзирая на свою гениальность) товарищ Миядзаки, но который хотя бы её не слишком афиширует. И которая пышным цветом цветёт во многих сериалах типа «Арджуны». Ненависть к техническому прогрессу. Но и тут — нет. Всё сбалансировано. И Тоичиро мечтает прокатиться на поезде (и пару раз это происходит), и железный конь безусловно потеснит бедную крестьянскую лошадку (правда, здесь речь о транспорте: повозка\автомобиль). Но в целом совсем уж лютой ереси про заветы предков нет. Впрочем, как и бешеного восторга без осмысления происходящего. В общем — грамотно, сбалансированно.

И последнее, что меня несказанно радует. Это же, как ни крути, Америка. То есть с нациями полный компот. Из которого, точнее — из сюжетов таки видно. Авторы помнят и капитана Перри, и кто Хиросиму бомбил, и многие интересные особенности про то, как оружие одного производителя оказывается в руках воюющих на не ими организованной гражданской войне.... Образ американского империализма в сериале раскрыт очень качественно и полно.

Кстати, русский в сериале тоже есть. Не такой обалденно прекрасный, как дядя Юра из гениального
«Planetes», но довольно положительный дядечка. Сначала занимался кое-чем не очень хорошим, но взялся за ум.

О героях и сюжете

И тут тоже можно было бы начать с ругани. Ладно, не будем говорить о том, что красавец и обаятельнейший мужчина Харлок у нас тут на последнем месте в троице.

А вот о сюжете в целом — таки скажу и ругательно. Люди, ну сколько можно строить сюжет на тайной масонской ложей с несменяемым главой (естественно, глубоко травмированным в физиологическом смысле и протезированным)? Не работают такие организации, они обречены на самораспад. Впрочем, уже хорошо: самораспад Организации идёт полным ходом. Однако нет самого главного — лютой грызни между головами. С другой стороны — ну я понимаю, закон жанра. Прекрасную даму похитил злодей.

Кстати, здесь я сразу же сделаю ремарку: отсутствующий финал. Более того, последние кадры — это не климакс, а наоброт, выход истории на другой уровень, даже не «клиффхангер», а начало истории. Но хотя я обычно страшно ругаюсь на подобное — здесь не буду. Потому что этот сериал не только вестерн, но и «road movie». Поэтому финальные слова «путешествие Тоичиро, Харлока и Метель будет продолжаться» - они совершенно правильны и уместны. Да, мы не увидим (разве что в манге и предположительном втором сезоне, который так и не был снят), как наша троица добралась до главного злодея, убила кого следует и освободила кого надо. Но… это другая история. И путешествие продолжается.

Можно бы, да и хочется, вернуться к Харлоку и его последнему месту в троице. Тут я действительно вижу некоторую недоработку. Дело в том, что в «оригинальной» истории про космического пирата Харлока — у него, простите, корабль летал не на каком-то фантастическом люксогене или вполне научном термоядерном реаторе с гелием в качестве рабочего тела. Не-е-ет. Он летал на пафосе. То есть натурально, Харлок сонный и пьяный едва поднимает саблю — корабль не летит. Харлок бодро воздымает саблю и произносит ультра-пафосную речь в стиле Warhammer 40.000 – корабль выдаёт чудеса.

А здесь — гротескный вестерн. Начинающийся и заканчивающийся (каждый эпизод) с просто эпически пафосных фраз. Их надо было бы записывать в файлик для памяти, настолько они пафосны. С миллионами пафосных же штампов из чуть ли не каждого второго фильма. Не только в смысле, что некоторые, типа той же руки над револьвером есть в каждом втором, а в том, что автор посмотрел где-то половину существующих. И если в каком-то фильме был пафосный момент, а уж если это закон жанра вроде несчастной и не слишком высокоморальной женщины (а лучше — ещё и трагически убитой) — можно не сомневаться. Это будет и здесь. Соответственно вопрос: сериал у нас умышленно, принципиально и до гротеска пафосный. В сериале наличествует герой, который генерирует пафос в индустриальных масштабах. Но… не генерирует. Почему?

Впрочем, возможно авторам просто захотелось показать его с человеческой стороны. И да, он очень хорош. Кстати, я была крайне обрадована инверсией обычной «Экспрессовской» расстановки взаимоотношений. Да, кое-что осталось. Метель по-прежнему тепло относится к Тоичиро. Однако это не ведомая почти беспомощная девушка. Ведомая — да. Но потому что это уже откровенно отношения матери и очень активного, даже взбалмошного ребёнка. А с Харлоком у них точно уже взрослые чувства, причём опять же уровня партнёрства равных, но не одинаковых (и учитывающих свою неодинаковость, слабые и сильные стороны). Категорически одобряю инверсию, а в особенности — такие отношения. Именно такие мне особенно по душе.

Ну, и напоследок — Метель. Это просто визг, писк и восторг. Не знаю, отдаёт ли себе отчёт Мацумото Лейджи (автор мультивселенной «Экспрессов»), насколько потрясающую фигуру он создал. Хотя есть у меня весьма не слабое подозрение, что он эту мультивселенную создал для неё одной. Что это сказка, которую он по вечерам читает своей любимой, единственной девушке. А остальные — просто пришли. Как «Обыкновенной чудо» (причём здесь я весьма спокойно отношусь к «исходнику» Шварца, а в экранизации с Янковским, Купченко и Симоновой не успеваю стирать расстроганные слёзы). Волшебник просто хотел признаться в любви своей жене. Рассказать красивую сказку и сделать ей радостно, интересно, приятно. Подозреваю, «Экспресс» - растёт оттуда же. Он рождён для Метели.

И здешняя Метель — наверное самая прекрасная из тех, что я видела. Не только телом, хотя как она двигается, поворачивает голову, да просто движения глаз и век — химически чистая женщина! Да, Метель всегда была не только химически чистой, но и сильной женщиной. Только вот не надо иронизировать, термин «сильная женщина» нынче изрядно обесценен и опошлен всяческим Голливудом. Нет, в этом смысле — тоже. В «Экспрессах» Метель умеет фехтовать. Здесь — может полежать на крыше или за камешком (и, кстати, грамотно перекатываться) с помповиком или револьвером. А может и сделать потрясающе великолепное завершение страшного и мерзкого сюжета:
«- Что за стрельба?
- Этот мужчина напоил меня пивом. Я накормила его пулей» - пряча маленький дерриджер (если не ошибаюсь).

Нет, здешняя Метель — сильная женщина именно в том смысле, что она всегда ведёт себя именно как женщина. С большой проблемой за спиной. Выбирая, извините, чисто женские варианты вплоть до низкой социальной ответственности… если рядом есть мужчина. Мужчины любят стрелять, это у них вообще-то на уровне биологии. Стрелять, спасать прекрасных дам и всё такое. При этом она тоже — не провоцирует своих спутников на спасение себя. Она чисто женскими способами даёт им время подготовиться и выступить как настоящие мужики. А то это даже обидно: мы все из себя таки дядечки, а тут какая-то хрупкая девица устроила массакр за нас и всех положила. И при этом, повторюсь, а когда надо, может и вполне результативно посидеть за камешком с ружьецом. Ну, просто тут уже рук не хватает, не до игр с мужским эго, вопросы плотности огня и прицельного выкашивания превосходящего противника.

Обалдеть, просто обалдеть. Что Метель я люблю и понимаю — я писала ещё в давнем обзоре. Но такой обалденной, по-моему, она не была никогда. И — такого чудовищного разворота термина «сильная женщина» я точно не ожидала. Эх, если б некоторые смотрели анимэ. Впрочем, какая разница? Термин уже извращён и опошлен.

Заключение

Рафинированный пример сериала «не для всех». Причём не в том смысле, что может у вас какие-то особо перекошенные мозги. Нет. Это скорее постмодернизм. Чтобы понять весь смысл — надо хотя бы примерно понять, что за цитата. Чтобы понять, что делает Метель (хорошо, в финале я таки тормозну себя, здесь же её зовут Шинунора) — нужно не просто быть физически довольно взрослым человеком, но и ментально не дитяткой. Чтобы понять, что творится в этих лубочных американских городках — надо знать немного истории, побольше философии и ешё больше — о софистике. Как из своих физиологических и культурологических желаний можно по сорок раз переворачивать любые нормы, принципы и всё что угоднео. Кстати, Метель это делает великолепно. Впрочем, я не скрываю — этот сериал и для меня ода Метель. Жаль, не знакома с прототипом. Или нет. Третья должна отойти.

Послесловие-дисклеймер

Для альтернативно-одарённых, плохо умеющих читать и думать: данный текст касается анимэ-сериала и только его. Наличие манги, новеллы, ранобе, визуальной новеллы или произведения какого-либо другого жанра, сюжет которого в какой-то мере послужил основой для сценария данного сериала – если и было упомянуто, то исключительно для справки, поскольку анимэ-сериал является самостоятельным произведением в другом жанре. Всё, что сказано выше – сказано про сериал и только про него. Желающим прочитать в оценке сериала оценку исходного произведения напоминаю анекдот про «Ерунда эти «Битлз», мне Мойша напел». Направление куда идти – найдёте сами.