8,4K подписчиков

Святая ночь глазами русских художников

Рождество Христово – зримое событие, изменившее историю человечества. Не удивительно, что художники разных эпох и разных стран вновь и вновь возвращаются к этой теме, пытаясь представить, как тогда, в Вифлееме, в самой простой и скромной обстановке появился на свет Божественный Младенец. Попробуем посмотреть, как изображали Рождество Христово некоторые русские художники.

Владимир Боровиковский. Рождество Христово
Владимир Боровиковский. Рождество Христово

Владимир Боровиковский (1757–1825) в работе «Рождество Христово» словно впускает всех – и тех, кто жил в далекий год Христова Рождества, и нас, зрителей своего полотна, – в пространство, где родился Спаситель, делая это пространство максимально открытым (справа – огромный вход). Как будто весь мир становится свидетелем происходящего глобального события. Хотя, казалось бы, совсем бытовая сцена: Мать, пеленающая Младенца. Но эта сцена значима для каждого человека, для всех людей. С другой стороны – этот огромный вход словно подчеркивает беззащитность, уязвимость Богомладенца, Которому в будущем предстоят крестные муки… В работе два ярких световых пятна: особенно светящееся – около Матери и Младенца, и, как его отзвук, менее насыщенное – в правом углу, там, где изображено явление пастухам Ангела, сообщающего: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2:11).

Александр Иванов. Славословие пастухов
Александр Иванов. Славословие пастухов

В работе Александра Иванова (1806–1858) «Славословие пастухов» (1840–1850-е), как и во многих других библейских эскизах художника, – обращает на себя внимание некая светоносность, даже, если так можно сказать, – светостремительность. То, что действие разворачивается в достаточно узком пространстве, между стенами, еще больше усиливает динамизм движения, которое словно начинается на Небесах и развивается, течет, как бурлящая река.

Радость и ликование движущихся в этом человеческом потоке – в ритме поднятых вверх голов, вскинутых рук, которые словно касаются лучей, исходящих сверху. Мы не только видим, а буквально слышим счастливое славословие идущих.

Илья Репин. Рождество Христово
Илья Репин. Рождество Христово

Реалистически точен Илья Репин (1844–1930) в работе «Рождество Христово» (1890): посмотрите, как написаны одеяния Богородицы, праведного Иосифа, предметы быта. Смыслово картина перекликается с типом икон Божией Матери «Умиление», где показана особая нежность отношений между Матерью и Сыном. У Репина Младенец смотрит на Свою Мать, Она обнимает Его, но смотрит и на Него, и дальше, в Себя, словно размышляя о том, что ждет Его на земле... И в уютной семейной сцене становятся слышны нотки трагизма, которые звучат и в иконах «Умиление». Спаситель пришел на землю, но впереди – гибель Вифлеемских младенцев, Его мучения, ужасная смерть, и только потом – Воскресение.

Михаил Нестеров. Рождество Христово
Михаил Нестеров. Рождество Христово

Всё в работе Михаила Нестерова (1862–1942) «Рождество Христово» (1890–1891, эскиз для росписи алтаря северного придела собора св. Владимира в Киеве) строится вокруг Младенца, лежащего в яслях. Все и всё группируется вокруг Того, на Кого показывает свет Рождественской звезды. Изящные плавные линии, стремление к декоративности – черты, характерные для эпохи модерна.

Действие разворачивается не внутри пещеры, а снаружи, куда вынесены ясли с Божественным Младенцем. Вынесены для того, чтобы Ему поклонились пришедшие, вынесены к людям, в большой мир, куда однажды Он должен будет уйти. И это понимает Его Мать: жест Ее руки по направлению к Сыну одновременно и жест материнской нежности, и жест будущего «отдавания» Сына в мир. Она знает, для чего Он пришел…

Гелий Коржев. Мария с Сыном
Гелий Коржев. Мария с Сыном

Гелий Коржев (1925–2012) назвал свою работу 1999 года «Мария с Сыном». В ней – ощутимая почти на тактильном уровне вещность мира картины, его реальность. Как и во многих других работах Коржева – мы буквально осязаем, из чего сделан кувшин, каковы материал корзины, в которой лежит Младенец, качество ткани одежд Марии.

Художник изобразил Деву Марию отнюдь не юной, с руками немолодой женщины, много и тяжело работавшей. В 90-е художник пишет много картин на остросоциальные темы, и каким-то образом пытается осмыслить современность через работы на тему Библейской истории. В том, что Мария у него оказывается старше, возможно, – размышление и о судьбе русских женщин, о том, говоря словами Михаила Исаковского, «какая безмерная тяжесть// На женские плечи легла!..» на протяжении всего ХХ века. Но социальное – это лишь тонкий поверхностный пласт, за которым – главное, глубокое (а уж сознательно это делал художник или нет – значения не имеет). Грузная фигура, немолодые руки – все это подчеркивает ту невероятную ответственность за весь мир, которую приняла на Себя Дева Мария, произнеся се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1:38) Темный (хотя и теплый) фон, серые одежды Матери, аскетичность, бедность обстановки… Работа наполнена любовью и светом.

Елена Черкасова. Рождество
Елена Черкасова. Рождество

Работа современного художника Елены Черкасовой (р.1959) – празднична и радостна. В ней художник использует прием, характерный для иконы: показ разновременно происходящих событий: от явления Аврааму Бога в виде трех Ангелов до Входа Господня в Иерусалим. И в центре – Богородица с Младенцем, слева от Нее – надпись, строчки кондака Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает». Синий фон подчеркивает вселенскость, космичность свершившегося. Некоторые участники событий, бывших до Рождества Христова, изображены развернутыми к центру, а там, где показывается произошедшее уже после Рождества, – все обращены строго направо. То есть Рождество Христово – веха, точка, к которой всё стремилось и от которой потом история начала разворачиваться дальше, уже по-новому.

Кажущаяся простота работ Елены Черкасовой своими корнями уходит к раннему христианству, коптскому искусству, к росписям Каппадокии. И за этой кажущейся простотой – глубина богословских размышлений, стремление художника-христианки как можно точнее сказать о главном…

…Каждый живописец, прикасаясь к теме Рождества Христова, пытается рассказать о ней, используя изобразительные средства выражения, стилистику, актуальные для конкретной эпохи, и вместе с тем всякий раз сердце художника отзывается по-своему. Даже если он задумывает просто постановочную работу на религиозную тему, или пытается решить какие-то более внешние задачи, – сама тема настолько глубока, что – при условии искренности творческой отдачи – она все равно зазвучит глубоко и емко. Так же, как и в поэзии. Рождеству посвящены множество прекрасных стихотворений поэтов разных эпох, но мне хочется процитировать Афанасия Фета – эти строчки отзываются и понятны и ребенку, и взрослому.

Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних,
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник,
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран:
С ней несут цари Востока
Злато, смирну и ладан.

Кадр из мультфильма Михаила Алдашина «Рождество»
Кадр из мультфильма Михаила Алдашина «Рождество»

Оксана Головко