Все киноляпы сериала "Слово пацана". Впечатления о сериале

Обложка к сериалу "Слово пацана. Кровь на асфальте"/©https://www.topnews.ru/wp-content/uploads/2023/08/rotator.jpg
Обложка к сериалу "Слово пацана. Кровь на асфальте"/©https://www.topnews.ru/wp-content/uploads/2023/08/rotator.jpg

До рождения ребенка я был истинным киноманом: практически каждый вечер проходил за просмотром какого-нибудь фильма. Но по-настоящему интересными и стоящими были лишь немногие из просмотренных картин. При выборе фильма чаще всего я опирался на рейтинг «Кинопоиска», а также читал отзывы и рецензии.

Сейчас, когда времени на просмотр кино остается не так много, хочется уж точно не ошибиться в выборе. И поэтому когда весь интернет начал активно обсуждать сериал «Игра в кальмара», то я тоже решил уделить ему своё время и не разочаровался. Так было и со «Словом пацана. Кровь на асфальте» (далее просто «Слово пацана»), который наделал в последние месяцы очень много шума. Признаю: сериал получился интересным и это действительно качественное кино.

Внимание: далее по тексту возможны спойлеры

Если вы не смотрели сериал, то вкратце расскажу, о чем он - об уличной шпане Казани конца 80-х и о том, как связь с преступными группировками искалечила судьбы главных героев сериала. Сериал драматичен и вызывал во мне достаточно сильные эмоции. Всё, наверное, потому, что сам я вырос в 90-е и не понаслышке знаком с царившими в то время законами среди подростков.

Немного личного

С детства я был убежден, что закон и порядочность должны стоять на первом месте, я был эдаким комсомольцем Денисом Коневичем. Я считал, что если в школе старший обижает младшего, то ничего зазорного не должно быть в том, чтобы обратиться за помощью к руководству школы, чтобы вместе навести порядок. Но на практике оказалось, что в школе негласно поддерживали существование «пацанских законов», как и то, что дети сами должны разбираться в выстраивании собственной иерархии. Поэтому регулярно за школой происходили драки «до первой крови», учащиеся разных классов «забивали стрелки» друг другу. Были и разбитые носы, и увечья, но чаще всего на это все закрывали глаза.

Помню, как я стал свидетелем того, как однокласснику парень постарше плюнул в лицо, ударил его и убежал. Я предложил товарищу озвучить проблему классному руководителю, на что он сказал: “Это ты только жалуешься, а я сам разберусь”.

Когда я переехал в Самару, то осознал все «прелести» разгула уличной преступности на себе. Так, в 2000-х в городе было небезопасно передвигаться вечером, а тем более ночью в одиночку: уличные банды нападали на уязвимых прохожих, их грабили, отнимали кошельки и телефоны. Тогда получили распространение и стали интернет-мемами фразы «Деньги есть? А если найду?», «Дай телефон позвонить!», «А ты с какого района?»

В сериале «Слово пацана» очень хорошо показано, какое общественное давление испытывал герой Леона Кемстача Андрей Васильев до того, как он вступил в уличную группировку. Постоянные издевательства и побои, вымогание денег. Хороший домашний мальчик стал чужим среди своих. И ни школа, ни комсомол, ни музыкалка не смогли решить эти проблемы. В итоге мы видим драму превращения домашнего мальчика-музыканта в оторванного бандюгу, живущего по «пацанским законам» со всеми вытекающими последствиями. Сам он в итоге попал в колонию, мама — в психбольницу, а пятилетняя сестра - в органы опеки.

Немного другой мы видим историю героя Рузиля Минекаева (Марат Суворов), которого в начале сериала мы застаём уже ступившим на скользкую дорожку уличного хулиганства, но позже, потеряв возлюбленную и испытав унижение от бывших соратников, он приходит к мнению, что «существуют законы выше пацанских». На мой взгляд, судьба Марата в сериале наиболее успешна.

Достаточно убедительно сыграл Иван Янковский, внук знаменитого актера Олега Янковского. К его герою, отслужившему в Афгане Вове Суворову я даже испытывал некоторую симпатию, ведь даже будучи главой преступной банды, он отстаивал какие-то зачатки справедливости: отстранил от руководства обнаглевшего алкоголика Кощея, вступился за Андрея Васильева, когда тот без спросу у старших наказал убийцу товарища Ералаша.

На мой взгляд, отлично со своей ролью справился Антон Васильев, игравший милиционера Ильдара Юнусовича. Внятные рассудительные диалоги, нестандартные ходы расследования, психологические уловки, которые он применял при общении с подозреваемыми — все это вызвало во мне интерес. Так, чтобы расположить Андрея Пальто к сотрудничеству, он предложил поиграть в компьютерную игру, всегда начинал свои диалоги с одобрения, а заканчивал требованиями. Считаю, что эта роль сыграна убедительно.

При создании сериала в качестве консультанта принимал участие автор книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х» Роберт Гараев, однако несмотря на достаточную степень реалистичности, «Слово пацана» не избавлено от «киноляпов». Перечислю основные из них.

Члены «универсамовской» банды крадут видеомагнитофон и открывают собственный видеосалон. Даже если учесть, что милиция в те годы на многое закрывала глаза, кажется странным, что группировщики надеялись, что после кражи на них никто не обратит внимания. Такой же нелепой кажется и жестокость банды, наказавшей воров за украденный видеомагнитофон. Кровавое месиво из-за хоть и дефицитной, но бытовой электроники выглядит неправдоподобно. Также неправдоподобно выглядит и сцена убийства Желтого Вовой Адидасом. Да, последнего унизили, заставив встать на колени и извиниться, да, девушку его друга подвергли насилию. Но Вова Адидас не выглядит глупым человеком, который не понимает, что на убийство милиция просто так не закроет глаза и это полностью поменяет всю его жизнь.

В седьмой серии психически больная мама Андрея Пальто оставляет на улице пятилетнюю дочь Юлю. Обычно в таком возрасте дети при потере родителей плачут, паникуют, ищут родителей. Но Юля оказалась на вокзале, продает свою шапку за 15 копеек, играет в автоматы, а своему брату Андрею говорит, что не хочет домой.

Часто в сериале мы слышим детский плач: когда Андрей, несмотря на призывы своей мамы, уходит из дома, когда мама Андрея сходит с ума и поджигает свои волосы. Достаточно тяжело воспринимается сцена, когда для нелегального видеосалона из квартиры Андрея Пальто выносится телевизор, а Юля произносит: “А как же мультики”? Но везде, где Юля плачет, почему-то включается плач ребенка младшего возраста (1 — 2 года), хотя может мне показалось.

В последней серии Вова Адидас, зная, что повсюду висят его фотографии на розыск, спокойно угоняет машину и бежит со своей возлюбленной (которую, кстати, сыграла уроженка Сызрани Елизавета Базыкина) и, вместо того, чтобы поскорее покинуть город, спокойно и расслабленно появляется на юбилее отца, которое ожидаемо становится роковым — Вова получает полю в спину от стража порядка Ильдара Юнусова. Так поступают только люди, которые совершенно не ценят жизнь. Для меня эта сцена была неубедительной. Хотя недаром Вова прошел Афган — после войны многие молодые люди тогда получили определенную степень безрассудства.

Группировка «универсамовских» всегда собиралось в одном и том же месте — на городском стадионе. Но почему-то задержать группу смогли только после сдачи подельников Маратом, а до этого толпа группировщиков всегда благополучно убегала при появлении милиции.

Но в целом получилось вполне реалистичное кино, описывающее трагическое время для нашей молодежи.

Так в чем же причина разгула уличной подростковой преступности, которая охватила города России в конце прошлого века? На мой взгляд, их много.

1) Социальная природа человека

Помимо юридических законов, в человеческом обществе в той или иной мере действуют законы животного мира. Биологически человек относится к отряду приматов, а у приматов распространена строгая социальная иерархия. В нашем обществе, несмотря на моральные законы, по-прежнему распространены травля (буллинг), сплетни, унижение человеческого достоинства. Мы на подсознательном уровне пытаемся выделиться, подмяв под себя окружающих. Когда нравственные законы по той или иной причине теряют свою силу, мы можем становиться похожими на животных. «Пацанские законы» - это законы сильных духом бандитствующих особей, которые считают, что обижать слабых — это допустимо, так как они слабые (читай: второго сорта).

2) Проблемы в органах милиции.

В 90-е органы милиции работали с рядом недостатков. На многие проблемы закрывались глаза, имело место покрывание преступности. Народ не мог положиться на милицию, не воспринимал ее как силу, способную защитить. Слышал, как в 2000-х группа подростков, вооруженных пистолетом, подстерегла и ограбила человека в подъезде. Когда тот писал заявление в милицию, то участковый попросил не указывать в заявлении наличие пистолета. Понятно, что в этом случае ограбление стало бы вооруженным ограблением, а это уже совершенно другая статья, которую сложнее проигнорировать. Это весьма показательно для того периода времени.

3) Упадок идеологии

В 80-е в СССР начались по-настоящему тектонические изменения. Народ по инерции повторял коммунистические лозунги, а на деле завидовал благосостоянию Запада, мечтал носить джинсы, жевать жвачку и смотреть голливудские боевики. На фоне такого идеологического раскола КПСС и комсомольская организация теряли авторитет у населения, официальные органы власти не могли предоставить ничего в противовес уличной романтике, подростковому бандитизму.

4) Проникновение воровской культуры во все слои населения

Так исторически сложилось, что за время существования СССР многие люди побывали за решеткой, где царит так называемая воровская культура. Она характеризуется тем, что ее представители считают себя привилегированной прослойкой общества, которая умнее и хитрее других. Воры не должны работать; они объединяются в криминальные сообщества, противопоставляя себя законопослушным гражданам и органам правопорядка. Я вижу явную параллель между феноменом уличных молодежных банд и воровским миром. И там и там есть свой жаргон и кодекс поведения, которые очень похожи.

Может ли «Слово пацана» быть сериалом-диверсией, направленной на возрождение криминальной субкультуры среди молодежи?

На мой взгляд, нет, потому что сериал задумывался как раз как антиреклама, призванная оттолкнуть молодежь от криминальных ценностей. Ведь в нем было показано, как связь с уличными группировками рушит судьбы всех их участников. Однако есть одно «но». Психологи говорят, что в пожеланиях нужно избегать слов с негативной окраской. Например, есть две фразы: «Желаю тебе не заболеть раком и не попадать в ДТП» и «Желаю тебе крепкого здоровья, оставаться успешным водителем». Суть фраз одна и та же, но вторая фраза звучит куда лучше, так как в ней не упоминаются негативные определения. Так и здесь: думаю, что для того, чтобы перевоспитать молодежь, лучше отталкиваться от позитивных примеров, показывать фильмы про успешных людей: ученых, музыкантов, спортсменов.

Но не стоит забывать, что «Слово пацана» - это, в первую очередь, коммерческий проект. Выбирая фильм к просмотру, многие хотят найти что-то из того, что будет держать в напряжении, а в этом смысле описанный сериал весьма удачен. По стилю и подаче он чем-то похож на «Груз 200» Алексея Балабанова. Не исключаю, что кто-то может начать копировать поведение главных героев, но взрослый, осмысленный человек уж точно не станет этого делать.