1,7K подписчиков

Снегопады и массовые ДТП: Новгород, Тула и так далее: виновата погода или человек?

Под Новгородом 8 января произошла массовая автомобильная авария с участием около 50 машин. Печальный результат - четверо погибших. МЧС говорит, что виновата плохая погода: туман, гололед... Вы серьезно? А человек у нас нынче вообще не причем?

Федеральная трасса "Нева"
Федеральная трасса "Нева"

Что меня заставило поднять эту тему?

Я сам с семьей попал в сложные метеоусловия по дороге из Ростова-на-Дону в Москву 2 января. Но сначала поговорим о новгородской аварии.

Авария под Новгородом

Меня, честно говоря, изумили выводы МЧС о том, что в массовом ДТП виновата погода. Ну ладно погода у них виновата всегда. Это у них профессиональное. Но МЧС же должен проводить какую-то информационно-разъяснительную работу. А то так все будут думать, что погода, форс-мажор, божье провидение.

Но на бога надейся, а сам не плошай.

Но Бог с ним с МЧС. Меня больше раззадорило мнение одного участника аварии или свидетеля, в общем какого-то мужика лет 40-50. Показывали по ТВ.

Вот что он говорит. Не дословно:

Видимость была плохая метров 100, туман. Гололед. Но и ехали мы не быстро - 100-110 км в час

Дядя, ты чего? Это называется небыстро?

Есть неписанное правило. Скорость машины в тумане должна быть меньше в два раза видимости. То есть тебе дядечка с твоими ошалелыми глазами, которые говорят "Не я такой, а жизнь такая", - надо было ехать 50 км/ч, ну может 70 от силы, если ты такой опытный.

Но на 100 км в час движение в плотном потоке превращается в игру в рулетку даже на сухой дороге и в ясную погоду.

А тут туман и гололед. Но нет все продолжают нестись в туманную даль с упорством обреченного.

Ну не успеете вы среагировать если что, неужели это не понятно? Не спасут вас никакие автоматы курсовой устойчивости и прочая электронная дребедень. Если у вас какая-то новомодная машина.

Вы может боитесь показаться слабаками? Ну все ехали и я ехал.

Я готов услышать обычный в этом случае аргумент. Виноват конкретный чудак, который неправильно повел себя на дороге. Ну да один виноват, все остальные не причем.

Не хочется даже вдаваться в детали. Вроде там за рулем первой машины, попавшей в аварию, был 70-летний мужик, попросту говоря дед. Что-то там с резиной было не то. И так далее. А может и нет. И все было по другому.

Да, неважно все это. Виноваты на самом деле поведенческие паттерны водителей. Грубо это можно назвать "синдромом леммингов".

Такое сравнение было популярно в нулевых годах. Сейчас о нем как-то подзабыли. Речь идет о сравнении поведения людей с поведением полярных леммингов, которым во время миграции на пути попадается обрыв, но они продолжают маниакально напирать вперед, падать и массово гибнуть.

Под Новгородом 8 января произошла массовая автомобильная авария с участием около 50 машин. Печальный результат  - четверо погибших. МЧС говорит, что виновата плохая погода: туман, гололед...-2

Та же самая картина практически точь в точь, наблюдается на наших загородных трассах. Водитель давит тапку в пол и несется в пургу, гололед навстречу своей и чужой смерти.

Мало того, он тебя еще сзади заморгает, если ты вздумаешь ехать по сложной дороге, включив мозг. Увы, на дорогах мозг включать не принято.

Вот для таких товарищей стоило бы на протяжении трассы установить щиты, с изображением наподобие выше. Может тогда бы у водителей в мозгу подключался полный привод, и начинали бы работать все отделы головного мозга.

Помните о леммингах, товарищи. И будете жить долго и счастливо.

Аварии в Тульской области

Теперь о своей истории. Тут без особых назиданий. Просто иллюстрация того же самого явления, но своими глазами. Ну и еще пара наблюдений.

2 января уже в вечерних сумерках начиная с севера Воронежской области, а может Липецкой, уже не помню, тоже начался снегопад. Вернее начался он раньше, но въезжать в него мы стали под вечер.

Под Новгородом 8 января произошла массовая автомобильная авария с участием около 50 машин. Печальный результат  - четверо погибших. МЧС говорит, что виновата плохая погода: туман, гололед...-3

На трассу успело насыпать, прежде чем снегоуборочные машины выехали убирать. Шли они уступом по три машины, ну и как обычно в таких случаях, самой очищенной полосой оказывалась левая. Она представляла собой две колеи, очищенные до асфальта. Но местами с переметами снега. Правая полоса тоже была очищена, но на ней был слой снега, и по ней в лучшем случае можно было двигаться километров 70 в час. По крайней мере на моем Ларгусе.

Вот по ней я и стал ехать. Ибо на левой полосе происходило то самое, о чем я писал выше. Люди неслись с упорством обреченных на смерть.

Причем там были и дорогие уверенные джипы, которые могут себе позволить двигаться быстро по плохой дороге, но были и вполне себе какие-нибудь "девятки" и "солярисы", на которые смотреть было страшно.

Я всегда на дороге сторонюсь такой ошалелой толпы:

  • Во-первых, редко езжу по зимней заснеженной дороге. И не очень уверенно себя на ней чувствую.
  • Во-вторых, придерживаюсь правила создавать вокруг себя поле безопасности, то есть дистанция, спокойные водители вокруг, ну и так далее.

В конкретной ситуации ничего лучшего для себя, чем медленно ехать по правой заснеженной полосе, я не нашел.

Тем более, что на трассе начали случаться аварии. И мы периодически скапливались в небольшие пробочки.

Одна из таких - на левой полосе упала фура, и в нее добавились еще пяток машин. Но нашем направлении на Москву было все относительно благополучно.

Хуже было на встречке. Там произошла авария, подобная ДТП под Новгородом.

Вот скрин сообщения.

ДТП в Тульской области
ДТП в Тульской области

Эту аварию мы видели по пути. Там у отбойника собралась куча машин. Ну и за ними соответственно могучая пробка.

В скрине говорится, что пострадавших нет. Но это устаревшая версия новости. Было в результате четверо с травмами.

Но самое интересное в конце. Обратите внимание:

Автодор в своем ТГ-канале предупредил, что скорость снижена на этом участке до 60 км/ч. Вот какие молодцы. Еще бы знать это заранее.

И еще бы знать, что у Автодора есть свой Телеграмм-канал, и что в него надо смотреть, когда ты едешь по дороге. Прелестно.

Кстати, на дорогах стояли информационные табло, которые сообщали, что например, скользко, впереди авария, и рекомендуемый скоростной режим. Но ниже 80 км в час там точно не было. По крайней мере на нашем направлении.

Ну и еще один скрин из той же оперы.

ДТП в Тульской области
ДТП в Тульской области

Много разговоров по поводу того, как чистятся дороги. Тем более, что все эти случаи - это дороги платные.

Люди в массе своей предъявляют претензии по качеству и своевременности уборки. А я бы не жаловался. А предложил бы Автодору просто в таких случаях делать проезд по трассе бесплатным.

У меня на этот счет вообще крамольная мысль. Я бы просто перекрывал дороги до тех пор пока погодная ситуация не устаканится. Попали вы в такую ситуацию на дороге, бросьте все, съезжайте с трассы, хоть бы на ближайшей заправке.

А вообще на такой случай надо делать какие-то глобальные парковки. Потому как перегоны в Тульской и Липецкой областях очень длинные и пустынные. Десятки километров едешь и нет никакой цивилизации. Встрянешь на трассе и повторится история с замерзшими на Оренбургской дороге несколько лет назад.

Понятно, что в этой ситуации людям кровь из носу хочется выскочить побыстрее из зоны "турбулентности". Вот и несутся в туманную даль.

Навстречу своей погибели. Помните о леммингах. Ни один суперский водитель на большой скорости в плохих погодных условиях даже на суперсовременной машине не выкрутится, если поток вдруг собьется.

Мне возразят. Да я всегда езжу быстро в плохую и ничего не случалось. Ну это вопрос времени. Может действительно повезет. А может до первой аварии, которая может стать и последней...

А смелость на дороге не нужна, смелость сейчас нужна на другом направлении.

Под Новгородом 8 января произошла массовая автомобильная авария с участием около 50 машин. Печальный результат  - четверо погибших. МЧС говорит, что виновата плохая погода: туман, гололед...-6