Септаккордом называется аккорд из 4-х звуков, который состоит из 1-й, 3-й, 5-й и 7-й ступени. В отличие от трезвучий (1-я, 3-я и 5-я ступень), которые звучат очень однозначно и понятно, септаккорд с появлением 7-й ступени вносит куда более тонкие оттенки и может придать самому мажорному аккорду каплю грусти и ностальгии не меняя при это само качество аккорда (он по-прежнему остается мажорным). Этот эффект можно сравнить с цветами и оттенками — если трезвучия это красный, желтый и синий, то септаккорды вносят огромную палитру новых красок — розовый, оранжевый, бирюзовый и т. д. Такое интересное звучание происходит за счет игры консонанса (мажорное трезвучие) и диссонанса (септима — это диссонирующий интервал).
СТРОЕНИЕ СЕПТАККОРДА
Если начать строить септаккорд на клавиатуре фортепиано или на нотном стане мы сразу может заметить, что строится септаккорд по терциям (все время перешагиваем одну клавишу или пропускаем ноту на бумаге). Но вместо того, чтобы запоминать формулу большая терция+ малая терция + большая терция гораздо удобнее запоминать септаккорды по принципу трезвучия и крайних звуков аккорда (септимы).
Тем более что по таком принципу они и называются — большой мажорный септаккорд (мажорное трезвучие и большая септима), малый мажорный (мажорное трезвучие и малая септима) и т. д.
ВИДЫ СЕПТАККОРДОВ
Среди множества разновидностей существует 5 основных септаккордов, наиболее часто встречающихся:
СептаккордОбозначениеСтроениеБольшой мажорный△, М7, maj7Мажорное трезвучие + большая септимаМалый мажорный7Мажорное трезвучие + малая септимаМалый минорныйmin7, m7, -7Минорное трезвучие + малая септимаПолууменьшенныйø7, m7♭5, −7♭5Уменьшенное трезвучие + малая септимаУменьшенныйo, dim7Уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима
4 из этих септаккордов построены на диатоническом звукоряде (натуральный мажор и минор) и один (уменьшенный септаккорд), который можно встретить в гармоническом миноре и мажор.
4 септаккорда натурального звукоряда:
- Большой мажорный (мажорное трезвучие + большая септима)
- Малый мажорный (мажорное трезвучие + малая септима)
- Малый минорный (минорное трезвучие + малая септима)
- Полууменьшенный (уменьшенное трезвучие + малая септима)
Если представить себе гамму до мажор и построить от каждой ступени септаккорд, то мы увидим все 4 вышеперечисленных септаккорда (некоторые по два раза).
Уменьшенный септаккорд строится уже на более сложных ладах с внутренними альтерациями. Например, мы можем построить его от 7-й ступени в гармоническом миноре, в котором повышается 7-я ступень и таким образом крайние звуки составляют интервал уменьшенная септима (си бекар — ля бемоль).
Чтобы лучше увидеть отличия каждого септаккорда мы построим все 5 видов от одного звука:
знак ‘♭♭’ в последнем примере означает дубль-бемоль и понижает звук на целый тон.
СЕПТАККОРДЫ НЕ ТЕРЦОВОГО СКЛАДА
Мы уже говорили что в большинстве своем септаккорды строятся по терциям, однако существует ряд септаккордов, которые визуально (на нотоносце) выглядят как терции, но на практике за счет альтераций некоторые ступеней звучат как другие интервалы, например как секунда. Такое часто можно встретить среди альтерированных септаккордов доминантовой группы.
В этом примере (прим. 1) мы видим, что аккорд построен по терциям (до-ми-соль-си), однако 5-я ступень повышена и интервал между 5-й и 7-й ступенью образует большую секунду. Этот аккорд также можно встретить в обозначении aug7 (от слова augmented — увеличенный), так как в корне аккорд находится увеличенное трезвучие (большая терция + большая терция).
Прим. 2 тоже относится к доминантовой группе и в этом случае интервал большая секунда образуется между 3-й и 5-й альтерированной ступенью.
В прим. 3 мы видим снова большую секунду между 3-й и 5-й ступенями, однако в этом случае аккорд не относится к доминантовой группе так как интервал между крайними звуками составляет большую септиму.
СЕПТАККОРДЫ С НАДСТРОЙКАМИ
Надстройками называются ступени, которые добавляются к основным септаккордам в качестве дополнительных красок. Например, довольно часто к минорному септаккорду добавляется 9-я (2-я через октаву) или 11-я (4-я через октаву) ступени.
Также часто добавляются альтерированные ступени:
СЕПТАККОРДЫ С ЗАДЕРЖАНИЕМ (SUS4, SUS2)
Аккорды с задержанием (suspended — приостановленный) часто встречаются в гитарной практике. Оба эти аккорда как бы задерживают 3-ю ступень. В sus4 мы берем 4-ю ступень вместо первой, а в sus2 мы берем 2-ю ступень вместо 3-й.
7(Sus4) и 7(Sus2) имеют доминантовую окраску и часто берутся перед доминантсептаккордом:
ОБРАЩЕНИЕ СЕПТАККОРДОВ
Мы немного коснулись более редких аккордов, но сосредоточим свое снимание все же на 5 основных септаккордах и построим обращения каждого из них.
Обращением называется перенос басового тона вверх на октаву. Таким образом все звуки в аккорде остаются одинаковыми, но меняется их порядок. Обращения являются важным параграфом в классической гармонии и позволяют взять один вид аккорда в разных комбинациях. Для септаккордов есть 3 обращения:
- 1-е обращение квинтсекстаккорд (в басу 3-я ступень)
- 2-е обращение терцквартаккорд (в басу 5-я ступень)
- 3-е обращение секундаккорд (в басу 7-я ступень)
Обращение большого мажорного септаккорда:
Сmaj7
Обращение малого мажорного септаккорда:
C7
Обращение малого минорного септаккорда:
Cmin7
Обращение полууменьшенного септаккорда:
Cm7-5
Обращение уменьшенного септаккорда:
Cdim7
РАСПОЛОЖЕНИЕ СЕПТАККОРДОВ
Помимо разных обращений септаккордов мы можем также брать их в разных расположениях. Например, в узком или широком (все зависит от возможностей вашего инструмента). Для наглядности мы покажем на примере клавиатуры фортепиано.
ПРИМЕРЫ
Красным цветом отмечена тоника аккорда
В этом примере (прим. 1) мы берем Cmaj7 в узком расположении как мы часто записываем в нотах. Ноты располагаются по терциям.
В прим. 2 у нас все еще аккорд Cmaj7 и в басу все еще тоника, но ступени расположены уже более широко. Интервал между ступенями составляет уже квинту и сексту и аккорд звучит гораздо шире.
В последнем примере мы видим что аккорд тот же и в басу по-прежнему тоника, однако ступени расположены очень широко. Такое широко расположение позволяет заполнить аккорд дополнительными звуками.
Разные расположения можно брать и на гитаре тоже:
Оба варианта — это аккорд Cmaj7 построенный на 8-м ладу, но первый пример имеет более узкое расположение по сравнению со вторым.
СЕПТАККОРДЫ НА ГИТАРЕ
Когда мы уже знаем как строятся и называются септаккорды, знаем что у них могут быть разные расположения — самое время попрактиковаться и найти их все на гитаре.
Поскольку гитара является позиционным инструментом (одну и ту же ноту мы можем взять несколькими разными способами на разных струнах), мы можем взять один вид аккорда в разных аппликатурах. В данной статье мы покажем 5 видов септаккордов в 6 вариациях каждый (с тоникой на каждой струне).
Maj7 (Большой мажрный)
7 (Малый мажорный)
min7 (Малый минорный)
m7-5 (Полууменьшенный)
dim7 (Уменьшенный)
Уменьшенный септаккорд относится к группе симметричных аккордов. Это означает, что любую из аппликатур можно сдвинуть на 1,5 тона (сыграть через два лада вверх или вниз) и мы получим этот же аккорд, но только обращенный (с теми же нотам, но в другом порядке).
Источник - https://paulseedorenko.com/septakkordy/?ysclid=lr6af0t85z899385280