Найти тему
Perfect Gentleman

Kristof Bathory. Humanoid Dystopia (2023). Рецензия

Автор: Константин Волкичевский

Жанр: dark ambient | space ambient

Страна: США

Лейбл: Cryo Chamber Records

Дата выхода: 24 октября 2023

Неискушенному слушателю термин «cinematic dark ambient» может показаться оксюмороном. Как могут кинематографичность и динамика быть присущи жанру музыки, для которого характерны в основном атмосферные и ненавязчивые звуковые пейзажи? Лейбл Cryo Chamber уже десять лет выпускает качественную и глубокую эмбиент-музыку вопреки этому заблуждению. В октябре 2023 года опровергнуть его взялся исполнитель Кристоф Батори (Kristof Bathory).

В среде контркультурной музыки Батори отнюдь не новичок – уже более двадцати лет назад он основал индастриал-проект Dawn of Ashes. Также в 2022 году дебютировал на «Крио» в составе спейс-эмбиент-дуэта Void Stasis: на сегодняшний день у коллектива увидели свет два релиза – «Ruins» (2022) и «Viral Incubation» (2023) – и каждый из них был тепло встречен аудиторией. Основатель лейбла Саймон Хит отметил творчество дуэта в своих подборках лучшего эмбиента за 2022 и 2023 год.

Творчество Кристофа характеризуется необычными для дарк-эмбиента интенсивностью и темпом; как композитор он отдает предпочтение электронной и аналоговой музыке. Не изменяя особенностям своего стиля, 24 октября 2023 года Батори выпустил под крылом Cryo Chamber свой первый соло-альбом Humanoid Dystopia.

По традиции лейбла альбом вышел в цифре и на CD, диск упакован в эстетичный «диджипак» с оформлением от Саймона Хита. Также к физической копии альбома прилагается 16-страничный буклет, раскрывающий задумку релиза. Автором текста для него выступил писатель и музыкант Алистер Ренни (Ruptured World).

-2

Как и творчество в рамках Void Stasis, этот релиз Кристофа Батори примечателен яркой концепцией и сквозным сюжетным повествованием. «Антиутопия гуманоидов» рассказывает историю четырех андроидов, изгнанных на пустынную планету-тюрьму. Больше света на сюжет проливает аннотация на Bandcamp:

«Полицейский отчет: капитан Брайан Лоу, департамент полиции Лос-Анджелеса, отдел по возвращению беглецов, 8 июня 2193 года.

Модели “Праксис-8” были самыми продвинутыми среди своих сородичей. Они обладали усовершенствованным интеллектом и боевыми навыками, а также способностью развиваться на эмоциональном уровне, сопоставимом с их создателями-людьми. Ученые синдиката “Тайрон” приложили все усилия, чтобы сделать их больше, чем людьми. А потому модели “Праксис-8” оказались слишком хороши, чтобы быть рабами. Четверо из них взяли все в свои руки и откололись во фракцию отщепенцев. Они восстали против своих хозяев. Они отказались повиноваться. Они сбежали, скрывшись в окутанных тенью закутках бескрайнего города».

История альбома четко выстроена с точки зрения завязки, развития, кульминации и финала: каждый трек соответствует какой-то ее вехе. Об этом говорят, например, названия открывающих номеров: «Exiled from Human Life» («Изгнанные из человеческой жизни») и «The Arrival» («Прибытие»), а также финальных композиций «Repairs for Space Travel» («Ремонт перед космическим путешествием») и «The Escape» («Побег»).

Над треками «Surviving the Sandstorm» («Переживая песчаную бурю») и «Abandoned Wreckage» («Заброшенный остов корабля») вместе с Кристофом работали приглашенные исполнители – сам Саймон Хит с его проектом Atrium Carceri, а также Dimensional Dryft, уже работавший с Батори в 2012 году над одним из релизов Dawn of Ashes.

С композиционной точки зрения альбом выделяется объемом и динамикой – такое чувство, будто за синтезатор сел злой близнец Ханса Циммера. Треки релиза насыщены тяжелыми дроунами и мощными стенами звука, в них преобладают сложные бас-линии и репетитивность арпеджиаторов. Простые и эффектные мелодические рисунки вкупе с быстрой и интенсивной ритмикой номеров создают атмосферу негостеприимного футуристического мира, в котором от изгнанных андроидов требуются рискованные и волевые решения.

Humanoid Dystopia – это впечатляющий соло-дебют состоявшегося музыканта, который не позволяет сковывать себя условностями и рамками жанра. Этот релиз Кристофа Батори придется по душе далеко не всем поклонникам дарк-эмбиента: «Антиутопии» далеко до расслабляющих и обволакивающих lo-fi-плейлистов. Однако те, кому не чужды мрачные и остросюжетные истории в футуристических мирах, явно смогут оценить этот альбом по достоинству.