Найти тему
Читающая шепотом

Про революционеров, но не про революцию: "Овод" Э.Войнич

Оглавление

Я закрыла последнюю страницу, долго смотрела в стену, а потом пошла шерстить интернет в поисках фан-групп, продолжений и дополнительной информации: так не хотелось отпускать книгу.

Автор - Этель Лилиан Войнич, сама не раз присутствовала на собраниях политических иммигрантов, а после даже вышла замуж за польско-литовского революционера. Была членом обществ, критиковавших царский режим в России. В Советском союзе была известна, в основном, благодаря роману "Овод", хотя также была прекрасным математиком, композиторшей, переводчицей.

Этель Лилиан Войнич. Вы только представьте, она родилась в 1864, а умерла в 1960! Представьте, сколько она успела увидеть за свою жизнь.
Этель Лилиан Войнич. Вы только представьте, она родилась в 1864, а умерла в 1960! Представьте, сколько она успела увидеть за свою жизнь.

Роман

Книга была написана 1897 году, а уже в 1898 году была переведена на русский и стала популярной сначала в Российской империи, а затем в СССР. Не раз переиздавалась в разных сериях разными переводчиками.

Моя книга. Выпущена в 1968 году, поэтому уже потрёпанная. Купила я её на развале, но теперь думаю, стоит ли покупать издание получше. На обложке костёр революции.
Моя книга. Выпущена в 1968 году, поэтому уже потрёпанная. Купила я её на развале, но теперь думаю, стоит ли покупать издание получше. На обложке костёр революции.

Я хотела прочитать её достаточно давно, потому что в фильме, снятом по книге в 1980 году, снимался Владимир Талашко, и мне было интересно ознакомиться с первоисточником перед просмотром фильма.

В романе рассказывается о подпольной революционной группировке "Молодая Италия", действующей в Италии после Наполеоновских войн, когда Италия приобрела независимость от Империи.

Молодой Артур Бертон, пережив предательство того, в кого верил, "как в Бога", бежит из дома. Все в Италии считают его погибшим. Спустя тринадцать лет подпольная ячейка революционеров, отчаянно нуждающаяся в хорошем поэте-оппозиционере, просит приехать в Италию известного и язвительного Овода. Но кто такой Овод? И что сделал ему всеми любимый кардинал Монтанелли, которого в народе считают святым?

У меня двоякие впечатления от романа. С одной стороны первые две части - а книга состоит из 3 частей - было скучновато читать, история революционеров, которые продумывают восстание, думают, как выгоднее переправить агитационные листовки - это всё же не совсем моё. Но в третьей части накал эмоций резко возрастает, и после финала наступает опустошение - настолько эмоциональная у книги концовка.

Овод в тюрьме (художник Владимир Савадов)
Овод в тюрьме (художник Владимир Савадов)

Главный герой Артур поражает своей внутренней силой. Жизнь изуродовала его, заставила перенести невероятные страдания и лишения, и всё же в нём осталось чувство собственного достоинства, гордость и мужество. Мужество, которое позволяет ему смеяться над своими тюремщиками и влюбить в себя всех стражников тюрьмы. В фан-сообществах книги Артура сравнивают с Павкой Корчагиным (героем романа "Как закалялась сталь"), и, действительно, в них обоих есть стержень, который позволяет преодолевать нечеловеческие испытания.

Но он не только борец за справедливость, но ещё и нежный возлюбленный. И история любви тоже не так проста: девушка, которую он любит, сначала посчитала его предателем, а потом вышла замуж за другого.

И, конечно же, главный конфликт книги - это детско-родительские отношения. Можно ли выбирать между счастьем для страны и счастьем для себя, между верой в бога и сыном, плодом греха, между верой в свободу и отцом, отрицающим этот путь к свободе?

Мне бы очень хотелось сказать, что нужно выбрать идеи Овода или идеи Монтанелли, что один прав, а другой нет, но чёткого ответа нет и не будет. Мне ближе идеи Овода, но и сила Монтанелли, который всю жизнь и вполне искренне вёл себя как святой, меня восхищает.

Прекрасно прописаны в книге и второстепенные персонажи, например любовница Овода цыганка Зитта. Она любит его, но Оводу она безразлична, и всё, что ей остаётся: ждать его из его поездок и думать, вернётся он в этот раз или его поймают.

Язык в книге просто прекрасный. Сначала не чувствуешь всей его красоты среди описаний революционных подпольных будней, в которых обсуждают политические вопросы, и прорывается он только в описаниях природы, но, начиная со второй части, язык становится всё выразительнее и сильнее, а уж финальный монолог Монтанелли и вовсе пробирает до костей. Конечно, отдельное спасибо стоит сказать за это переводчикам.

Экранизации и постановки

В Советском союзе сняли три фильма по мотивам романа: в 1928, в 1955 и в 1980 годах. А после 1980 поставили ещё балет, сняли фильм-балет и записали рок-мюзикл, в котором пели Михаил Боярский в роли Овода и Татьяна Кудрявцева в роли Джеммы.

Постер к фильму 1980 года. В главных ролях Андрей Харитонов, Сергей Бондарчук, Анастасия Вертинская
Постер к фильму 1980 года. В главных ролях Андрей Харитонов, Сергей Бондарчук, Анастасия Вертинская

Выводы

Однозначно рекомендую читать. Думаю, буду ещё перечитывать, возможно, моё мнение относительно героев в будущем поменяется. Но пока я восхищаюсь Оводом - и надеюсь, что такая судьба ни у кого и никогда не повторится.

P.S. Если вам нравится или не нравится обзор, если вы хотите что-то дополнить или поспорить - милости прошу в комментарии, я не кусаюсь. А если заинтересовал канал - не забываем подписываться и ставить лайки