Найти в Дзене
Домик на дереве

Краски осеннего Павловска

Эту статью открывает истинный джентльмен Братец Поползень, с которым я сегодня вспоминаю одну из своих октябрьских птицепрогулок. Как красива золотая осень в Петербурге! Яркий подарок природы, который согревает душу в последующие хмурые месяцы. А один из уголков, где красно-жёлтыми днями можно насладиться в полной мере — это Павловский парк. Я вообще предпочитаю английские, пейзажные, парки, где памятники скульптуры и архитектуры не доминируют над ландшафтом, а органично в него вписываются. Бродишь по тенистым аллеям, по таинственным, практически лесным тропинкам, наблюдаешь за птицами и прислушиваешься к звукам природы, и вдруг перед тобой вырастает мрачноватый Мавзолей или раскрывается вид на долину с храмом Дружбы. Или замечаешь на возвышении уютный маленький амфитеатр, а внизу, у моста — раскрашенную под руину романтичную Пиль-башню. В царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II на месте Павловска был заповедный сосновый бор, куда императрицы и их приближённые приезжали охоти

Эту статью открывает истинный джентльмен Братец Поползень, с которым я сегодня вспоминаю одну из своих октябрьских птицепрогулок.

Как красива золотая осень в Петербурге! Яркий подарок природы, который согревает душу в последующие хмурые месяцы. А один из уголков, где красно-жёлтыми днями можно насладиться в полной мере — это Павловский парк.

Я вообще предпочитаю английские, пейзажные, парки, где памятники скульптуры и архитектуры не доминируют над ландшафтом, а органично в него вписываются. Бродишь по тенистым аллеям, по таинственным, практически лесным тропинкам, наблюдаешь за птицами и прислушиваешься к звукам природы, и вдруг перед тобой вырастает мрачноватый Мавзолей или раскрывается вид на долину с храмом Дружбы. Или замечаешь на возвышении уютный маленький амфитеатр, а внизу, у моста — раскрашенную под руину романтичную Пиль-башню.

Мавзолей
Мавзолей

В царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II на месте Павловска был заповедный сосновый бор, куда императрицы и их приближённые приезжали охотиться. Затем, в 1777 году, Екатерина подарила эти земли своему сыну, Павлу, и его жене, Марии Фёдоровне. Как известно, отношения между императрицей и её наследником были напряжённые, и она намеренно выделила супругам самые отдалённые поместья — Гатчину и Павловск. Однако они были здесь счастливы. Мария Фёдоровна особенно полюбила Павловск и сделала его своим личным семейным раем, обустроив по своему вкусу. И до сих пор в облике Павловского парка ощущаются и эта любовь, и эстетические предпочтения его создательницы, и её жизненный путь с его светлыми и трагическими поворотами.

Конечно, Павловск особенно красив осенью, когда его лиственные деревья окрашиваются во всевозможные тёплые оттенки.

-4

А там, где деревья стоят у реки, вся эта феерия цвета растекается по поверхности воды, словно художница-осень обмакивает в неё свои кисти! В октябре эти фантастические разводы рассекают парковые птицы: часть из них кормится перед отлётом, а часть остаётся впоследствии в Петербурге.

Самец кряквы
Самец кряквы
Он же
Он же
Серая утка
Серая утка

Расскажу про виды водоплавающих птиц, которых мне удалось сфотографировать. Больше всего тут, конечно, крякв.

Кряква
Кряква

Более редкий вид — серые утки. Впрочем, численность этих изящных уточек в Петербурге в последние годы растёт.

Серая утка
Серая утка

Эти бурые утки — свиЯзи. Самцы их в это время носят осенний наряд и практически не отличаются от самок.

СвиЯзь
СвиЯзь

А эти красавцы с крупными тёмно-коричневыми головами — гоголи.

Помимо уток в Павловске встречаются представители отряда журавлинообразных — лысухи. Впрочем, этих хитро улыбающихся чёрных птиц можно наблюдать практически на всех водоёмах нашего города.

Лысуха
Лысуха

На кормушках Павловского парка собираются разнообразные мелкие птицы. В этот раз в мой объектив попали три из шести видов синиц, обитающих в Петербурге.

Это знакомая всем большая синица.

Большая синица
Большая синица

А это — буроголовая гаичка. Можно заметить, что она не съедает зёрна, а собирает аккуратным рядком в клюве, чтобы где-то припасти.

Буроголовая гаичка
Буроголовая гаичка

И одна из моих любимых птиц — хохлатая синица, проворная птичка с озорным хохолком.

Хохлатая синица
Хохлатая синица

Кроме синиц на кормушки слетаются полевые воробьи.

Полевые воробьи
Полевые воробьи

В парке встречаются разные виды дятлов, но самые многочисленные и заметные из них — большие пёстрые дятлы. Повсюду слышны их крики и стук, и если отследить источник звука, то при желании можно легко отыскать на деревьях, особенно сухих, их ярко-красные штанишки или понаблюдать, как парочки дятлов шумно гоняются друг за другом среди деревьев. Одна такая неугомонная пара носилась вокруг меня несколько минут.

Большой пёстрый дятел
Большой пёстрый дятел

А это — тот самый Братец Поползень, изображённый на моей иллюстрации в начале статьи. Я очень люблю этих птиц, таких пухленьких и вместе с тем гибких и элегантных! Их тоже совсем несложно увидеть: они то и дело снуют туда-сюда по стволам деревьев.

Поползень
Поползень

Сойки здесь тоже многочисленны. Правда, фотографироваться они как-то меньше любят, в основном носятся в вышине и очень громко и пронзительно кричат.

Сойка
Сойка

А главной радостью моей октябрьской прогулки, стала встреча с маленьким ёжиком, которой я завершу сегодняшнюю статью. Этот безумно милый зверёк выдал себя лёгким шуршанием, неспеша пробираясь сквозь траву вдоль тропинки, и даже не подумал от меня убегать. Хотя выглядел настороженным.

-20

Вот такая у меня получилась насыщенная и запоминающаяся осенняя прогулка в одном из любимых парков.

Братец Ёжик и Братец Поползень, а также все мои пернатые знакомые и я желаем вам прекрасной зимы и счастливого Нового года!

-21