2023 год преподнес много неожиданностей, реализовавшихся на рынке спецтехники. Этому способствовала общая нестабильность, которую мы наблюдали на протяжении всех двенадцати месяцев. Что конкретно обсуждают эксперты, подводя итоги уходящего года?
Одним из наиболее неожиданных фактов стал застой китайской спецтехники на складах российских дистрибьютеров и дилеров. По данным, которые обнародовали эксперты «ВТБ Лизинга», 11 000 седельных тягачей и 6 500 самосвалов пылятся в ангарах, дожидаясь своего часа. В список компаний, не до конца сбывших свою продукцию, вошел лидер рынка иномарок Shacman. В конце ноября не было распродано 2 000 их тягачей и 2 500 самосвалов. Статистика «Автостата» беспощадна. Компания реализовала всего 1 700 машин за ноябрь, в то время как раньше продавала по 900 тягачей и 1 200 самосвалов ежемесячно на протяжении последнего полугода.
Между тем, если проанализировать ситуацию в экономике и сопоставить результаты с тем, что мы видим на рынке спецтехники, удивляться не приходится. Существуют объективные причины спада торговли, которые отметили представители «КАМАЗа», а также озвучил гендиректор ГК «ВТБ Лизинг» Антон Мусатов. Речь идет об увеличении утильсбора, постоянных колебаниях курса валют, подъеме ключевой ставки, повлекшим за собой рост лизинговой ставки. Избыточное предложение на рынке тяжелой техники подтвердил и директор департамента коммерческого транспорта ГК «Автодом» и ГК «Автоспеццентр» Владимир Желобов. Он согласился со всеми факторами, мешающими торговле и перечисленными коллегами, а также добавил, что в начале года рынок ждет стагнация, так как снижение ключевой ставки не предвидится.
Хотя "китайцы" простаивают, общие продажи грузовиков в 2023 году побили все рекорды. «КАМАЗ» оценил количество реализованных машин в 137 000 и сделал прогноз на 2024 год, согласно которому этот показатель снизится примерно до 110 000 штук, что не помешает ему остаться рекордным с 2012 года. «Автостат» называет еще одну цифру. 131 200 проданных машин, вес каждой из которых превышает 3,5 тонн.
Нужно отметить, что лидером отечественного автопрома в области спецтехники в уходящем году стал «КАМАЗ». Эксперты «ВТБ Лизинга» утверждают, что в будущем году концерн окажет рост в сегменте тягачей. По крайней мере, таких результатов они ждут в течении следующих нескольких месяцев. Представители «КАМАЗа», в свою очередь, обещают в несколько раз умножить производство и продажу техники линейки К5, которая на данный момент является у них самой новой и актуальной.