Найти тему

Рука в руке Сильфида и Пахита

Одноактные балеты «Шопениана» и «Большое классическое па из балета “Пахита”» вновь на Исторической сцене — 13 и 14 февраля. Абсолютно различные по духу, эти балеты не только прекрасно дополняют друг друга, но и способны существовать в тесном логическом единстве.

«Шопениана» Лина Шевелёва; Евгения Образцова, Артём Овчаренко, Екатерина Крысанова (трио в центре), Кристина Кретова; Татьяна Тилигузова. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.
«Шопениана» Лина Шевелёва; Евгения Образцова, Артём Овчаренко, Екатерина Крысанова (трио в центре), Кристина Кретова; Татьяна Тилигузова. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Поставленная в первой половине XX века «Шопениана» является великолепным образцом стилизации воздушных романтических балетов, предшествовавших эпохе Мариуса Петипа. Неслучайно в этой программе она идёт первым номером, олицетворяя собой и предтечу балетов Петипа и того нового, что пришло ему на смену.

«Шопениана» — первый и почти случайный шедевр Михаила Фокина. 26-летний хореограф поставил его за три дня для обыкновенного благотворительного спектакля, каких в Петербурге устраивалось сотни, чтобы разбавить новинками набивший оскомину классический репертуар.

«Большое классическое па из балета “Пахита”» Пахита – Алёна Ковалёва. Люсьен д'Эрвильи – Егор Геращенко. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.
«Большое классическое па из балета “Пахита”» Пахита – Алёна Ковалёва. Люсьен д'Эрвильи – Егор Геращенко. Фото Дамира Юсупова/ Большой театр.

Фокин первым заставил осознать своих современников-интеллектуалов, что балет способен передавать движения души, неподвластные ни одному другому искусству. «Шопениана» — получасовой спектакль, в котором отсутствует какой-либо драматический сюжет. Сегодня «Шопениана» является одним из самых известных балетов в мире: его ставят не только академические театры, но и крошечные балетные студии.

«Шопениана». Сцена из спектакля. Фото Батыра Аннадурдыева
«Шопениана». Сцена из спектакля. Фото Батыра Аннадурдыева

«Пахита» — так кратко называют сегодня Большое классическое па на музыку Людвига Минкуса из одноименного балета Мариуса Петипа. Это балет о юной красавице, похищенной в детстве цыганами, которая в результате множества происшествий обретает потерянных родственников и выходит замуж за давно влюбленного в нее молодого дворянина.

Сам балет дожил до начала двадцатых годов XX века и теперь уже прочно забыт. Но у Гран па судьба сложилась счастливо: оно и сейчас украшает репертуар многих театров мира, оставаясь столь же любимым и популярным, как и столетие назад.