Найти тему
Вчера и Сегодня

27 декабря или колхоз - дело добровольное?

27 декабря 1929 года И.В. Сталин, на заключительном пленарном заседании всесоюзной конференции аграрников-марксистов, выступил с речью “К вопросам аграрной политики в СССР”. Именно в этой речи генеральный секретарь ЦК ВКП (б) теоретически обосновал необходимость и возможность изменения существующего уклада сельских районов Советского Союза и “замены кулацкого производства, производством колхозов и совхозов”. Была провозглашена новая линия партии, которая предполагала “ … провести решительное наступление на кулачество, сломить его сопротивление, ликвидировать его, как класс…” Окончательно упразднялся НЭП (Новая Экономическая Политика), как вынужденная мера, временно ведённая Лениным с целью противостояния голоду и разрухе, воспринимавшаяся как отступление от классовой борьбы за диктатуру пролетариата.

Так начинается “ классовая борьба” в деревне, приведшая к депортации сотен тысяч крестьян (по (более 1,8 миллиона) и повлекшая за собой окончательное насильственное разрушение традиционного способа агропроизводства. Именно в эти годы родилась и впоследствии стала известна каждому советскому гражданину пословица – “Колхоз – дело добровольное. Хочешь – вступай, не хочешь – корову заберём”. Был открыт “ящик Пандоры”, развязавший руки комбедам (комитетам бедноты) и прочим сельским активистам, получившим право путём насилия отнимать имущество более зажиточных сограждан, возможности сведения личных счётов и, зачастую, просто демонстрации индивидуальных садистских наклонностей.

Доклад тов. Сталина был напечатан в газете “Правда” № 309 от 29 декабря 1929 года, после чего наступает торжество беззакония, принуждения и репрессий. Никаких прописанных критериев относительно того, кого можно считать кулаком конечно-же не было, и в кулаки попадали те не, кто при производстве продукции использовал наёмную рабочую силу (более 50%, кажется), но и те, кто своим личным трудом добивался существенного улучшения собственного материального положения. Смог выкормить и вырастить скот – сдавай в колхоз, приобрёл качественный сельскохозяйственный инвентарь – отдавай комбеду, сумел построить вместительный и достойный дом – передавай колхозу, а сам выметайся на улицу!

-2

Крестьянин, в подавляющем большинстве своём, – индивидуалист. Всегда степень величины урожая определялась степенью вклада личного труда. Вспахал вовремя, вовремя засеял – молодец! Значит будет хороший урожай. Поленился, не успел – значит получишь мало (если вообще что-нибудь вырастет). Ухаживаешь за инвентарём – значит и работа будет качественной, и результат будет. Не бережёшь инвентарь – замучаешь себя и скотину, и всё равно качественно не сделаешь работу. Это не вопросы классовой борьбы. Это обычные ежедневные жизненные вопросы, для решения которых невозможно приставить надзирателя к каждому крестьянину. Только индивидуальное (личное) вознаграждение может быть мотиватором индивидуальной ответственности. Теперь крестьянину предлагалось отказаться от личного (индивидуального) вознаграждения, разделяя его с … колхозом. Таким образом окончательно рушилась мотивация крестьянина к труду и, соответственно, к качеству его жизни (стоит ли удивляться спивающейся в дальнейшем, деревне). Созидательное заменялось потребительским безразличием, на которое невозможно повлиять и которое, рано или поздно, станет разрушительным, соответственно – гибельным.

-3

Такая перспектива, конечно же, не могла устраивать крестьянские массы, но сил к сопротивлению после разрушительной гражданской войны, продразвёрсток, подавленных крестьянских восстаний и т.п. не было. Село медленно и верно шло под нож.

Эта вакханалия продолжалась бы, по всей вероятности до полного истребления крестьянства, как вида, и грозила оставить без продовольствия всю страну, в том числе и активистов-мучителей. В кратчайшие сроки дело приняло столь серьёзный оборот, что уже 2 марта 1930 года в газете “Правда” № 60, появляется статья всё того же генерального секретаря ВКП (б) И. Сталина “Головокружение от успехов”, в которой признавалось наличие “перегибов на местах”. Таким образом, под прикрытием победоносного шествия коллективизации, несколько урезонивались самые отъявленные садисты, хотя реальной ответственности и наказания за свои действия они, разумеется, не понесли. Чуть поумерив пыл, они продолжили “борьбу за советскую власть”, и в кратчайшие сроки бодро рапортовали об успешности, сплошной коллективизации и окончательном решении “кулацкого вопроса” в деревне. Теперь осталось почивать на лаврах и “бороться” за выполнения плана заготовки и сдачи зерна государству. Они и боролись, выметая подчистую всё, что было возможно вымести, в том числе и посевной фонд, ради выполнения плана.

-4

Результат не заставил себя ждать. Уже в 1932-1933 году в хлебных регионах начался … голод. Отнимали последние крошки. Тех, у кого уже нечего было отнимать пытали и мучали так, как совершенно невозможно представить себе современному человеку, удовлетворяя свои садистские аппетиты. Для сомневающихся приведу выдержки из письма М. Шолохова Сталину от 4 апреля 1933 года о раскулачивании. (далее – цитатs из письма).

“В Плешаковском колхозе два уполномоченных вызывали в комсод, по одному, колхозников,

между пальцев клали карандаш и ломали суставы, а затем надевали на шею веревочную петлю и вели к проруби в Дону топить

В Грачевском колхозе уполномоченный РК при допросе подвешивал колхозниц за шею к потолку, продолжал допрашивать полузадушенных, потом на ремне вел к реке, избивал по дороге ногами, ставил на льду на колени и продолжал допрос.

В Базковском колхозе выселили женщину с грудным ребенком. Всю ночь ходила она по хутору и просила, чтобы ее пустили с ребенком погреться. Не пустили, боясь, как бы самих не выселили. Под утро ребенок замерз на руках у матери. Сама мать обморозилась.

В Ващаевском колхозе колхозницам обливали ноги и подолы юбок керосином, зажигали, а потом тушили: "Скажешь, где яма? Опять подожгу!" В этом же колхозе допрашиваемую клали в яму, до половины зарывали и продолжали допрос.

В Наполовском колхозе уполномоченный РК кандидат в члены бюро РК Плоткин при допросе заставлял садиться на раскаленную лежанку. Посаженный кричал, что не может сидеть, горячо, тогда под него лили из кружки воду, а потом "прохладиться" выводили на мороз и запирали в амбар. Из амбара снова на плиту и снова допрашивают.

В Лебяженском колхозе ставили к стенке и стреляли мимо головы допрашиваемого из дробовиков. Там же: закатывали в рядно и топтали ногами.

В Варваринском колхозе секретарь ячейки Аникеев на бригадном собрании заставил всю бригаду (мужчин и женщин, курящих и некурящих) курить махорку, а потом бросил на горячую плиту стручок красного перца (горчицы) и не приказал выходить из помещения.

В Архиповском колхозе двух колхозниц, Фомину и Краснову, после ночного допроса вывезли за три километра в степь, раздели на снегу догола и пустили, приказав бежать к хутору рысью.

В Кружилинском колхозе уполномоченный РК КОВТУН на собрании 6 бригады спрашивает у колхозника: "Где хлеб зарыл?" — "Не зарывал, товарищ!" — "Не зарывал? А ну, высовывай язык! Стой так!" Шестьдесят взрослых людей, советских граждан по приказу уполномоченного по очереди высовывают языки и стоят так, истекая слюной, пока уполномоченный в течение часа произносит обличающую речь. Такую же штуку проделал Ковтун и в7 и в 8 бригадах; с той только разницей, что в тех бригадах он помимо высовывания языков заставлял еще становиться на колени.

В Солонцовском колхозе в помещение комсода внесли человеческий труп, положили его на стол и в этой же комнате допрашивали колхозников, угрожая расстрелом.

В Верхне-Чирском колхозе комсодчики ставили допрашиваемых босыми ногами на горячую плиту, а потом избивали выводили, босых же, на мороз.

В Колундаевском колхозе разутых до боса колхозников заставляли по три часа бегать по снегу. Обмороженных привезли в Базковскую больницу.

Там же: допрашиваемому колхознику надевали на голову табурет, сверху прикрывали шубой, били и допрашивали.

В Базковском колхозе при допросе раздевали, полуголых отпускали домой, с полдороги возвращали, и так по нескольку раз.” (конец цитаты).

Когда читаешь эти строки – не веришь, что такое вообще может происходить среди людей! Тем более людей одного языка и общей культуры. Вряд ли можно обвинить Шолохова в нелояльности к советской власти или (уж тем более) поклёпам на неё.

В том же письма Шолохов указывает, что (цитата) “Из 50 000 населения голодают никак не меньше 49 000”.

-5

Бдительный читатель, конечно же, заметит, что события этого письма происходят гораздо позже 1929 года и, возможно, даже выдвинет какие-то обвинения в передёргивании, и т.п., но… Стоит ли сомневаться в том, что методы 29-го и 30-го года, вызвавшие статью о головокружении, были не менее жестокими и бесчеловечными.