Углубление связей между Китаем и Саудовской Аравией стало заметным после теплого приема китайского лидера в Эр-Рияде, где для него расстелили не красную, а фиолетовую ковровую дорожку.
Этот благосклонный прием стал символом углубления связей между Китаем и Саудовской Аравией, которая долгое время считалась ближайшим союзником США на Ближнем Востоке. Но с некоторых пор Пекин стал активно склонять королевство на Восток, к чему и лидер Саудовской Аравии Мухаммад бен Салман, похоже, открыт.
Одной из целей сближения двух стран стали попытки бросить вызов глобальному доминированию доллара, в частности, путем торговли нефтью и газом в юанях. Дело в том, что с 1974 года Саудовская Аравия полностью вела торговлю нефтью в долларах. Но уже в ноябре прошлого года Китай совершил прорыв, и обе страны подписали соглашение о создании линии валютного свопа на 50 млрд юаней, согласно которому Саудовская Аравия получила свободный доступ к поставкам юаней по установленному обменному курсу, и такую же возможность получил Пекин в отношении саудовских риалов.
Данная сделка стала важным поворотным моментом: если торговля нефтью и газом КСА с Китаем будет осуществляться в юанях, такая торговля выйдет за пределы западной финансовой системы и не будет подлежать санкциям, несмотря на то, что сумма 50 млрд юаней в принципе небольшая. Символ такой сделки состоит в том, что она дает сигнал мировому сообществу, что Саудовская Аравия готова использовать юани. Так уже сделала другая страна и крупнейший партнер Китая по торговле нефтью — Россия.