3,4K подписчиков

И.С.Бах - 45 хоральных прелюдий

 Bach, Иоганн Себастьян Бах, И. С. Бах, Бах. По установившейся в немецкой музыке традиции все 45 прелюдий "Органной книжечки" сгруппированы Бахом согласно важнейшим праздникам церковного года.

Bach, Иоганн Себастьян Бах, И. С. Бах, Бах.

По установившейся в немецкой музыке традиции все 45 прелюдий "Органной книжечки" сгруппированы Бахом согласно важнейшим праздникам церковного года. Первые 14 хоралов образуют маленький рождественский цикл; за ним следуют пять новогодних прелюдий; хоралы с номера 20 по 26 предназначены к исполнению на страстной неделе; следующие шесть хоралов объединяются в миниатюрную пасхальную ораторию; последние 13 прелюдий связаны с праздником святой Троицы.

Хорал "Non komm der Heiden Heiland" ("Гряди, спаситель народов"), открывающий цикл рождественских прелюдий, является своеобразным прологом ко всей "Органной книжечке". Заложенная в тексте хорала идея самопожертвования человека ради счастья других - тема, всегда глубоко волнующая Баха, - раскрывает в музыке, полной достоинства и скрытой печали. Это поступь человека, осознающего свой долг.

Обработка рождественских хоралов № 2-11 близки по настроению. Все они посвящены одной теме - радости по поводу рождения Христа. С удивительным мастерством Бах передаёт тончайшие оттенки настроения: от умиротворённого и возвышенного покоя до полных солнечного света торжественных звуковых картин. Здесь и чарующие слух звенящие регистры колокольчиков, символизирующие стройное пение ангелов, и восторженные славящие юбиляции радостно оживлённого многоголосного хора.

Если текст хорала предоставляет такую возможность, Бах пользуется элементами звукоизобразительности. Так, в обработке старинного духового гимна "Puer natus in Bethlehem" рассказывающего о поклонении волхвов, басовый голос, иллюстрируя текст, неизменно повторяет нисходящую мелодическую фигуру поклонения.

Три последние рождественские прелюдии 12-14 направляют нас к образам сурово-сосредоточенным, озарённым печальным светом. Так Бах воплощает в музыке тему человеческой смерти, по-разному раскрытую во всех трёх хоралах.

Новогодний цикл открывается прекрасной по звукописи прелюдией "Helft mir Gottes Gute preisen" ("Помоги мне восхвалять доброту божью"). Сопровождающие хорал голоса, сотканные из начальных звуков хоральной мелодии,

А. Швейцер:

- "Как бы неустанно призывают провозглашать славу".


Глубокий образный контраст объединяет две следующие хоральные обработки - "
Das alte Jahr vergangen ist" ("Старый год прошёл") и "In dir isl Freude" ("В тебе радость"). Первая из них - скорбные размышления человека в сумерки последнего в году вечера. Бах превращает хоральную мелодию в выразительнейший речитатив, полный благородной сдержанности. Свободно льющаяся речь поддерживается неспешным движением остальных голосов. Они основаны на хроматическом мотиве, который всегда у Баха связан с образами страдания и скорби.

И сразу светлая солнечная радость новогодней песни "In dir ist Freude" - одной из самых монументальных прелюдий в "Органной книжечке". Гимническая хоральная мелодия, поддерживаемая энергичным и волевым басовым мотивом, окружается жизнеутверждающими ликующими юбиляциями.

Новогодние прелюдии "Mit Fried und Freud ich fahr dahin" ("С миром и радостью я отхожу") и "Негг Gott, nun schlieb den Himmel auf" ("Господи, отвори врата вечности") своим настроением подготавливают переход к хоралам страстной недели, посвященным трагическим событиям христианской истории.

Тексты хоралов, рассказывающие историю гибели Христа, дают Баху возможность нарисовать музыкальными средствами картины искренних и глубоких человеческих страдании.

Настроение всей группы страстных хоралов определяет первая прелюдия - "О Lamm Gottes, unschuldig" ("О, невинный агнец божий"), повествующая о безвинности страдальца, из любви к людям принявшего смерть. Строгий и суровый хоральный напев её, изложенный канонически в средних голосах, окружается печальными нисходящими интонациями вздоха.

Безусловно, кульминацией этого маленького цикла является прелюдия "О Mensch, bewein dein Sunde gross" ("О человек, оплакивай свой тяжкий грех"). Эта изумительная в чистоте своей музыка, неторопливая, полная внутренней сосредоточенности. Исключительные по красоте гармонии сопровождения поддерживают свободно и бесконечно развертывающийся хоральный напев-монолог. Для исполнения хорала в этой прелюдии органисты обычно избирают тембр флейты инструмента, который с древнейших времен является символом самой глубокой, самой искренней скорби. Чрезвычайно выразительны заключительные такты прелюдии: обессиленно ниспадает горестный хроматический мотив, призванный изобразить смерть Иисуса на кресте.

Группа пасхальных хоралов объединена темой воскресения Христа. Прелюдия "Christ lag in Todesbanden" ("Христос спал в оковах смерти") и "Jesus Christus, unser Heiland" ("Христос, наш спаситель") ещё принадлежат образной сфере страстных хоралов.

Перелом в настроении связан с хоралом "Christ ist erstanden" ("Христос воскрес"). Идею воскресения, возвращения к жизни Бах передаёт простым, но выразительным приемом через постепенно всё более и более радостное оживление сопровождающих хорал голосов. В последующих пасхальных прелюдиях № 30-32 преобладают уже торжественно-приподнятые светлые краски.

Цикл хоральных прелюдий на Троицу включает самые разные по тематике и настроению пьесы.

Интересно композиционное решение прелюдии "Dies sint die heil'gen zehn Gebot" ("Это десять святых заповеден"), Бах прибегает здесь к приему, уже ставшему традиционным в обработке этого хорала. Басовый голос, символизируя десять заповедей, десять раз повторяет первую интонацию хоральной мелодии. Обработать хорал в старинном, несколько жёстком, аскетически строгом стиле Баха, видимо, заставил сам текст хорала, призывающий к неукоснительному соблюдению незыблемых церковных догм.

Хорал "Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ" ("Взываю к тебе, господи") - одна из самых возвышенных и проникновенных страниц "Органной книжечки". Особая напряженность и внутренний трагизм этой прелюдии заложены в контрасте печальной, очищенной от всякой вычурности хоральной мелодии и мужественного в своей сдержанности баса.

По-своему символичны и значительны две прелюдии, завершающие сборник: "Alle Menschen mussen sterben" ("Все лоди должны умереть") и "Ach wie nichtig, ach wie fluchtig" ("Ax, как ничтожно, как мимолётно") своеобразный эпилог "Органной книжечки".

Музыка на Виниловых Пластинках: Оригинальные издания и Переиздания: https://vk.com/vinyloriginalrepress