На рынках всегда царит особенная атмосфера, туристы часто посещают именно их, чтобы проникнуться местным духом, найти интересные вещи и продукты по низкой цене. Что на самом деле там можно встретить?
Нас встретил сильный шум и резкий запах смеси сырого мяса, специй и фруктов. Мы прошли в довольно душное, тесное пространство продуктового павильона Центрального рынка.
21 октября 2023 года наш учебный коллектив в рамках журналистской практики посетил Центральный рынок в Новосибирске на ул. Мичурина 12 (Метро Сибирская).
На Центральном рынке действительно можно найти много всего: от текстиля до мясных изделий. Наш путь мы решили начать с мясного отдела, вход в который после переезда оказалось найти проблематично.
«На этот рынок хожу много лет, и больно смотреть, что с ним сделали. Стало просто невозможно купить фрукты и овощи, кое-как протискиваешься между мясными прилавками, – рассказала постоянная покупательница Елизавета. – Безобразие какое-то, здесь я больше мясо не беру. Жалко, потому что особо негде больше купить свежие фрукты, овощи, мясо нормального качества и по адекватной цене».
Мясо располагается возле прилавков с фруктами, орехами и прочим, при этом лежит на металлических столах или подвешено, а не находится в холодильнике, продавцы работают с ним без перчаток.
На полу грязно, кровяные следы смешались с уличными. Проходы очень узкие, люди в них сталкиваются друг с другом, продавцы мешают разгрузкой товаров.
«Мясо, орехи, сыры покупали всегда здесь у проверенных продавцов, все свежее, к дому близко. Мясной и рыбный павильоны сейчас пока найдешь, устанешь, коридоры эти бесконечные, как лабиринт, перестановки возмущают меня, – поделилась жительница города Татьяна. – У нас были свои продавцы, многие ушли. Там, где раньше торговали бабушки со своего огорода, теперь только перекупщики».
В ходе нашего обзора для нас открылась картина не из приятных: животные черепа лежат не в баках или мусорных пакетах, а прямо на полу в проходе.
В рыбном отделе дела обстоят не лучше, грязные полы в чешуе, раковины с отходами, завалы из коробок.
В таком случае можно говорить об антисанитарии?
При выходе наша группа чуть не столкнулась с машиной. Как оказалось, парковка имеется, но дорога для выезда почему-то проходит прямо перед выходом из павильона.
С 2021 года рынок соседствует с «Гастрокортом». Сейчас это достаточно популярное место для дружеских встреч, семейного времяпровождения и свиданий, поэтому мы отправились туда.
«Гастрокорт» совмещает в себе хорошую музыку, большой выбор блюд кухонь разных стран и народов, приятную атмосферу. Там также проводятся концерты и показы кино. Сама концепция места очень интересная, можно хорошо провести время, попробовать новые вкусы, но на деле не все доведено до совершенства. С компанией там достаточно трудно, поскольку все разделяются по всему корту в поисках интересующих позиций, ожидание блюд разнится. К тому моменту, как ты сядешь за столик с подносом еды (напитки, кстати, тоже чаще всего ищешь отдельно), остальные могут только стоять в длинной очереди или уже заканчивать свою трапезу. Соседство с рынком не очень понятно и приятно, многие жалуются на то, что он стал типичной забегаловкой.
«Раньше был хороший рынок, сейчас тут гигантская столовая, вообще такое не понимаю, сделали бы отдельно, – негодует Елизавета. - Кто туда ходит? Сидеть в проходе, где вокруг кашляют, чихают, до туалета с километр! Если пожар, непонятно, куда бежать. Гастрокорт этот – гадость, там всегда ужасный запах, антисанитария полная. Нам нужен рынок свежих продуктов, а не столовка!»
Дела в гастрономическом пространстве обстоят чище, есть вентиляция, дизайн. Тем не менее, антисанитария вполне возможна, например, тараканы могут бегать из гастрокорта на рынок и обратно. Проведение концертов также неудобно, площадка, по сути, не отделена от корта.
Рынок образовался в 1930-х годах, постройка крытого рынка закончилась в 1970-х годах, в настоящий момент он по-прежнему пользуется спросом.
В целом, рынок неплохой. Если сделать хорошую планировку и повесить понятные, заметные указатели, продавцам соблюдать санитарные и этические нормы в общении с покупателями, рассмотреть возможность возвращения местной продукции, вполне можно поднять рейтинг, привести поток новых покупателей и поддержать лояльность постоянных.