16K подписчиков

«Каков ты, слушатель, таким и быть поэту»! К 225-летию со дня рождения поэта, классика мировой литературы Адама Мицкевича (1798-1855)

281 прочитал

  Он говорил о временах грядущих,  Когда народы, распри позабыв,  В единую семью соединятся.(А.С.

Он говорил о временах грядущих,
Когда народы, распри позабыв,
В единую семью соединятся.(А.С.Пушкин)

Память Адама Мицкевича увековечена в Польше, Беларуси, Литве, России, Украине, Германии, Турции, Франции, Италии и Грузии - его именем названы улицы, установлены прекрасные памятники, на стенах городских домов вывешены мемориальные доски. Классик… Мицкевича называют польским поэтом, хотя даже его поэтический язык впитал в себя множество белорусских элементов, лексически относящихся к той территории, где Мицкевич родился – сам он частенько называл свой слог «литвинским». 

А стоит ли тому удивляться?

Адам родился в деревне Заосье Новогрудского уезда (сегодня это территория Барановичского района Белоруссии), его родителей в разных источниках называют то литовскими, то белорусскими шляхтичами – мало кто в то время проводил жесткий водораздел между этими народами, проживавшими в одном государстве. В скобках заметим, что гениальный польский поэт в Польше мало когда бывал и при первой возможности уехать предпочёл провинциальной Варшаве блестящий Париж.

Маленькому Адаму нянька Ганна пела белорусские и литовские народные песни, рассказывала местные легенды и сказки. Начальное образование Мицкевич получил в новогрудской доминиканской школе, где уже с младых ногтей увлекался историей, литературой и математикой. После занятий будущий поэт вместе с одноклассниками отправлялся в недальнее путешествие - в окрестностях городка находилась старая гора Миндовга, где мальчишки играли в рыцарей, сражаясь на деревянных мечах. Друзья говорили о былых временах, славных делах предков, дрались на деревянных мечах, представляя себя средневековыми рыцарями.

Памятник Адаму Мицкевичу в Новогрудке
Памятник Адаму Мицкевичу в Новогрудке

В памятном 1812 году беззаботное детство закончилось: в небогатую семью пришла настоящая беда – умер отец, после которого остались только долги. Юному шляхтичу пришлось подрабатывать репетиторством, чтобы хоть как-то помочь родным. Образование Мицкевичу получить все-таки удалось - он окончил факультет литературы и искусства Виленского университета.

Филоматы и филареты 

Ах, эти тайные общества! Без них не обходилось, пожалуй, ни одно учебное заведение начала XIX века. Прогрессивная молодежь Вильно тоже не осталась в стороне и создала своё общество любителей науки - филоматов. Непонятно только – зачем тайное? Что плохого, если студиозусы (согласно уставу) должны любить родной язык, хранить традиции и национальное достоинство, а также сочувствовать обездоленному народу? Но со временем сообщникам  удалось еще больше законспирироваться, перейдя из филоматов в филареты – любителей добродетели. Оказалось, что не все так просто: отнюдь не наука привлекала заговорщиков, гораздо большее значение придавали они политике и общественному  переустройству.  Незаконную деятельность  власти пресекли в 1823 году, когда Мицкевич уже начал преподавать в одной из гимназий Вильно (Вильнюса) и издал два сборника своих стихов. В зависимости от меры вины участники группы отправились в ссылку в дальние регионы России, но Мицкевичу и здесь необыкновенно повезло: местом его ссылки определили центральные регионы России. Но поэт о таком везении не думал: он не переставал тосковать по любимым с детства местам, дарящим вдохновение и покой. Мог ли он подумать, что на родину ему не суждено будет вернуться уже никогда…

Началась ссылка, более похожая на долгое (и надо сказать, весьма романтическое) путешествие – Санкт-Петербург, Одесса, Крым, Москва, дружба с декабристами Кондратием Рылеевым и Александром Бестужевым, поэтами Дмитрием Веневитиновым, Евгением Баратынским и Антоном Дельвигом. Князь Петр Вяземский стал первым переводчиком «Крымских сонетов» Мицкевича на русский язык. Польский поэт умел составить о себе самые приятные впечатления, таково было свойство его характера. Литературный критик Ксенофонт Полевой восторженно записал:

 «Наружность его была истинно прекрасна. Черные, выразительные глаза, роскошные черные волосы, лицо с ярким румянцем; довольно длинный нос, признак остроумия; добрая улыбка, часто появлявшаяся на его лице, постоянно выражавшем задумчивость, — таков был Мицкевич в обыкновенном, спокойном расположении духа; но когда он воодушевлялся разговором, глаза его воспламенялись, физиономия принимала новое выражение, и он бывал в эти минуты увлекателен, очаровывая притом своею речью...»

Два поэта

Осенью 1826 года в Москве произошла знаковая встреча – Мицкевич был представлен Александру Пушкину. Поэты, что называется, находились на одной волне, переводили стихи друг друга и с удовольствием общались на литературных вечерах и салонах.

Барельеф в доме на улице Немировича-Данченко в Москве - в память о первой встрече Адама Мицкевича и Александра Пушкина в 1929 году
Барельеф в доме на улице Немировича-Данченко в Москве - в память о первой встрече Адама Мицкевича и Александра Пушкина в 1929 году

Литературоведы считают, что поэма Пушкина «Медный всадник» написана под впечатлением общения с Мицкевичем и как полемика с ним (Мицкевич в своей поэзии резко критиковал Петра Первого за строительство города на костях, одновременно восхищался Петербургом - и ненавидел его). В черновой тетради Пушкина имелись и переписанные из четырехтомника Адама Мицкевича стихотворения «Олешкевич» («День накануне петербургского наводнения») и «Памятник Петра Великого». В первом из них рассказывается о вещем предсказании польского художника Олешкевича – он сулил новому Вавилону-Петербургу скорую гибель. Во втором Мицкевич изображает двух вполне узнаваемых читателем молодых людей, стоящих перед величественным монументом:

Раз ввечеру под дождем  над Невою

Плащом укрывшись стояли двое:

Один  пилигрим, пришедший с Захода,

Безвестная жертва царственной мощи,

Другой был пророком русского народа,

Песнями славный по всей Полунощи.        

 

  Он говорил о временах грядущих,  Когда народы, распри позабыв,  В единую семью соединятся.(А.С.-4

Пётр Вяземский вспоминал:

«Пушкин, встретясь где-то на улице с Мицкевичем, посторонился и сказал: «С дороги двойка, туз идет». На что Мицкевич тут же отвечал: «Козырная двойка туза бьет».

В чем же Александр Сергеевич видел преимущество таланта Мицкевича над собственным даром? Адам Мицкевич являлся непревзойденным импровизатором, слушатели поддавались магнетизму поэта сразу же, после первой произнесенной им строки. А вот Пушкин импровизировать не умел и, возможно, решил представить своего друга в образе итальянского импровизатора, покорившего петербургскую публику в «Египетских ночах».

Мицкевич пережил Пушкина на восемнадцать лет, всегда ценил и уважал «вещуна русского народа» (по его собственному определению), в посвященной русскому поэту статье подписался как «друг Пушкина». В обществе очень долго бродили слухи о том, что Мицкевич совершенно всерьез собирался вызвать на дуэль Дантеса – считал себя обязанным это сделать. Почему-то верится, что никакие это не слухи…

Много ли вы знаете курганов, насыпанных в честь конкретного человека, даже самого знаменитого? Обычно эти колоссальные памятники создают в память о войне, о грандиозных битвах, но в маленьком белорусском Новогрудке в 20-х годах ХХ века возник курган Бессмертия, посвященный великому земляку Адаму Мицкевичу. Из всех уголков России, Белоруссии, Польши и Литвы люди везли и даже присылали  в посылках землю, внося свой посильный вклад в возведение рукотворного памятника. Наверное, такие символы сегодня необходимы.

  Он говорил о временах грядущих,  Когда народы, распри позабыв,  В единую семью соединятся.(А.С.-5

Мне грустно, милая! Ужели ты должна...

Мне грустно, милая! Ужели ты должна

Стыдиться прошлого и гнать воспоминанья?

Ужель душа твоя за все свои страданья

Опустошающей тоске обречена?

Иль в том была твоя невольная вина,

Что выдали тебя смущенных глаз признанья,

Что мне доверила ты честь без колебанья

И в стойкости своей была убеждена?

Всегда одни, всегда ограждены стенами,

С любовной жаждою, с безумными мечтами

Боролись долго мы - но не хватило сил.

Все алтари теперь я оболью слезами -

Не для того, чтоб грех создатель мне простил.

Но чтобы мне твоим раскаяньем не мстил!

К Лауре

Едва явилась ты - я был тобой пленен.

Знакомый взор искал я в незнакомом взоре.

Ты вспыхнула в ответ, - так, радуясь Авроре,

Вдруг загорается раскрывшийся бутон.

Едва запела ты - я был заворожен,

И ширилась душа, забыв земное горе,

Как будто ангел пел, и в голубом просторе

Спасенье возвещал нам маятник времен.

Не бойся, милая, открой мне сердце смело,

Коль сердцу моему ответило оно.

Пусть люди против нас, пусть небо так велело,

И тайно, без надежд, любить мне суждено,

Пускай другому жизнь отдаст тебя всецело,

Душа твоя - с моей обручена давно.

Где, синих глаз твоих озарены огнем

Где, синих глаз твоих озарены огнем,

Небесные цветы взошли в былые лета,

Потом цветы я рвал для твоего букета,

Но горькая полынь уже таилась в нем.

Когда бурьян и терн покрыли все кругом,

Ужель средь них цветок увянет до расцвета?

Прими теперь букет, хоть скудный, от поэта

На память о земле, сроднившей нас в былом.

Ах, сердце, отстрадав, как этот луг, увяло.

Огнем прекрасных чувств оно тебя питало,

Когда я молод был и был тобой любим.

Хоть по своей вине оно преступным стало,

Хоть много мучилось, принадлежа другим,

Не презирай его - ведь ты владела им.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!