«Вот – «говорящая ручка». Она «прочитает» интересную сказку, а робот-пчелка подскажет ребенку, как ориентироваться в окружающем пространстве», о новинках кабинета развивающих занятий рассказывает директор дзержинской специальной коррекционной начальной школы-детский сад № 144 Наталья Синицына.
Этот кабинет был открыт совсем недавно в рамках федерального проекта «Доброшкола-2023» (нацпроект «Образование») и по итогам всероссийского конкурса признан лучшим.
Всё получится!
В конце ноября, накануне декады инвалидов, в Москве прошла торжественная церемония награждения победителей V Всероссийского конкурса «Доброшкола2023», направленного на поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Победителем в номинации «Лучший кабинет для коррекционно-развивающих занятий» было признано общеобразовательное учреждение Дзержинска, которое совмещает в себе детский сад и начальную школу для детей с нарушениями зрения.
Корреспонденту «Дзержинских ведомостей» удалось побывать на экскурсии в этом уникальном учебном учреждении и наглядно убедиться, как дети с различными нарушениями зрения учатся видеть мир в специально оборудованных для этого группах, классах, кабинетах.
Слоган проекта «Доброшкола» – «Всё получится!». Именно им руководствовалась Наталья Валентиновна, когда приняла решение из хозяйственного помещения, предусмотренного проектом постройки здания еще советских времен, сделать уникальное пространство, соединяющее в себе кабинеты специалистов и комнату для релаксации, и наполнить его самым современным оборудованием.
«Специализация общеобразовательного учреждения – всестороннее воспитание и развитие детей, имеющих различные зрительные нарушения. Поэтому основным посылом этого масштабного преображения было наше первое правило – научить детей видеть мир так, как видим его мы, люди с сохранным зрением. Да, у нас проводятся занятия с учителемдефектологом, который учит ориентироваться в окружающем пространстве, определять предметы на ощупь, различать материи, формы и вещества. Раньше весь методический материал приходилось делать самим, из подручных материалов. А теперь у нас…Заявку на конкурс мы подавали еще год назад. Для нас всё было вновь. Написали программу развития учреждения. Всем коллективом разрабатывали дизайн-проект, подбирали наполнение, в том числе и мебель для занятий и отдыха. Организатором выступило Министерство просвещения РФ, кураторами – Институт коррекционной педагогики и министерство образования и науки Нижегородской области. Проект «Доброшкола» как раз и направлен на подбор и поставку оборудования, мебели, необходимых методик и материалов для работы с особенными детьми. На все работы нам отводилось чуть более полугода, к августу 2023 года мы уже отчитались о проделанной работе. Награду за лучший кабинет коррекционно-развивающих занятий мы получили на подведении итогов V Всероссийского конкурса «Доброшкола-2023», состоявшемся в конце ноября в Москве».говорит моя собеседница и открывает дверь в кабинеты, оснащенные современным экологически безопасным оборудованием.
За логотипом «Доброшколы» скрываются кабинеты психолога, дефектолога, логопеда и сенсорной комнаты. В последней мне очень захотелось задержаться: прилечь на кресло-трансформер, прикрыть глаза и забыть обо всех проблемах дня под приятную музыку. Но пришлось отвлечься на подготовишек, которые пришли на занятие к дефектологу. И мы вместе пошли щупать мох и гладить дерево, разглядывать силуэты бабочек и геометрических фигур через разноцветные стекла на световых платформах, слушать сказки при помощи специальной ручки и смотреть через электронную лупу на увеличенные в несколько раз буквы.
В кабинете логопеда стоит сказочный замок – интерактивный комплекс. Несколько игровых зон и сенсорная панель в центральной части со специализированным программным обеспечением. Здесь есть и встроенный стол для рисования песком, и ширма для кукольного театра, различные массажеры, карточки и игры – настоящий рай и кладезь пособий для логопеда.
Сами педагоги признаются, что еще не до конца узнали все тонкости работы на ярком и, главное, современном оборудовании, но то, что ребятишки с азартом спешат на занятия, это видно всем.
На коррекцию зрения
«К нам в учреждение приходят дети с различными отклонениями зрения, в основном – нарушениями центральной зрительной фиксации. Малышей мы принимаем с двух лет, и большинство находятся в учреждении до 10 лет. Многие родители боятся слова «коррекционная» в названии нашего учреждения. Отмечу, у наших воспитанников нет нарушения интеллекта. Развитие и обучение ведется по общеобразовательным программам с адаптивными средствами обучения и с учетом коррекции офтальмологических заболеваний. Также у нас есть медицинский блок, где дети проходят аппаратное лечение под наблюдением врача-офтальмолога и специалистов ортоптики. Здесь учат детей ставить глаз в правильную позицию, этот навык пригодится им на протяжении всей дальнейшей жизни. Даже после проведенной операции синдром «ленивого глаза» может вернуться. Отмечу, что на протяжении всего дня неукоснительно соблюдается офтальмологический режим»,уточняет директор.
По словам Натальи Синицыной, к моменту окончания начальной школы более 80 процентов выпускников справляются с недугом, поэтому продолжают образование в обычных школах Дзержинска. Дети со сложными зрительными нарушениями направляются в нижегородскую школу-интернат для слепых и слабовидящих детей. Там их обучают и социально адаптируют для жизни в большом мире, дают возможность получить профессию.
Впереди у коррекционной школы – большие планы. На базе общеобразовательного учреждения Наталья Валентиновна планирует открыть ресурсный центр, который позволит педагогам оказывать консультативную, методическую и психолого-педагогическую помощь не только обучающимся учреждения и их родителям, но и другим жителям Дзержинска. А еще – построить спортивную площадку для школы, создать и оборудовать кабинет ЛФК, благоустроить территорию и многое другое… Чтобы наши дети могли видеть мир без ограничений.
Как попасть в специальную коррекционную начальную школу-детский сад № 144
Основные диагнозы: косоглазие, амблиопия, нарушение центральной зрительной фиксации, низкая острота зрения.
1. Получить заключение городской медико-психолого-педагогической комиссии о том, что ребенок нуждается в посещении коррекционного учреждения.
2. Взять направление в департаменте образования.
3. Записаться и прийти на прием к заведующему ГБОУ «СК НШ ДС 144» Наталье Валентиновне Синицыной. Телефон для справок 8 (8313) 222964.
Справка
Федеральный проект «Доброшкола» направлен на совершенствование методов обучения детей с инвалидностью, что позволяет им учиться наравне со здоровыми ребятами. Уникальный проект заключается в подборе и поставке оборудования, мебели, необходимых методик и материалов для работы с детьми с ограниченными возможностями. Начиная с 2020 года, в Нижегородском регионе обновили инфраструктуру в 27 образовательных учреждениях коррекционной направленности. В планах на следующий год – обновление материально-технической базы еще 9 таких школ.
Напомним, в Дзержинске завершён монтаж металлоконструкций зданий школы № 10.
Вера АЛЕКСАНДРОВА
Фото автора