Прекрасная книга, в чтение которой я ушел с головой на 4 дня. Как человек эпохи неолиберализма, капитализма и индивидуализма я с большим наслаждением прочитал книгу и подготовил самые яркие цитаты на мой взгляд.
Человек - племенное животное
- Перфекционизм вовсе не является некоей объективной данностью, которая либо есть у человека, либо ее нет. Это не вирус и не сломанная кость. Это особенность мышления.
- Современный мир все чаще предоставляет нам возможность почувствовать себя неудачниками.
- Социальные медиа «сильно усугубляют распространяющееся среди студентов неверное представление о том, будто бы их сверстники не испытывают проблем».
- Мы — племенные животные. Мы озабочены статусом и иерархией, мы предвзято относимся к членам своей собственной группы и с предубеждением — ко всем остальным. Это происходит само по себе. Так мы мыслим, и такие уж мы есть. Жить человеческой жизнью — значит жить в обществе.
- Для того, чтобы зародить в людях беспочвенное предубеждение и предвзятость, нужно всего лишь разделить их на две группы.
- Озабоченность тем, что о нас думают другие, — одна из самых сильных навязчивых идей человечества. Дети начинают заботиться о своей репутации примерно в возрасте пяти лет.
- Мы отмечаем и хвалим тех, кто жертвует собой ради других. Понятно, почему с точки зрения племени это имело смысл: такое поведение жизненно важно при разделении ресурсов — еды, знаний, информации, времени и заботы. Противоположное качество в данном случае, разумеется, эгоизм — черта, которую всячески осуждали, иногда с особой жестокостью.
- Люди — существа, обладающие самосознанием. Мы постоянно смотрим на себя со стороны, оцениваем себя одновременно с тем, как окружающие оценивают нас. И если мы ловим себя на том, что наше поведение явно «эгоистично», наше сознание подает нам сигнал тревоги, который мы называем «чувство вины». Мы начинаем испытывать его еще до того, как нам исполнится год.
- «Если вы столько же времени, сколько я, посвятите размышлениям о том, насколько наш мозг, гормоны, гены, эволюция, детство и внутриутробное развитие и так далее связаны с нашим поведением, — пишет нейробиолог профессор Роберт Сапольски, — вам тоже покажется, что говорить о существовании свободы выбора просто невозможно».
- Для человека, который борется с перфекционизмом, этот голос, разумеется, иногда оказывается скорее врагом, нежели другом: «Ты тревожишься и грустишь, поскольку ты недостаточно хорош, ты неудачник, ты придурок, ты толстый и уродливый, таким и останешься». Эти процессы составления историй универсальны. Мозг каждого человека устроен так вследствие особенностей эволюции.
- В определенном смысле наша личность на 90% определяется культурой.
Чертова западная культура. История культур
- Как писал профессор Вернер Ягер, судя по всему, этот мир протопредпринимательства, путешествий, новизны и дискуссий «дал начало новым представлениям о значимости человека, о том, что каждая душа сама по себе бесценна». Эта идея (о способном улучшать себя индивидууме как средоточии ценностей) породила нашу современную западную цивилизацию с ее свободой, знаменитостями, демократией и увлечением саморазвитием.
- «В западных сюжетах герой сражается со злом, истина торжествует, а любовь все побеждает, — отмечает он. — В Азии же героем становится человек, который жертвует всем и заботится о своей семье, общине и стране».
- Вместе с христианством в нас зародилось чувство ненависти к самим себе, фетишизация низкой самооценки. Я ощутил это еще тогда, в часовне: об этом чувстве напомнило мне мое собственное католическое воспитание.
- С точки зрения греков, и самоценная личность должна стремиться к совершенству, чтобы заполучить награды, славу и выгоду для сообщества. Христиане переняли эту борьбу и обратили ее внутрь самих себя. Для них не важна олимпийская слава, звание лучшего гончара или лучшего прыгуна через быка; для них главное — вечная борьба, молитвой ли, самоотрицанием или самоистязанием, за улучшение своей внутренней сущности. Христиане привнесли идею внутреннего мира — теперь, чтобы стать героем, надлежало стать совершенным не только физически, но и душевно.
В человеке много «я». Основные идеи книги
- Лучше всего просто жить внутри, осознавая, что есть часть тебя, которую ты никогда не сможешь понять и которая за главного, по крайней мере сейчас. Как погода. Она бывает плохой.
- Едва ли существует лучшее доказательство того, что психоанализ — полная чушь, чем участь детей тех, кто его практиковал. Она незавидная — почти у всех без исключения.
- В нас вовсе нет чистого божественного центра, мы состоим из множества переругивающихся и соперничающих друг с другом личностей, некоторые из них, как мы убедимся, совершенно отвратительны.
- У нас есть «я» для работы дома и «я» для дома, «я» для уютных ресторанов и «я» для придорожных забегаловок; «я» для твиттера и «я» для фейсбука; «я» для водопроводчика и «я» для мэра; утреннее «я» и вечернее «я», «я» для понедельника и «я» для воскресенья, «я» для делового костюма и «я» для халата.
- Идея о том, будто у нас есть прочное целостное „я“, плохо согласуется с тем фактом, что в зависимости от обстоятельств и событий мы можем вести себя совершенно по-разному, — объясняет Брюс. — Разнообразие этих „я“ отражает разнообразие социальной среды, в которой мы обитаем».
- Если другие считают, что мы крутые и классные, наше зеркальное «я» интерпретирует это как свидетельство того, что мы действительно крутые и классные. Мы стремимся производить впечатление. Мы ориентируемся на знаки, которые говорят нам, кто мы здесь.
- Когда мы счастливы, мы себе нравимся, успешно осуществляем свои значимые проекты, делаем лучше свою жизнь и мир вокруг. Мы отвлекаемся от правды, заключающейся в том, что в нас есть глубокие и многочисленные изъяны, что наше существование в конечном итоге бессмысленно, что живем мы в царстве хаоса и несправедливости и что и мы, и все наши близкие однажды умрем.
- Юность — это пропасть между иллюзиями детства и иллюзиями зрелости, пора, когда проекты одной жизненной фазы распались, а новые еще не начались. И в этой пропасти мы видим те ужасы, которые наш мозг-рассказчик старательно прячет от нас.
- Социальная боль может причинять не меньшие страдания, чем физическая.
- Чем больше родители переоценивали своих детей, тем более нарцисстичными они оказывались шесть месяцев спустя. При этом мы не выявили свидетельств того, что недостаток родительского тепла и ласки приводит к нарциссизму.
- Когда много веков назад мы определили себя как существ, отдельных от среды и друг от друга, то повернулись спиной к истине, которая хорошо известна последователям Конфуция: все мы связаны.
- Именно в интернете убеждения других людей лучше всего контролируются, а их «ереси» публично наказываются.
Человек ограничен, несовершенен и ничего с этим не поделать
- Один из тезисов, описывающих нашу культуру, состоит в том, что мы можем быть кем угодно: чтобы прийти первым в неолиберальной гонке, нужно иметь мозги, мечту и жгучее желание для ее воплощения. Этот посыл доносится до нас отовсюду: из фильмов, из восторженных и вдохновляющих новостей и постов в социальных сетях, из рекламы, книг по саморазвитию, школьных классов и телевизора. Мы усваиваем его, делаем его неотъемлемой частью самоощущения. Однако этот посыл ошибочен. Точнее, это обман, занявший центральное место в эпохе перфекционизма. Я считаю, что это и есть причина бесчисленных страданий.
- Вы ограничены. Вы несовершенны. И вы ничего не можете с этим поделать.
- Беспокойным людям действительно приходится волноваться чаще, чем беззаботным. Целый ряд исследований показывает, что люди с высоким показателем невротизма не только сильнее реагируют на негативные жизненные события, но и чаще с ними сталкиваются».
- Если не считать генетического наследия, родители не оказывают систематического влияния на личности своих детей.
- Факторы среды, включая родительский стиль воспитания, приводят у разных детей к разным результатам в зависимости от устройства их нервной системы.
- Ваши решения, возможно, были не так уж свободны, как казалось; что они были приняты при сильном, хотя и незаметном генетическом влиянии; что ваша душа одержима покойными предками, которые, будто сговорившись с призраками вашей культуры, почти всегда берут верх.
Отстаньте от себя. Рекомендации
- Если вы интроверт или невротик, отстаньте уже от самого себя. Дайте себе вздохнуть свободно. Достаточно того, что нам приходится брать ответственность за все дерьмо вокруг, не нужно вдобавок брать ответственность за свои недостатки.
- Никто из нас на самом деле не является героем. Мы — это просто мы. Это не должно прозвучать безнадежно. Напротив, эти утверждения должны помочь нам найти путь к счастью. Первый шаг на этом пути — перестать верить родоплеменной пропаганде.
- Какая-то часть меня всегда будет желать стать общительнее, богаче, стройнее и очаровательнее. Однако знать, что «совершенство» — иллюзия и продукт племенной пропаганды, уже очень отрадно.
- Если мы хотим подобраться чуть ближе к счастью, то мы должны перестать пытаться изменить себя и начать менять свое окружение — как мы живем, с кем общаемся, какие цели перед собой ставим. Мы должны найти для себя такие проекты, которые не только значимы для нас, но и которые мы способны реализовать. Они не обязательно должны касаться работы или быть грандиозно-альтруистичными, но они должны быть именно нашими.
Вот такая прекрасная книга. Всем счастья!