Найти тему
497 подписчиков

Медведи, французы, Маяковский: как Луначарский открыл советским людям мир хоррора. Часть 2

Советский хоррор, сказочный триллер, первый отечественный фильм ужасов, мистическая драма – как только не называли фильм почти вековой давности «Медвежья свадьба». Картина действительно подходит под все эти термины, но с некоторой натяжкой. Однако факт остается фактом – до «Вия» 1967 года из пугающих в СССР был только этот фильм, снятый Константином Эггертом.

Проспер Мериме, Владимир Маяковский / Коллаж / nasledie-rus.ru / mif-mira.ru
Проспер Мериме, Владимир Маяковский / Коллаж / nasledie-rus.ru / mif-mira.ru

Окончание. Начало тут

На страницах фильма в Википедии и на Кинопоиске черным по белому сказано: крестьяне поджигают замок, и в нем погибает граф Шемет, подразумевается, судя по всему, что при пожаре. Однако здесь вопрос: почему такие странные данные? Ведь в фильме отчетливо видно, что пожар устраивают не крестьяне, а сумасшедшая графиня, уронившая подсвечник. И умирает Шемет не в огне, а от пули сестры Юльки – Марии.

Печально, что находятся люди, которые «Медвежью свадьбу» видимо не смотрели, но про него пишут. Например, тут и тут. Еще и рассказывают, что граф «превращается в медведя без всяких спецэффектов» – вздор! Не превращается ну ни разу. Весьма себе весь фильм герой Эггерта (кстати, он сыграл две роли – Казимира и Михаила) присутствует на экране с человеческим лицом. Не нутром, правда.

Мрачный, холодный, на удивление динамичный (даже спустя почти век) и местами действительно страшный - фильм «Медвежья свадьба» за свои 1 час 7 минут не дает заскучать. Особой похвалы заслуживает монтаж. Но надо понимать – фильм немой, тут может быть некоторым подготовка какая нужна будет… Пожалуй, что и скидочку надо делать на столетнюю давность, ведь эта картина – первопроходец в своем жанре. Это мы теперь серьезно подогретые «криками», «кошмарами на улице вязов» и «пилами». Но фильм Эггерта, конечно, все же не совсем хоррор, а скорее драма с элементами ужастика.

В свое время эта картина была одной из самых успешных в прокате. Настоящий кинохит второй половины 20-х. «Медвежья свадьба» выходила в прокат в 25 странах мира, а вот в СССР ее ждала печальная участь – в 1929 году картина попала в разряд идеологически неприемлемых и из кинотеатров исчезла. Вроде бы ушел вместе с этим и сам жанр, но он только лишь спрятался, а всплыл в неожиданном месте – фильмах-сказках.

Афиша / ru.kinorium.com
Афиша / ru.kinorium.com

Популярность «Медвежьей свадьбы» определяется хотя бы по тому, что его ехидно упомянул в одном из своих произведений Владимир Маяковский. В стихотворении «Стабилизация быта» 1927 года есть следующие строки:

«Перед плакатом «Медвежья свадьба»
нэпачка сияет в неге:
— И мне с таким медведем
поспать бы!
Погрызи меня, душка Эггерт».

И это задолго до всяких «Дневников вампиров»! Да, в те годы Константин Эггерт и впрямь был настоящим секс-символом. Как раз таки бурной популярности актера поспособствовала «Медвежья свадьба». Забавно, что спустя пять лет Эггерт озвучит мультфильм «Блек энд Уайт», снятый по одноименному стихотворению Маяковского.

Съемки возможно проходили в нескольких усадьбах под Москвой. Нижегородский историк Серафим Орлов утверждал, что фильм снимали в усадьбе Шереметовых в Юрино (Республика Марий Эл). Наталья Розенель говорила, что имением Довгеллы служила усадьба Соколово, а парковые сцены были поставлены в усадьбе Остафьево.

Снятый в фильме дворец – это дворянская усадьба в Покровском-Стрешневе на юго-западе Москвы. Она сохранилась до наших дней, но уже в серьезно измененном виде. В советские годы усадьба в частности принадлежала НИИ гражданской авиации, а позже компании «Аэрофлот».

Было / ru.wikipedia.org / Автор неизвестен / Общественное достояние
Было / ru.wikipedia.org / Автор неизвестен / Общественное достояние
Стало / mos-holidays.ru
Стало / mos-holidays.ru

Кстати, существует польская экранизация повести Проспера Мериме под одноименным названием «Локис» (Локис – это в сущности то же, что и медведь). Режиссер Януш Маевский снял этот фильм (тоже стоящий, между прочим) в 1970 году. Надо признать, что он практически точь-в-точь следует канве произведения французского писателя – все же сценаристы советского фильма Георгий Гребнер и Анатолий Луначарский серьезно переработали оригинал. Но тут тонкость – в 25-м году фильм был без звука, и, вероятно, авторы посчитали нужным снять именно так, как в итоге получилось. Возможно поэтому «Медвежья свадьба» оказалась более самобытной и натурально пугающей.

К просмотру, в общем, рекомендуется. Также как и произведение Проспера Мериме – читается быстро и на одном дыхании.

Еще для любителей подобного жанра нельзя не порекомендовать фильм Олега Тепцова «Господин оформитель» 1988 года – посмотреть на дом главного героя одной из главных мистических картин СССР можно здесь. А поучаствовать в тематическом опросе, посвященном 35-летию «ГО» – тут.